Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2007, № 3 (44) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Лето 2007 № 3 (44)
ЧТО ТАКОЕ ГУМАНИЗМ?
О ГУМАНИЗМЕ
межличностных отношений
Лариса Титова
Гуманизм межличностных отношений – это рационально-чувственный и этически окрашенный процесс, формирующийся в различных видах общения людей: деловом, целевом, ролевом. Хотя этот гуманизм многообразен по формам, он имеет некоторые общие сущностные характеристики, связанные с глубинными переживаниями и состояниями личности, находящейся в коммуникации с другой личностью. Эти характеристики можно назвать экзистенциями. В случае их наполненности позитивом они окрашены персоналистической гуманностью – «персоналистический» в том смысле, как его определял К. Г. Юнг. Он имел в виду то, что в здоровых межличностных отношениях каждый субъект общения выступает для других как самостоятельная персона. В случаях же, когда возникают такие деперсоналирующие личность процессы, как ригидность, психическая инфляция, они могут быть формами защиты человеком своего внутреннего имманентно-трансцендентного «я».
Персоналистический гуманизм в наибольшей степени проявляется, по нашему мнению, у партнёра с экстравертированной установкой. Для него характерны открытость, предупредительность, доверительность, приспособление к новым ситуациям. Он более склонен к диалогу, к расширению информационного поля общения, к активному психологическому взаимодействию с другими партнёрами.
В межличностном общении возможно проявление и гуманизма креативного, развивающегося. Он выстраивается, как говорил Н. А. Бердяев, на основе коммюнотарности. Бердяев специально отделяет этот термин от более общеупотребительного – коммуникации. Если последний, по его словам, связан лишь с обменом информации между партнёрами, то коммюнотарность предполагает большее: уважение личности партнёра, признание значимости его интересов, мнений, вербализированных суждений, достижение духовной общности с партнёром с помощью искренности и солидарности. Защищая подлинность общения и человека в коммюнотарности, Бердяев противопоставляет ей формы общения «рационального экономического человека». Такой человек руководствуется лишь своекорыстным интересом, максимизацией своей выгоды. Тем самым он сужает и сдерживает информационное общение, препятствует достижению духовной общности.
Для современного общества, в котором доминирует рыночная ориентация и жёсткая конкуренция, концепция коммюнотарности Бердяева на первый взгляд кажется утопичной и неуместной. Однако общество потому и существует, что в межличностных отношениях наряду с прагматизмом, эгоизмом и индивидуализмом имеют место солидарность и альтруизм. Это заметил ещё Э. Дюркгейм. Повсюду, где есть цивилизованное общество и общественное разделение труда, отмечал он, есть и альтруизм, а значит есть и солидарность. Они противопоставляют принципу «максимизации выгоды любой ценой» принцип гуманизма межличностных отношений, включающий профессиональную этику. И хотя сама профессиональная нравственность не может безусловно повелевать служебными и экономическими соображениями, она вынуждает людей идти на компромиссы, считаться с интересами более высокими, нежели те или иные утилитарные цели, которые преследуют субъекты «рационально-экономического» или «рыночного» общения.
Межчеловеческое общение способно включать в себя особую, условно говоря, трансцендентную, т. е. недоступную рационализации и исчерпывающему описанию гуманность. Она связана с вовлечённостью в межличностные отношения глубинных пластов психического и жизненного мира человека, присущих ему бессознательных и спонтанных переживаний, эмоций, чувств. Они зачастую актуализируются помимо воли и сознания личности, в солидарном общении с другими. Проявление «трансцендентного гуманизма» в межличностных отношениях становится возможным только в случае эмпатического и пейсингового 1 общения с партнёром. При этом между субъектами общения возникает не только контакт, но и психологическая согласованность в межличностных интеракциях. Условиями проявления «трансцендентной гуманности» является сродство жизненных миров людей. Тогда и формируется особая ментальность сопереживающих личностей, понимающих друг друга, как говорится, с полуслова.
В реальной практике рассмотренные экзистенции гуманизма в межличностных отношениях актуализируются не всегда. Их реализация может быть затруднена как наличием коммуникативных барьеров, так и присутствием разного рода манипуляций. Если брать только лингвистическую сторону дела, то коммуникативными барьерами чаще всего бывают логические (отличие стилей мышления субъектов общения), семантические (различие в трактовках символов и терминов, употребляемых в общении), стилистические (присутствие в речи партнёров плохо структурированной и потому трудно воспринимаемой информации), фонетические (плохая дикция, негативные околоречевые проявления).
Манипулятивный стиль общения девальвирует самоценность личности одного из партнёров. Скрытое психологическое воздействие партнёра-манипулятора на адресата манипуляции предполагает игнорирование интересов последнего. Манипулятивный стиль общения оказывает воздействие и на «прозрачность» коммуникативных сообщений. Возможность скрытых смыслов создаёт второй, «фоновый» полюс коммуникации, делающий её настороженной, оборонительной, далеко не полностью открытой. Это девальвирует доверие общающихся партнёров, мешает корреляции их психологических пространств.
Едва ли ни главное значение в проявлении и реализации гуманности в межличностных отношениях имеют мотивации субъектов общения. Выступая как совокупность психических процессов, придающих поведению личности энергетический импульс и общую направленность, мотивации побуждают партнёров к выстраиванию определённых стратегий общения. Актуализации экзистенций человечности в межличностных отношениях в наибольшей мере способствуют мотивы аффилиации и альтруизма. Они проявляются в стремлении субъектов общения установить и беречь дружественные и доверительные отношения друг с другом, готовность к бескорыстной взаимной помощи.
1 Пейсинг – в психологии: поведение, отражающее чувства партнёра,
букв.: «держать перед