Содержание сайта =>> Атеизм =>> Религия, общество, государство |
Сайт «Народная ассамблея»,
http://www.civitas.ru/topic.shtml?code=38
(ссылка не работает)
Где оскорблённому
есть чувству уголок?
Д. В. Драгунский
Этот вопрос, так волновавший незабвенного Александра Андреевича Чацкого, теперь всё чаще заботит граждан, воспитанных в духе атеизма, материализма и научного мировоззрения.
Недавно в одном древнем русском городе, славном золотыми куполами древних монастырей, горожане подали в суд на
руководство – не знаю, как это сказать
А звонарь со звонницы просто будит людей.
Кто-то, напротив, полчаса назад пришел с ночной смены и только прикорнул.
Однако добром дело решить не удалось. Церковные руководители сказали, что они,
Этот вроде бы анекдотический случай – первый знак грядущих «расколов и нестроений» внутри нашего общества,
поспешно подверстанного под православие (или
Очевидно, всё дело в том, что поиски смысла жизни и вообще духовное развитие не связаны напрямую с церковной обрядностью. Есть люди, которые ищут духовную истину в церкви. Причём не обязательно в православной. Но есть и те, кому ближе литература, философия, психология, или просто диалог с самим собою. Есть, наконец, сравнительно небольшое число убежденных атеистов.
Это люди, которые в результате длительных размышлений пришли к выводу, что нет никакой Высшей Силы – Богом её назови или Судьбой, или Расположением Звезд. Человек, считают атеисты, всего добивается сам, и сам за все свои поступки отвечает. Для атеиста нет не только Бога, но и дьявола. Атеист знает, что все свои подлости человек совершает совершенно самостоятельно, а не по бесовскому наущению.
А большинство нас, многогрешных, просто равнодушно к высоким проблемам духовного бытия. И это тоже естественно.
Поэтому «обыкновенных атеистов» – не тех, кто пришел к атеизму путем разрыва с религией, мистикой или верой в судьбу – просто атеистов по стилю жизни и образу мысли – значительно больше, чем верующих. Тем более в наше время, когда успехи наук и ход исторического процесса оставляют всё меньше и меньше возможностей для искренней и нераздумчивой веры в Бога. О тех же, для кого вера в Бога является продуманным и выстраданным выходом из философских затруднений, говорить вряд ли стоит. Таких людей вообще единицы.
Однако звон колоколов раздаётся все громче и настойчивей. Несмотря на то, что церковь регулярно посещает меньшинство наших сограждан. Несмотря на то, что верующими также является меньшинство.
Как ни странно это звучит в начале Третьего тысячелетия, клерикализм в России стал новым вызовом нормальному развитию общества.
Может быть, это наш ответ на исламский фундаментализм? Тогда это совсем не смешно. Но не будем нырять в такие глубины.
Отметим только, что общество конфузливо молчит, когда ему навязывают клерикальную символику и стилистику. При том, что
само это общество – наше общество, российское – отнюдь не торопится очутиться в церковной ограде. Но –
Оставим сугубо академические споры о том, насколько русская культура «православна» (а французская – «римско-католична» и т. п.). Россия является (а) светским государством, (b) многонациональным и многоконфессиональным государством и (c) государством, в котором большинство составляют люди неверующие. Обыкновенные атеисты.
Надо подчеркнуть, что атеисты – это тоже люди с убеждениями и чувствами. Нельзя оскорблять верующих. Например, не следует кричать у входа в церковь, что Бога нет, и это – медицинский факт. Что космонавты летали и Бога не видали. Это глупо и бестактно.
Но не надо оскорблять и атеистов. Например,
Точно таким же оскорблением чувств неверующих является попытка ввести преподавание основ православной (или какой-либо ещё религиозной) культуры в государственных учебных заведениях.
Дело не в том, что в данном конкретном учебнике содержатся признаки «разжигания религиозной или национальной розни». Дело в принципе.
Если в школе решили – пусть факультативно – преподавать «Основы православной культуры», то в этой же школе должны преподавать «Основы научного мировоззрения». Где школьникам расскажут о том, как устроена Вселенная и мозг человека, что такое наука, как она осваивает и изменяет мир.
В частности, надо рассказать и о том, как возникла вера в Бога, как она развивалась от тотемизма и анимизма к многобожию, а там и к единобожию, как возникали и почковались различные религии.
Думаю, что этот курс будет интересен и полезен – особенно если его не превратить в антирелигиозный цитатник.
Прошу заметить, что я пишу слово «Бог» с заглавной буквы. Потому что я уважаю религиозные чувства верующих. Хотелось бы, чтобы верующие – а особенно их лидеры – уважали чувства атеистов.