Содержание сайта =>> Атеизм =>> Религия, общество, государство
Сайт «Разум или вера?», 31.07.2003, http://razumru.ru/atheism/society/dragunski.htm
 

Сайт «Народная ассамблея»,
http://www.civitas.ru/topic.shtml?code=38
(ссылка не работает)

Где оскорблённому
есть чувству уголок?

Д. В. Драгунский

 

Этот вопрос, так волновавший незабвенного Александра Андреевича Чацкого, теперь всё чаще заботит граждан, воспитанных в духе атеизма, материализма и научного мировоззрения.

Недавно в одном древнем русском городе, славном золотыми куполами древних монастырей, горожане подали в суд на руководство – не знаю, как это сказать по-светски – местной епархии. Дело в том, что духоподъемный колокольный звон будит граждан раным-рано – как и положено по церковным правилам. Храм расположен прямо в середине густонаселенного микрорайона, и веселый звонарь упоенно призывает… так и хочется сказать: «правоверных на молитву». Нет, это должен делать муэдзин с минарета.

А звонарь со звонницы просто будит людей. Кому-то этот звон в самый раз. А кто-то ещё спит.

Кто-то, напротив, полчаса назад пришел с ночной смены и только прикорнул. У кого-то дети. Кто-то болеет. Короче говоря, всё это благозвучие, такое приятное первые два-три раза, к концу недели сильно притомило жителей означенного микрорайона.

Однако добром дело решить не удалось. Церковные руководители сказали, что они, вообще-то, звонят гораздо меньше, чем положено. То есть они уже, заранее, безо всяких предварительных просьб, вошли в положение жителей микрорайона и наступили на горло собственному звону. На самом деле звонить-де положено чаще, дольше и громче. Жители почесали макушки. С одной стороны, они испытывали чувство искренней благодарности иереям и иерархам за их снисхождение к слабости барабанных перепонок. Но, с другой стороны, даже этих малых доз хватает, чтобы сделать жизнь невыносимой. Поэтому спор зашел в тупик. Иереи с иерархами сетуют на бездуховность народа, но продолжают звонить. Народ же продолжает искать духовную истину, но при этом вызывает экологические службы – замерить уровень децибелов.

Этот вроде бы анекдотический случай – первый знак грядущих «расколов и нестроений» внутри нашего общества, поспешно подверстанного под православие (или какую-то иную конфессию).

Очевидно, всё дело в том, что поиски смысла жизни и вообще духовное развитие не связаны напрямую с церковной обрядностью. Есть люди, которые ищут духовную истину в церкви. Причём не обязательно в православной. Но есть и те, кому ближе литература, философия, психология, или просто диалог с самим собою. Есть, наконец, сравнительно небольшое число убежденных атеистов.

Это люди, которые в результате длительных размышлений пришли к выводу, что нет никакой Высшей Силы – Богом её назови или Судьбой, или Расположением Звезд. Человек, считают атеисты, всего добивается сам, и сам за все свои поступки отвечает. Для атеиста нет не только Бога, но и дьявола. Атеист знает, что все свои подлости человек совершает совершенно самостоятельно, а не по бесовскому наущению.

А большинство нас, многогрешных, просто равнодушно к высоким проблемам духовного бытия. И это тоже естественно.

Поэтому «обыкновенных атеистов» – не тех, кто пришел к атеизму путем разрыва с религией, мистикой или верой в судьбу – просто атеистов по стилю жизни и образу мысли – значительно больше, чем верующих. Тем более в наше время, когда успехи наук и ход исторического процесса оставляют всё меньше и меньше возможностей для искренней и нераздумчивой веры в Бога. О тех же, для кого вера в Бога является продуманным и выстраданным выходом из философских затруднений, говорить вряд ли стоит. Таких людей вообще единицы.

Однако звон колоколов раздаётся все громче и настойчивей. Несмотря на то, что церковь регулярно посещает меньшинство наших сограждан. Несмотря на то, что верующими также является меньшинство.

Как ни странно это звучит в начале Третьего тысячелетия, клерикализм в России стал новым вызовом нормальному развитию общества.

Может быть, это наш ответ на исламский фундаментализм? Тогда это совсем не смешно. Но не будем нырять в такие глубины. Отметим только, что общество конфузливо молчит, когда ему навязывают клерикальную символику и стилистику. При том, что само это общество – наше общество, российское – отнюдь не торопится очутиться в церковной ограде. Но – как-то неловко. Вот, например, был подан судебный иск по поводу учебника для средних школ «Основы православной культуры». Однако один из инициаторов этого иска, ветеран демократического движения Лев Пономарев, считает неприемлемым некоторые пункты этого учебника, а не сам факт преподавания этих «Основ» в государственной средней школе – пусть даже в виде факультативного курса. Пономарев полагает, что ксенофобские места из этого курса следует изъять, но сам курс, поскольку Россия исторически является православной страной, в государственной школе может преподаваться.

Оставим сугубо академические споры о том, насколько русская культура «православна» (а французская – «римско-католична» и т. п.). Россия является (а) светским государством, (b) многонациональным и многоконфессиональным государством и (c) государством, в котором большинство составляют люди неверующие. Обыкновенные атеисты.

Надо подчеркнуть, что атеисты – это тоже люди с убеждениями и чувствами. Нельзя оскорблять верующих. Например, не следует кричать у входа в церковь, что Бога нет, и это – медицинский факт. Что космонавты летали и Бога не видали. Это глупо и бестактно.

Но не надо оскорблять и атеистов. Например, чем-то близким к такому оскорблению является церковное освящение военных кораблей, школ и больниц. Ведь и армия, и учреждения образования и здравоохранения строятся и содержатся на бюджетные средства. То есть на деньги налогоплательщиков. Среди которых верующие составляют явное меньшинство.

Точно таким же оскорблением чувств неверующих является попытка ввести преподавание основ православной (или какой-либо ещё религиозной) культуры в государственных учебных заведениях.

Дело не в том, что в данном конкретном учебнике содержатся признаки «разжигания религиозной или национальной розни». Дело в принципе.

Если в школе решили – пусть факультативно – преподавать «Основы православной культуры», то в этой же школе должны преподавать «Основы научного мировоззрения». Где школьникам расскажут о том, как устроена Вселенная и мозг человека, что такое наука, как она осваивает и изменяет мир.

В частности, надо рассказать и о том, как возникла вера в Бога, как она развивалась от тотемизма и анимизма к многобожию, а там и к единобожию, как возникали и почковались различные религии.

Думаю, что этот курс будет интересен и полезен – особенно если его не превратить в антирелигиозный цитатник.

Прошу заметить, что я пишу слово «Бог» с заглавной буквы. Потому что я уважаю религиозные чувства верующих. Хотелось бы, чтобы верующие – а особенно их лидеры – уважали чувства атеистов.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика