Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество |
Г. В. Гивишвили. ГУМАНИЗМ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Глава I. КАК МЫ ДУМАЕМ И ЧУВСТВУЕМ ПООДИНОЧКЕ
<< Предыдущая страница | Оглавление | Следующая страница >> |
§ 5. Духи, населяющие наши головы
▪ Обиталища духов.
▪ Представления о духах у разных народов.
▪ Возникновение науки психологии.
Некоторые люди, правда, пытаются придать смерти мистические черты. Говорят и пишут о жизни после смерти, о загробной жизни, о переселении душ и так далее. Верить или не верить во всевозможные сказки подобного рода, – дело «вкуса» и разумения каждого. Но кажется удивительным, что и сегодня, в век науки многие верят в них ничуть не менее искренне, чем наши предки из каменного века.
Вообще говоря, верующих в существование души легко понять. Земное бытие человека бывает порой исполнено такой горечи, что остается только надеяться – авось справедливость восторжествует и чудо свершится: ему воздастся хотя бы на «том свете». И когда мы теряем близких, мы утешаем себя тем, что разлука не навсегда, что рано или поздно мы вновь с ними встретимся. При этом мы как бы признаем: другого места для подобной встречи, кроме как «тот свет», нам не дано. Наконец, третьих пугает краткость земного пути. Поэтому сама мысль о бессмертии доставляет им облегчении. Увы, они не догадываются, что наградить кого-либо бессмертием, может означать – наказать его абсолютно жестоким образом. Ибо нет ничего более ужасного и безысходного, чем бесконечность, с неизбежностью чреватая бесконечными повторениями, однообразием и невыносимой скукой.
История идеи бессмертия уходит своими корнями далеко в седую древность. И произрастает она из архаичного представления о раздельном существовании «безжизненного» тела и «животворящей» души. Об этом представлении можно сказать, что оно – абсолютный чемпион и рекордсмен мира, с которым не может потягаться никакая другая идея. Ибо его возраст, похоже, ничуть не меньше, чем возраст самого человека.
Кроме того, нет и,
Во-первых, душа есть неосязаемый и невидимый человеческий образ, сотканный из
Во-вторых, одни думают, будто у человека только одна душа, другие – что две, третьи – четыре, четвертые – семь, а в Лаосе полагали, что тело якобы является вместилищем аж тридцати духов.
В-третьих, одни считают души нематериальными объектами, другие, напротив, убеждены, что души настолько материальны, что имеют вес от 5 до 30 грамм.
В-четвертых, признавалось повсюду, что не только люди, но и животные обладают душами. Когда первобытные охотники убивали медведя или оленя, они просили у последних прощения, или уверяли, что убили их не нарочно.
В-пятых, было время, когда искренне верили, будто души обитают также и в растениях. И когда древний земледелец замечал, например, что его рис растет плохо, он обращался к нему с заклинаниями: «О, приди, душа риса! Вернись в поле, вернись к рису!»
В-шестых, существовало поверье, что душами обладают не только люди, животные и растения, но даже и всевозможные предметы и изделия. Поэтому павших воинов, как правило, хоронили с их оружием, а покойниц – с домашней утварью. И то и другое якобы должно было поддерживать существование их владельцев в ином мире. Это суеверие породило идолопоклонство. На идола смотрели как на живое могущественное существо, способное совершать всевозможные чудеса, и с которыми полезно быть в ладу.
В-седьмых, за редким исключением признавалось, что души бессмертны. Покидая тела умерших, они, якобы, переселяются в тела новорожденных, притом не обязательно людей. Часто ими бывали животные – птицы, звери, рыбы. Это учение о переселении душ вошло важной составной частью в буддизм и в религию индийцев – брахманизм. Легенды об основателе буддизма гласят, будто перед своим последним воплощением в образе Гаутамы, он кем только ни перебывал: обезьяной, слоном, быком, змеей, рыбой, лягушкой и даже деревом. Китайцы, напротив, придерживались мнения, что духи ни в кого не переселяются. Зато они бдительно следят за поведением своих потомков, которые обязаны помнить и почитать их.
В-восьмых, по мнению первобытных людей, душа может временно отлучаться из тела, которое, тем не менее, продолжает жить. Чаще всего душа странствует во время сна. А бывает, что и постоянно пребывает вне тела своего истинного «владельца». Тем самым она, вроде бы гарантирует ему призрачное бессмертие, – вспомним историю Кощея Бессмертного.
Наконец, в-девятых, считалось само собой разумеющимся, что помимо душ или духов людей, животных и предметов существовали духи – дружественные или враждебные, добрые или злые. Этими сверхъестественными существами кишели пещеры и дупла деревьев, реки и водоемы. Мифы всех народов мира большей частью основаны на представлениях о наядах и дриадах, эльфах и гномах, кикиморах и вампирах, русалках и ведьмах. И уж, конечно, человеческое воображение не могло не одушевлять солнце и луну, ветер и гром, огонь и дождь.
Просвещенные древние греки придали суждениям о душе более утонченный и абстрактный характер. Одни из них утверждали, что душа есть то, что движет телом. Другие настаивали на том, что душа подобна шаровидным пылинкам в воздухе. Третьи полагали, будто душа есть кровь, или даже вода. Четвертые, – что душа и ум – одно и то же. Платон же взялся доказывать «доказанное» еще в каменном веке. А именно, что тело и душа отделены друг от друга, что первое смертно, а второе бессмертно, что душа способна переселяться.
Но, надо отдать ему должное – он придумал и кое-что пооригинальнее: будто знание есть припоминание того, что мы «знали еще не родившись». Но и эта экстравагантная идея оказалась не очень уж удачной. Ведь вопреки тому, что он утверждал, всякое истинно новое знание есть результат многолетних упорнейших исканий первооткрывателей, подобных Архимеду и Копернику, Ньютону и Менделееву. А некоторым и усвоение школьных знаний дается тяжким трудом. Или, если верить Платону, у них плохо с припоминанием?
Первым, кто всерьез взялся за изучение «души», был Аристотель.
Но, увы, начав за здравие, античный философ кончил за упокой. Прямо противореча самому себе, он заявил, будто душа все же отделима от тела. И когда она «покидает тело, оно распадается и сгнивает». В защиту Аристотеля, правда, следует заметить, что и две тысячи лет спустя даже такие умы как Р. Декарт и И. Кант развивали сходные мысли. И как бы там ни было, именно с Аристотеля началось размежевание между психологией как наукой и житейскими представлениями о душе. А завершилось оно официальным «разводом» только в конце ХIХ в. Тем не менее, и сегодня душа для многих остается реальностью и синонимом жизни. Недаром ведь, говоря об ее прекращении, часто употребляют выражение: «дух вон». Понятие о душе слишком глубоко вжилось в плоть и кровь культуры всех эпох и народов, чтобы делать вид, будто оно уже недостойно упоминания 1.
По-видимому, мы не сильно погрешим против истины, если скажем, что душа – это то, что древние греки называли психеей, а современные ученые – психикой, т. е. внутренним миром человека. Психика (душа) характеризуется цельностью, слитностью всех инстинктов и эмоций, воображения и ощущений. Ее высшая, собственно человеческая форма (ведь животные тоже обладают психикой) включает в себя ум, разум, рассудок, т. е. то, что относится к сознанию человека. Непосредственно психика связана с деятельностью мозга. Возможно, некоторым покажется не очень романтичным думать о мозге как о вместилище души. Может быть приятнее верить, будто храм души – сердце, и, вторя поэту, декламировать:
«И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь». |
Однако с научной, а не поэтической точки зрения, которая обычно склонна выдавать желаемое за действительное, следует
честно признать – душа, как ни печально, смертна, ибо не отделена от тела. Даже прежде умирает не второе, а
первое. Опять-таки, вероятно,
Темы для обсуждения
1. Каковы «свойства» души с точки зрения первобытного человека?
2. Как понимает душу современная психологическая наука?
1 Веру в существование духов, оживляющих людей, животных, растения, вещи и всю природу вообще, называют анимизмом (от латинского anima – душа, дух). А всевозможные «насильственные» действия над душой, совершаемые «специалистами» – магами, шаманами и колдунами, называют магией. Поэтому теорию и практику верований первобытного человека называют магией.
<< Предыдущая страница | Оглавление | Следующая страница >> |