Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество |
Г. В. Гивишвили. ГУМАНИЗМ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Глава VI. ГУМАНИЗМ И ТВОРЧЕСТВО
<< Предыдущая страница | Оглавление | Следующая страница >> |
§ 29. Спорт – ода радости движения
▪ Возникновение олимпийских игр.
▪ Значение олимпийских игр.
▪ Спорт в наше время.
Можно ли представить себе наше время без олимпийского движения? «Можно. Но, лишившись его, мир стал бы гораздо скучнее
и серее», – вот что наверняка могла бы сегодня сказать многомиллионная армия спортивных болельщиков. Потому что
олимпийские игры – это праздник молодости и красоты, здоровья и силы. И, к тому же, это один из тех редких
праздников всемирного масштаба, который хотя бы на
«Как сходилися, собиралися Удалые бойцы московские На Москву-реку, на кулачный бой, Разгуляться для праздника, потешиться». |
А какие турниры устраивали средневековые рыцари! Чем же они не угодили истории? В самом деле, чем? Ведь их
турниры тоже претендовали на то, чтобы считаться праздниками. Чтобы понять, почему «суд» истории решил не в их пользу,
посмотрим, что они собой представляли.
Любой гражданин любого греческого полиса, подготовленный должным образом, мог бросить вызов любому сопернику – такому же свободному гражданину. Далее, участники олимпиады соревновались между собой во имя своей чести и славы своего города. Поэтому победителя ждала дома триумфальная встреча. Он становился гордостью полиса. И до конца его дней город заботился о его благополучии и оказывал ему всевозможные почести.
Затем, в отличие от турнирных бойцов олимпийские спортсмены выступали обнаженными. Они соревновались между собой не в искусстве владения оружием, а в искусстве владения собственным телом. Потому что они помышляли не о войне, а о мире. Как ни покажется удивительным, но на самой первой Олимпиаде участники состязались только в беге на короткую дистанцию – на одну стадию (примерно 185 м.) 29. Позже стали бегать на средние и длинные дистанции. Только в 708 г. до н. э. олимпийскими дисциплинами были признаны борьба и пентатлон (пятиборье). В последний входили бег, прыжки, борьба, метание диска или копья.
Сам этот выбор греков говорил о том, что они ценили не тупую, тяжеловесную силу удара мечом или копьем. Они преклонялись перед силой, проявляющей себя в быстроте, меткости и умении владеть собой. Они брали в руки копье не для схватки, а для метания. Вооружившись мечом и щитом, они не стремились поразить ими друг друга, а соревновались в беге, нагруженные доспехами.
И, конечно же, никому из греков не могло прийти в голову скрывать имена героев – победителей игр. Напротив, их имена окружал ореол всегреческой славы. Их имена навеки высекались на каменных столбах – стелах. А наиболее прославленным победителям даже ставились памятники. Ведь они олицетворяли собой союз силы и ловкости с гармонией и соразмерностью.
Храм Геры в Олимпе украшала замечательная скульптурная группа Праксителя «Гермес с младенцем Дионисом». В мировом изобразительном искусстве трудно найти пример более совершенного воплощения красоты мужского тела. Оно идеально, ибо отточено великими мастерами – ваятелем и гимнастической культурой. Ведь Гермес был богом молодых атлетов, патроном палестры, – гимнастической школы для мальчиков. Его призывали они перед борьбой и состязанием в беге. И не было палестры, в которой бы не стояла его статуя, служа юношеству образцом для подражания.
Между тем, великий театр Древней Греции создавался под эгидой Диониса 30. Подобно Аполлону, он покровительствовал искусствам. И то, что Гермес держит младенца Диониса на руках, могло означать только то, что греки признавали: их искусство ваяния взлелеяла физическая культура. Спорт довел до совершенства натуру. Безукоризненная натура побудила искусство совершенствоваться в мастерстве передачи красоты здорового человеческого тела.
Наконец, и это главное, Олимпийские игры явились символом – оливковой ветвью мира. Своим рождением они впервые в истории человечества сказали войне нет! Во время их проведения во всей Элладе, раздираемой междоусобицами, на три месяца водворялся мир. Нарушить его считалось величайшим позором. В 480 г. до н. э. персидский царь Ксеркс во главе более чем 300 тысячной армии вторгся в Грецию. Но когда персы подошли к Фермопильскому ущелью, открывавшему дорогу вглубь страны, здесь их ждал отряд лишь в 300 человек во главе со спартанским царем Леонидом 31. Где же были остальные греки? Они участвовали в Олимпийских играх. Но разве они не понимали, какая смертельная опасность нависла над ними? Конечно, понимали. Как осознавали и другое: нарушить священную традицию было равносильно признанию в трусости. А покориться страху, – значило проиграть войну, еще не начав ее.
В Фермопильском ущелье греки доказали не только свою преданность идеалам олимпизма. Они, кроме того, проявили
беспримерное мужество и стойкость, а также блестящее умение владеть оружием. Из греков только спартанцы приучали себя к
войне с детства. Но в решающие для судьбы страны моменты все греки становились превосходными воинами, потому что все
они воспитывались атлетами. Это доказывает и Марафонская и Саламинская битвы, а также битва при Платеях, где из
300 тысяч персов погибло около 250 тысяч, а греков – менее
С гибелью античной цивилизации были утрачены и олимпийские идеалы и традиции. Как только христианство было
признано официальной религией Римской империи (391 г.), на проведение Игр был наложен запрет. Но память об их
выдающихся достоинствах не угасла окончательно. Так что конец XIX в. стал временем возрождения олимпийских идеалов
физического и нравственного совершенства, стойкости духа и крепости тела, красоты и молодости. Эти идеалы сближают
народы, приучают их общаться на едином языке честной спортивной борьбы. Они напоминают нам, что пушки должны умолкать,
когда над планетой реют олимпийские голуби мира. Недаром ведь П. де Кубертен, благодаря энергии которого
возродились олимпийские игры, восклицал: «О спорт!
Что же придает олимпийскому движению неодолимую силу притягательности, не оставляя равнодушным никого? Его, как Антея, питает гуманистический принцип «человек – превыше всего». Он, этот принцип окрыляет человека, вселяет в него радость веры в собственные силы. Он учит его беречь честь и ценить свое достоинство, не ущемляя достоинство других людей.
Сегодня участие в Играх стало доступным не только избранным – физически самым здоровым и полноценным людям. В наши дни Олимпиада распахнула двери перед людьми с серьезными телесными и психическими изъянами, помогая им преодолевать барьеры отчуждения и приобщаться к радости общения и движения.
Темы для обсуждения
1. В чем состоит притягательность Олимпийских игр?
2. Почему эти игры родились в Древней Греции?
3. Почему Игры возродились в наше время?
28 Дискриминация – ограничение или лишение прав по какому-либо признаку: расовой или национальной принадлежности, по религиозным и политическим убеждениям и т. д. Дискриминация на Олимпийских играх древности все же существовала. Так, варварам (не грекам) не позволялось участвовать в состязаниях, а женщинам был закрыт вход на стадион.
29 Потому-то и место, где проводились спортивные состязания (кроме конных) было названо стадионом.
30 Предполагают, что трагедия развилась из зимних дифирамбов – песнопений, в которых оплакивали страдания Диониса, а комедия – из весенних, радостных и шумных восхвалений в его честь.
31 Из-за предательства одного из местных жителей отряд был окружен. Но греки, сражаясь до последнего воина, задержали противника. Тем самым они спасли греческий флот, а с ним и всю Грецию.
<< Предыдущая страница | Оглавление | Следующая страница >> |