Содержание сайта =>> Атеизм =>> Религия, общество, государство
Сайт «Разум или вера?», 22.11.2011, http://razumru.ru/atheism/society/pet_iva.htm
 

Сайт CIVITAS
Вестник гражданского общества, 28.06.2011,
http://www.civitas.ru/article.php?code=1535

Мировоззренческие кульбиты
лидеров КПРФ

Я, Петраш Ю. Г., коммунист с многодесятилетним партийным стажем и Иванеев С. В., приверженец марксистской научно-философской теории, считаем своим долгом отмежеваться от мировоззренческих позиций тех, кто сегодня номинально относит себя к членам Коммунистической партии Российской Федерации. Более того, мы заявляем решительный протест позиции заигрывания с религией руководства КПРФ. И пусть ему, этому руководству, не покажется, будто мы являемся кондовыми «атеистами-марксистами», не понимающими сути проблемы «народ – религия» и хотим в чём-то поучать Зюганова Г. А. и его ближайших единомышленников.

Нет, не поучать, но напомнить им азы диалектико-материалистической концепции, что есть религия и почему трудящимся массам с ней не по пути.

Мы, профессионалы-религиоведы, знаем о религии не понаслышке, судим о ней не по выспрянным фразам теологов и потому имеем полное моральное право судить о религии такой, какова она есть.

Но всё по порядку.

Коммунистическая партия, в какой бы стране она ни функционировала, руководствуется теорией, согласно которой любая религия есть форма общественного сознания, определяющей мировоззренческой координатой которой является вера в сверхъестественные силы. Остальные формы общественного сознания (мораль, искусство, идеология, право, философия и другие) имеют свой специфический статус и не могут растворяться религиозным ферментом настолько, чтобы полностью поступаться своим статусом. Хотя, верно, в условиях господства религии как идеологического средства определённых социальных кругов, религия стремится подчинить своему влиянию остальные формы общественного сознания, выставляя себя неким социально-духовно-мировоззренческим абсолютом. Но, как свидетельствует историческая практика, по мере социально-экономического прогресса, религия умеряется в своих непомерных претензиях на господство в социальных и духовно-мировоззренческих сферах жизни общества.

Нелишне напомнить, что подавляющее большинство гениальных мыслителей прошлого (Конфуций, Демокрит, Эпикур, Лукреций, Спиноза, Дидро, Фейербах, Маркс, Энгельс, Чернышевский и многие другие) прекрасно понимали отрицательную сущность религии, борясь против её мистификации бытия и отрицания достоинства человека в пользу эфемерных сверхъестественных сил.

Высший уровень научного понимания религии заняла диалектико-материалистическая теория марксизма.

Поиски человечества выхода из экономического и духовного рабства привели к такой теории, которая сфокусировала в своём содержании все самые ценные достижения мыслителей-гуманистов всех времён и народов. В основе экономической жизни общества марксизм открыл способ производства, как единства производительных сил и производственных отношений. Именно общественное бытие определяет индивидуальное и общественное сознание.

В сфере надстроечных явлений религия заняла важное место. Почему? Ответ на этот вопрос всегда давался и даётся сегодня самый разный. Следуя исторической традиции, довольно большая часть людей вкладывает в содержание религии непомерно обширный смысл. Теология, как всегда, тенденциозно представляет религию некой дистиллированной «купелью духа», – чистых помыслов и идеалов, правды, любви, гуманизма, мира и т. д. При этом замалчиваются очевидные факты войн, вероломства, обмана, горя и бед человечества, вершащихся под эгидой «воли бога». Все эти социально-духовные негативы относятся к проделкам «нечистых сил». Бог и боги по-прежнему представляются надмировыми владыками и носителями добра и счастья.

Так многотрудная история человечества увенчала богов ореолом высшей святости и благоденствия.

Вбирая в содержание своего учения о религии мировую практику свободомыслия и атеизма, марксизм создал глубокое в своей сущности учение о религии как особом роде «духовной сивухи», которой окормляет себя массовое, т. е. не теоретическое, сознание. Да, людям необходим жизненный идеал. Не находя (или не видя) его в реальной жизни, они создают такой идеал в своих помыслах, отрывая его от «жизненной скверны» бытия. Это и есть синдром отрыва своих насущных идеалов от жизненной практики и экстраполяции их на воображаемые «высшие» сверхъестественные силы.

В свете марксистской теории религия является многофункциональной социально-духовной системой. За свою многотысячелетнюю практику она облекла своим вероучением не только мировоззрение людей, но и социальные стороны общественной жизни. Обратим внимание на тот очевидный факт, что и сегодня во многих странах религия является государственным официозом. Но и утрачивая свои былые государственные позиции, она всячески стремится сохранить свои функции господства над умами и положением народа в данном сообществе. В этих целях совершенствуется система деятельности религиозных организаций, возрастает тенденция к модернизации самого культа сверхъестественных сил, умело используются научные открытия в целях доказательства «мудрости замысла бога» и т. д. Особый упор делается на пропаганду так называемых моральных ценностей религии, согласно которым верующий человек очищается от всякой скверны «волей бога».

Таковы азбучные истины марксизма относительно сущности религии. И мы бы не воспроизводили их, если бы высшие круги современной КПРФ откровенно не отворачивались от этих верных положений. А ведь программа КПРФ признаёт верность мировоззренческих основ марксистской теории и ратует за воспитание народа на основе научного миропонимания, значит, против религиозного миропонимания. Тогда как же понимать вас, именующих себя сторонниками диалектико-материалистической теории? Или вы уже в пылу сегодняшних социальных пертурбаций успели выработать некую иную теорию, соединяющую марксизм с религией, являющейся огрубленной формой идеализма? А?

Извините, товарищи, – если вы ещё не перекрасились в «господа», – но это ведь синкретизированный мировоззренческий гибрид, называемый эклектизмом, от которого веет духом беспринципного приспособленчества.

Разве это не так? Или мы, марксисты, в чем-то устарели и отстали от ваших семимильных шагов в прогресс?

Давайте разберёмся.

Вот перед нами запись беседы Председателя ЦК КПРФ Г. А. Зюганова и его окружения с маститым православным идеологом, главой Синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата протоиереем Всеволодом Чаплиным от 15 ноября 2010 г.

При всём уважении к лидеру КПРФ, проводящему в жизнь демократические идеи марксизма, приходится упрекнуть его за поверхностные экивоки по адресу религии и надежды на её «могучую» поддержку в деле социального прогресса у нас в России. То же скажем и в адрес окружения Геннадия Андреевича.

В самом деле: в их выступлениях буквально нет ни слова о религии как иллюзорной форме мироотражения. Только панегирик. При этом в качестве неотразимых аргументов делаются ссылки на заслуги религии и Русской Православной Церкви в разгроме немецко-фашистского нашествия в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Иные ортодоксы в своём рвении, ничтоже сумняшеся, считают, будто именно фактор сталинского послабления религии сыграл едва ли не решающую роль в разгроме фашистской Германии.

Близки к этим «аргументам» и позиции зюгановцев.

Натяжка это и беспардонная фальсификация фактов!

Решающим фактором нашей Победы была не религия, а невероятно высокий патриотический подъём советского народа, грудью вставшего на защиту своего Отечества. Народ! Без различия национальности и принадлежности к религии или атеизму.

Один из нас (Петраш Ю. Г.), русский, бок о бок сражался с фашистскими тевтонцами на двух фронтах со своими братьями по оружию – казахами и татарами, узбеками и киргизами, грузинами и украинцами и другими. И между нами никогда не было никаких трений, было боевое братство и стремление поскорее приблизить День Победы. Однажды, под Ржевом, наша группа советского сопротивления врагу, разгромив немецкую засаду, понесла досадную потерю. Немецкий снайпер сразил нашего уважаемого товарища, стоявшего в стороне и читавшего про себя молитвы. Он был баптист. Мы это знали и всегда давали ему возможность помолиться. И свидетельствую, когда в 1943 году разрешили желающим отправлять свои религиозные требы, боевой дух фронтовиков никак не прибавил оптимизма.

И сегодня организация КПРФ на смычку коммунистов с религией более чем странной не назовешь. Мы это объясняем двумя основными причинами: слабостью культурно-воспитательной работы со стороны государства и политический популизм. То и другое обусловлено общим состоянием разрухи и развала государственной системы, доведшего наше некогда монолитное советское общество до позорной социальной поляризации. И здесь положение религией не спасти. Требуются радикальные социально-экономические преобразования. И тогда религия, лишившись своей социальной базы, перестанет подменять общественно-государственные функции и займёт определённое Конституцией РФ подобающее ей место частного дела. Пока же она торжествует свою свободу, деформируя массовое сознание населения своими фантастико-мистическими иллюзиями.

Вы, ставшие человеко-флюгерами в своих взглядах на религию, хотите возврата мировоззренческого состояния нашего народа к XIII веку? Так взгляните за окно: там XXI век с его взглядами, ценностями и идеалами. И вам история не простит духовно-мировоззренческого предательства.

Засим: преданные идеям и идеалам диалектико-материалистического мировоззрения

Юрий Петраш,
доктор философских наук, профессор, академик РАЕН,
участник и ветеран Великой Отечественной войны,
Почётный гражданин г. Обнинска

Сергей Иванеев,
кандидат юридических наук,
доцент кафедры ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия ВС РФ»,
профессор Академии военных наук

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика