Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2010, № 4 (57)
Сайт «Разум или вера?», 31.03.2011, http://razumru.ru/humanism/journal/57/mikhailov.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Осень 2010 № 4 (57)

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

 

Дмитрий Юрьевич Михайлов
научный сотрудник лаборатории нравственного обучения РАО

ЕДИНСТВО

формального и неформального

В НРАВСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ

«Неразвитое нравственное сознание является
причиной безнравственных поступков детей».

В. А. Сухомлинский

В современной педагогике XXI века принято выделять два вида образования – формальное и неформальное. Считается, что формальное образование (в отличие от неформального) обладает более чёткими рамками, системой и организацией учебного процесса. Практически, как таковое, формальное образование есть непосредственно базовое школьное образование, а неформальное образование охватывает процесс воспитания вне школы.

Рамки формального образования прописаны в школьных стандартах, и их необходимо придерживаться, чтобы дать учащимся необходимые знания. Любой уход от разработанных образовательных стандартов является нарушением учебного процесса. Напрашивается параллель: нравственные правила являются общественными рамками, необходимыми для жизни, сохранения и нормального развития социума. Игнорирование, незнание, нарушение данных правил приводит к социальным конфликтам и дестабилизации обстановки в обществе. Программа нравственного образования прописана в государственных учебных стандартах школ России 1.

Если бы данных рамок учебного процесса (государственных стандартов) не существовало, то любой недобросовестный педагог, особенно в общественных дисциплинах, в которых даются знания об истории общества, культурных ценностях, социальных отношениях, мог бы, давая свой материал и прививая детям ложные ориентиры, способствовать подрыву устоев общества. Система стандартов, таким образом, является основным сводом правил и системой защиты всей системы образования.

Но система стандартов, являясь стабилизирующим фактором, имеет весьма жёсткие рамки и, по сути, догматична. Отсюда необходимо рассматривать взаимосвязь базового формального и неформального образования, так как современное общество высоко динамично, в нём идёт нарастание потока информации. В ответ на это вырабатываются новые содержания, методики и формы учебной работы. Отсюда неформальное образование можно рассматривать и как источник знаний, дополняющих базовую систему знаний в формальном образовании. Но новые, инновационные, нестандартные содержания и методики обучения должны дополнять и укреплять стандартную систему образования и не входить с нею в противоречия. В противном случае может нарушиться весь ход и вся система образования.

Под формальным образованием понимается учебный процесс, в котором усвоение содержания моральных понятий выражается, с одной стороны, в поведении, соответствующем их смыслу, а с другой – в чётком речевом их раскрытии. Неформальное образование больше связано с воспитательной работой и формами дополнительного образования. Но обе эти линии естественно взаимосвязаны и имеют общее направление, независимо от вида деятельности и того, где они формируются. И в том, и в другом случае программа нравственного образования является эффективным средством формирования нравственного сознания учащихся.

Формирование нравственных понятий детей в общеобразовательной школе происходит в единстве формального и неформального образования. Неважно ведётся ли работа в базовой сетке часов классными руководителями на классных часах, либо в качестве кружковой деятельности и т. п. Важно то, что дети усваивают через специально разработанную программу систему нравственных знаний. Система обучения предусматривает проведения занятий как в базовой сетке часов, так и во внеклассных мероприятиях. При этом нужно учитывать, что в процессе учёбы дети «автоматически» не станут более нравственными, но они начнут задумываться над своими поступками, поведением в обществе, научатся оценивать деятельность других членов общества. Возрастёт и степень их открытости, так как у них появится чёткое знание, как правильно поступать в той или иной ситуации, как избегать ошибок. Для людей чувствительных или подверженных влиянию сильных личностей это особенно необходимо, так как помогает доверять себе, укрепить уверенность в себе, в своих действиях. Не случайно во многих школах уроки морали учителя предлагают называть «уроками доверия». На этих уроках происходит формирование этических знаний, нравственных умений и навыков учащихся (кратко – комплекс ЗУН). Так формируются привычки поступать правильно, вырабатывается определённый образ жизни.

Особенность формального образования состоит в том, что оно является базовым. Входящие в него предметы признаны необходимыми для их обязательного изучения. Соответственно главная цель – дать детям чёткую систему основополагающих знаний. При этом программа нравственного образования в этих условиях является главным компонентом, фундаментом формирования нравственного сознания учащихся.

В неформальном образовании даются дополнительные знания, учитываются познавательные интересы детей, реализуется больше творческих и игровых методик обучения. С одной стороны, данный вид обучения не системен, так как знания могут приобретаться человеком спонтанно, из окружающего мира и личного опыта, но с другой стороны происходит и более тесное и широкое знакомство с культурными и нравственными ценностями общества.

Одной из главных задач нравственного образования является сообщение детям нравственных знаний. Но, общеизвестно, что нравственные знания должны применяться на практике. Соответственно, работы в кружках, экскурсии в музеи, посещение выставок, проведение экологических мероприятий и т. п., способствуют нравственному развитию детей. Это является фактором взаимосвязи систем формального и неформального образования (в программе нравственного образования). Программой предусмотрены различные методики, в том числе игровые, которые можно применять в различных видах дополнительного образования учащихся. Специфика внеклассного обучения отличается тем, что дети более раскрепощены, чем на основном уроке. Можно задавать и обсуждать вопросы, непосредственно связанные с жизнью, быть более доверительным по отношению к друзьям и т. п. Как организатору и выразителю своих интересов дети больше доверяют свои чувства классному руководителю.

