Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2007, № 3 (44) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Лето 2007 № 3 (44)
СВЕТСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ: ПОИСКИ СМЫСЛОВ
Назад |
к разуму
Мысли о науке, религии и современной культуре
I. Наука как маргинал
Назад к разуму. Сегодня, в начале XXI века, можно с уверенностью сказать, что единственный рецепт, который поможет русской, и даже европейской культуре – это разум. Не стоит торопиться обвинять меня в «бездушном рационализме» и устарелости. Никто и не утверждает, что мы должны «верить» в разум, видеть в нём «единственное спасение», никто не пишет слово «разум» с прописной буквы. Не нужно проецировать на всех свою привычку верить везде и всегда. Просто – воспользоваться тем, что нам дано; не заглушать голоса разума, – а это, подчас, очень нелегко в наше время.
Современная культура развернулась в сторону «иррациональности», «сверхразумности», «бессознательного», стихийного, потустороннего в самых различных его видах (язычество, оккультизм, традиционная религиозность). Забавно, что если раньше в этом смысле различали русскую и европейскую культуру (как более иррациональную и рациональную соответственно), то теперь это различие словно бы стирается (хотя и не исчезло полностью). Учёные всё чаще заявляют, – не говоря уже о религиозных деятелях, – что наука и религия не противоречат друг другу. Другие идут дальше и говорят, что ценность научного познания вторична по сравнению с «духовным».
Гуманитарии сплошь и рядом ударяются в ту или иную религиозную традицию или новые мистические учения. Если не
происходит этого, то развиваются «сверхрационалистские» мотивы философии Хайдеггера или Сартра. Естественники –
Возможно, то, что происходит, по крайней мере, имеет свои причины. Автор этих строк сам прошёл в этом отношении типичный путь современного интеллектуала, – серьёзное увлечение религией, попытка на этой основе пересмотреть все ценности новоевропейской культуры, «нигилистическая» критика «сциентизма» и т. д. Всё это окончилось неожиданным для меня и, наверное, вполне ожидаемым, если смотреть со стороны, поворотом, – религиозное мировоззрение стало слишком тесным, а критика общепринятых светских представлений – банальной и поверхностной.
Из личного опыта. Я пришёл в науку уже будучи религиозным
человеком. Интересно, что я и шёл в неё с религиозными целями. Я хотел выразить христианские идеи на научном
языке, изменить сознание учёных. Что я и делал долгое время. Сперва наука для меня была лишь средством, хотя, с другой
стороны, уже тогда – опьяняющим миром. Может быть, в юности я не мог позволить себе отдаться науке в её чистом
виде, потому что мне нужно было
Но постепенно я всё больше заражался научным духом. Происходили и другие события, из моей личной жизни, менявшие мои представления. И вот теперь, когда религия, – по крайней мере, в качестве духовной опоры моего существования, – рухнула, я неожиданно обнаружил, что у меня осталась только наука. Так в своей собственной жизни я прошёл путь европейской цивилизации – от Средневековья к Новому времени.
Я уверен, что мой личный опыт – не случайность и не исключение из правил. По всей видимости, вскоре в Европе (и в России) мы будем наблюдать резкий рост интереса к разуму, к науке, к рациональности. Мы устали от «постмодерна» (если это так называется). НАЗАД К МОДЕРНУ.
Разум – это освобождение. Наверное,
В христианстве разум рассматривается как падший разум, то есть повредившийся после грехопадения Адама и Евы. Идея «падшего разума» – абсолютно не соответствующая его поразительному развитию в мировой истории, – это форма социального подавления индивида. На самом деле, разум – это возвращение человека к самому себе, попытка самому думать за себя.
Совместима ли наука и религия? Сегодня этот вопрос очень популярен в науке, околонаучной публицистике, богословской литературе. Все наперебой – и учёные, и, тем более, богословы, – заверяют нас, что никакого серьёзного противоречия между наукой и религией нет, что те конфликты, которые имели место в этом отношении раньше, были плодом средневековых заблуждений, отнюдь нетождественных христианству. Современные учёные как будто бы рады «сдавать» науку религии (словно задумавшись: а что с наукой ещё делать?) и широко улыбаться на соответствующих конференциях.
Однако такое странное единодушие не вызывает доверия. Никто не имеет права забывать, что по своей сущности
наука и религия противоречат друг другу, хотя это и не означает, что они не могут и не должны сосуществовать в
едином пространстве культуры. Конечно, могут и должны, но это сосуществование никогда не будет мирным, как бы этого
Религия – и, в частности, христианство, – на каждом шагу «натыкается» или на прямо противоречащие ей положения науки, или, по крайней мере, на её острые вопросы, – не замечать всего этого может только недобросовестный человек. Как можно верить, что Библия – боговдохновенный источник (а в это верят все традиционные христианские конфессии), если наука давно доказала, что, например, первые части Библии заимствованы из вавилонской мифологии, а значит, по христианской терминологии, – из языческой? Что огромный библейский текст полон противоречий? Что, наконец, совершенно очевидно, что представление о Боге в Библии развивается – от жестокого тирана в начале до абстрактного и доброго Бога Нового Завета?
Читая первые книги Ветхого Завета, современному верующему приходится то и дело напрягать свою веру и держаться за стул, – ведь современный человек оказывается намного гуманнее древнего бога. И никакие оправдания, что «евреи неправильно понимали своего Бога», не помогают, – нет, все жестокие (убивать злых язычников) повеления даются от первого лица, от лица бога. И современным богословам – в мягкой форме – приходится оправдывать бога!
То же самое относится и к Новому Завету – здесь очень серьёзной является внутренняя критика. Очевидно, что Христос Евангелия от Иоанна отличается от Христа синоптических Евангелий. Верующие объясняют это тем, что у апостола Иоанна было особое откровение духа. Однако ясно, что многие слова и выражения, которые говорил Христос в четвёртом Евангелии, абсолютно «не клеятся» с его образом в остальных Евангелиях. Выдающийся библейский критик Эрнест Ренан верно говорил, что Христос синоптических Евангелий – это странствующий еврейский проповедник, по всей видимости, не претендующий на роль бога, основателя новой религии. Наоборот, иоанновский Христос – совсем другой, воспринимающий себя как источник жизни, бога, противостоящего всему миру и всем другим религиям.
Эти примеры можно множить. Однако современные учёные
Последняя уловка. Диакон Андрей Кураев, пытаясь совместить библейское учение и эволюционный взгляд, говорит о том, что Бог сначала сотворил тело человека из праха земного и уже потом вдунул в него дыхание жизни. Это тело из праха земного – и есть обезьяна. Соответственно, промежуток между сотворением из праха и помещением духа жизни – это промежуток в миллионы лет между появлением человека из обезьяны.
Столь жалкой уловки, кажется, религия ещё не придумывала.
Чем занималась религия по отношению к науке последние столетия?
Она занималась приспособлением к ней. И чего только в этой связи ни придумывали – что шесть дней
творения – это, «на
Современная наука относится к этим детским страхам снисходительно.
Наука – это взрослое знание. Почему сегодня наука не так
популярна, как раньше? Почему люди всё больше доверяют ненаучным сферам культуры? Да потому что современный человек
всё стремительнее превращается в ребёнка. Ему нужно детское, мифологизированное знание. Детство связано с
Наука, наоборот, – это взгляд на жизнь извне, как на
Наука как средство. Сопоставляя религию и науку, можно обратить внимание ещё вот на что. Религия, раз сформировавшись, потом веками воспроизводит своё содержание. Оно, конечно, изменяется, но даже эти изменения толкуются адептами как дальнейшее раскрытие традиционного учения. Главная декларируемая цель религии – сохранить то, что уже есть, «отстоять» это в борьбе с миром.
Наука в этом смысле оказывается менее зацикленной на своём содержании.
Религия – это социально заинтересованное знание. Как показал
Э. Дюркгейм, главная функция религии – это социальная интеграция. Мне кажется, что именно за этим сегодня и
идут в религию. Религия – это «идеальное общество», община, тесная, сплочённая, разделяющая одни и те же идеи,
отношение к жизни, культ. Моё глубокое убеждение заключено в том, что мировоззренческий аспект для религии
важен именно в социальном смысле. Догмат – это закрытое для
Наоборот, наука рождается и развивается как социально незаинтересованное знание. Наука основывается на фактах и их непредвзятом теоретическом анализе. В религии знание носит отчуждённый и абстрактный характер. Оно не проверяемо. Никто не может проверить чудеса, так же, как и догматы. В науке – наоборот.
Именно в этом и заключена противоположность между религией и наукой, и эта противоположность устранена не будет
(а если будет, – наука перестанет быть собой). Даже сегодня, когда европейскую цивилизацию называют
основанной на науке, последняя играет минимальную роль в социальной интеграции. Мы можем сомневаться во всех
данных науки, но нас за это никто не будет преследовать. Больше того, если
Очевидно, что наука – это свободное, социально не скованное знание, в отличие от религии.
Продолжим ряд. Православная философия, православная психология,
православная антропология, православное религиоведение (!). Ну что ж, мы можем продолжить этот ряд (может
быть, тогда до учёных, использующих подобные выражения,
«Наука не даёт знания о смысле жизни». Такой упрёк можно часто
встретить в адрес науки со стороны религии или экзистенциальной философии, или
Правда заключается в том, что наука не даёт прямого ответа на вопрос о смысле жизни, но она, безусловно, даёт
человеку материал для решения этого вопроса. Как он его решит, – его дело и его право. Наука говорит нам,
что человек, скорее всего, раньше был обезьяной. Больше она ничего не говорит. Какие делать из этого выводы, –
решает сам человек, общество.
Наука не сообщает нам, в чём смысл жизни, но она задаёт границы ответа на этот вопрос. В том числе и для религии. Наука, как взрослое знание, и «поступает» с нами как со взрослыми.
Утрата современным человеком «научного духа». Выскажу парадокс – наука «устарела». Устарела не в том смысле, что она больше никому не нужна, это совсем не так. Просто сегодня становится понятным, что наука как институт – и даже высшее образование, примыкающее к нему, – чем дальше, тем сильнее расходятся с психологией современного человека. Наука образовалась в классическую эпоху, в ранее Новое время. Это время ещё религиозное, когда люди по своему складу были аскетичными, целеустремлёнными, усидчивыми, книжными.
Современный человек абсолютно другой – расслабленный, не обладающий минимумом духовной дисциплины, зачастую не могущий довести до конца ни одного дела (если оно не касается денежной прибыли), не книгочей. Даже физиология поменялась – у человека информационной эпохи другой ритм жизни, более быстрый, а отсюда – поверхностный. Трудно представить себе как сколько-нибудь распространённое явление многочасовое сидение в библиотеке. Современному человеку это не под силу.
Всё это говорится не для того, чтобы лишний раз «попинать» современных людей (в конечном итоге, я тоже отношусь к ним), а просто для констатации факта. Современный человек не может принять науку, потому что она рассчитана на другие духовно-психологические параметры. Поэтому высшее образование в 90 % случаев превращается в профанацию науки, – всё заменяется лекциями, «ксероксами», «скачанными рефератами», шпаргалками. Студенты делают всё, чтобы благополучно «миновать» науку, а не воспринять её. Никакого выхода из этого противоречия не видно.
«Разум не может познать всё». Это один из самых распространённых (и абстрактных) аргументов против разума, науки. Конечно, не может. Вполне возможно даже, что познанное разумом – это только «верхушка айсберга». Значит ли это, что нам нужно отказываться от его услуг в пользу интуиции и фантазий? При том, что данные интуиции и фантазий самые разноречивые? Пусть каждый решает сам.
А лично я предпочту «банкротство разума» – «торжеству» «вненаучного знания».
Недостаток рациональной культуры в России. Этот недостаток является серьёзной проблемой нашей культуры. Самый яркий исторический пример в данной связи – советский период, когда рационалистическое учение Маркса было превращено в объект псевдорелигиозного поклонения. «Дай дикарю машину…»
У нас до сих пор не сформировалась устойчивая рациональная культура. Наука стала
Сомнение во всём. Ещё в юности я понял, что в этой жизни люди
делятся на разные лагеря и борются друг с другом. И я думал – «я не буду примыкать ни к одному их
лагерю, участвовать в их жалкой борьбе, становится белым или чёрным». Но прошло время, и я изменился, я примкнул к их
борьбе, стал «белым» (верующим). Сейчас я думаю, – а что если тогда, в юности, я был прав? Пусть
Спасение, по крайней мере, временное, от этих сеток может дать только искусство и то, насколько оно не заражено этими сетками (а оно всё заражено ими).
О моей вере |
Вот новый символ веры мой – Вода в каналах Небо за листвой И тишина, безсловие внутри и вне меня Завет проспекта Невского Армагеддон Михайловского замка Печать пророков Русского музея Бхагавадгита октября |
Слова. Слова порождают только другие слова. Одни слова
противопоставляют себя другим словам. Не являются ли слова самой древней и самой примитивной формой выражения
внутреннего мира человека? С помощью слов, люди, скорее, господствуют над другими людьми, чем
«Бог» – это слово. Такое же, как слова «бога нет». Не попали ли все мы в ловушки слов? Как поёт Летов, «всех нас поймали на волшебный крючок».
С помощью слов человек закрывается от Реальности.
Человек просто боится реальности. И хочет заклясть её социально гарантированным словом.
Мы только осознаём жизнь. Но не понимаем её.
И тогда я оставил путь слов.
Абсолютный нигилизм. Иногда появляются и такие мысли, – а
что если человек всё время придумывает себе идолов, – это может быть религия, наука, искусство, всё что угодно?
При этом вести речь о
Конечно, жизнь с такими мыслями не построишь.
Впрочем, их можно повернуть и в другую сторону. Сохранить основной «посыл», но изменить знак на положительный. Возможно и другое – и даже очень вероятно, – что все названные «идолы» столько же скрывают от нас реальность, сколько и открывают её. Религия, наука, искусство – это ещё и серьёзный намёк на реальность. Эти намеки приближают нас к реальности, хотя и не «гарантируют» её. Так что, может быть, не так уж и бессмысленны наши увлечения, как и их смена.
И, всё-таки, я с этим не согласен. Всё имеет свой смысл. Если есть смысл в смене материальных объектов, то он должен быть и в смене «слов», которые говорит себе и другим человек. Слова, которые мы произносим, религия, наука, их череда, – всё это неслучайно. Слова появляются в связи с определённой потребностью, слова меняются в связи с ростом самого человека.
Я бы не сказал, что я люблю себя больше, чем других, или тем более других больше, чем себя. Все эти понятия безнадёжно устарели. Я люблю больше, чем себя и других, Реальность.
(Продолжение следует)