Курс нравственного образования способствует более глубокому и полноценному усвоению таких предметов, как история и обществоведение, литература и русский язык, экология и др.

Какова же специфика нового школьного предмета? Это единственный урок в школе, на котором разбирается поведение человека. Это понятие является неотъемлемым компонентом системы нравственного образования (соответственно можно и нужно оценивать поведение учащихся).

На уроках этики учащиеся приобретают опыт и навыки поведения. Обычно такой опыт они приобретают большой частью вне школы: в кругу семьи и при общении со сверстниками (улица), из телепередач и т. д. Дети учатся понимать, чем нравственные понятия отличаются от других терминов.

В ходе познания важных качеств, отличающих моральные категории, учащиеся узнают, что мораль – это единство чувств и разума, т. е. что они связаны с чувствами и мотивами (чувство долга, чувство ответственности, совесть, человеколюбие и т. д.) и сочетаются с осознанностью, разумностью нравственных действий, т. е. связаны с разумом.

Эмоциональная и рациональная стороны морали тесно связаны между собой. Нравственные понятия работают только в единстве того и другого, что добро исключает зло, что нельзя быть ответственным и бессовестным, честным – но недостойным и т. д. Если ты человек долга, то, следовательно, у тебя есть совесть, честность, ответственность и т. п.

Нравственные понятия имеют социальное происхождение и статус, они функционируют во всех областях общественной жизни, т. е. тесно связаны с жизнью человека в социуме.

В процессе усвоения нравственных понятий учащимися вырабатываются знания умения и навыки нравственного поведения. Формируется привычка поступать правильно, вырабатывается определённый образ жизни.

На уроках этики используются книги для чтения, различные задания, творческие уроки, разбор жизненных ситуаций, исторических деятелей и документов, аудио и видео материалы. Их главная цель – способствовать раскрытию творческого нравственного потенциала учащихся.

Общая задача нравственного образования – нравственное просвещение. Ещё наши далекие предки понимали, что знание – это свет. Свет – это добро, а тьма (невежество и незнание) – зло, свет, как известно, рассеивает тьму. Первые действия учителя на уроке этики – сообщение нравственных знаний. Уроки – это передача детям нравственных знаний (раскрытие значимости нравственных понятий, их сути и необходимости их соблюдения). Трансляция этической информации проходит в разных формах и методах: игры, мозговой штурм, дискуссии, беседы, творческие задания и т. п.

Нравственное сознание есть главная и неотъемлемая составляющая общественного сознания, а формировать его нужно с детских лет. Необходимо подготовить подрастающее поколение к дальнейшей жизни в обществе. Вопросы человеческих взаимоотношений, пожалуй, самые запутанные и сложные. Как установили учёные, сам человек как биологический вид существенно не изменился. Но человек живёт и развивается в рамках общества, а само общество на протяжении всей истории человечества постоянно меняется.

В курсе непрерывного нравственного светского образования огромное значение уделяется человеческим взаимоотношениям. Когда школьник, постепенно шаг за шагом, год за годом, идёт ко всё более глубокому осознанию совершаемых им поступков, значимости совершаемых им действий, тогда он вырабатывает навыки самоконтроля, умения общаться с другими людьми и принимать правильные решения.

Общечеловеческие нравственные понятия – практически неизменны. На них строятся все взаимоотношения людей. К 11 классу человек должен быть в целом сформировавшейся личностью и обладать знанием о нравственности, умением им оперировать и реализовывать в жизни (использовать на практике). Нужно не только знать. Этого мало. Недостаточно быть добрым, зная о добре, но не прийти на помощь. Формирование цельной нравственно ориентированной личности задача всей системы обучения, которую саму нужно рассматривать в тесной взаимосвязи с жизнью.

Как показывает опыт работы в школе, учащиеся осознают важность изучаемого предмета. Об этом говорят и данные анкетирования учащихся. За годы эксперимента по этическому обучению был накоплен большой положительный опыт в преподавании этого предмета. В большинстве школ установилась атмосфера доброжелательности и взаимопомощи. Одно это является ярким показателем взаимодействия систем формального и неформального образования. Создать такую атмосферу в рамках программы нравственного образования особенно важно, так как на сегодняшний день в обществе накопилось множество нерешённых социальных проблем, семьи находятся на разном социальном уровне, многие из детей пришли из неполных семей, множество семей мало обеспечены и т. д. Несмотря на дифференциацию и разный уровень усвоения знаний нравственное обучение способствует тому, что среди детей устанавливается атмосфера взаимопонимания и доверия друг к другу.


См. Учебные стандарты школ России / под редакцией B. C. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. Книга 1. – М.: «ТЦ Сфера», «Прометей», 1998, с. 284 – 320.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика