Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2007, № 4 (45) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Осень 2007 № 4 (45)
ПРОЕКТЫ
От редакции. 19 февраля 2007 г. Президент РФ В. В. Путин поручил Правительству представить предложения,
направленные на обеспечение различных федеральных программ, в том числе и на |
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ДИЗАЙН-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы дизайн-деятельности во всех хозяйственных отраслях, определяет принципы государственной политики в развитии и укреплении отечественного дизайна в Российской Федерации.
Глава I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цели и задачи настоящего Федерального закона
1.1. Настоящий Федеральный закон создаёт правовые основы развития и регулирования дизайн-деятельности во всех отраслях народного хозяйства России – в учреждениях, институтах, на предприятиях в других организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
1.2. Настоящий Федеральный закон рассматривает дизайн-деятельность как одно из наиболее эффективных средств укрепления и подъёма экономики и культуры, сохранения и развития эстетической составляющей жизнедеятельности человека и создаваемой им предметной среды.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Дизайн (от английского design – замысел, цель, план, проект) – художественно-проектное творчество, особый вид абстрактно-образного креативного мышления и деятельности, возникший в процессе накопления и освоения естественнонаучных и гуманитарных знаний, а также развития искусства (особенно визуального), техники и технологий, составивших теоретико-практическую основу дизайнерского проектирования, имеющего целью улучшение условий человеческого существования.
Дизайнер – художник-конструктор, проектировщик, владеющий знаниями всех составляющих дизайна, обладающий развитым эстетическим вкусом и соответствующими умениями. В своей проектно-дизайнерской деятельности он создаёт уникальные произведения дизайна, обеспечивает согласование характеристик человека и объекта дизайна с целью обеспечения максимально высокого функционального, производительного и эстетико-эмоционального эффекта.
Дизайн-деятельность – художественно-проектное творчество, охватывающее все сферы человеческой деятельности и среды его обитания и направленное на решение задач по эффективному функциональному и эстетическому освоению существующей предметной среды и создаваемой продукции.
Дизайн-мониторинг – государственная система наблюдений за дизайн-деятельностью с целью его контроля, регулирования, развития, прогноза и оценки.
Зрительное восприятие – совокупность визуальных ощущений, возникающих в процессе формирования представлений об окружающей действительности. Зрительное восприятие связано с переработкой позитивной и негативной визуальной информации в ходе создания общего образа предмета или процесса.
Государственный надзор дизайн-деятельности – деятельность по профилактике, выявлению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения дизайн-деятельности.
Норматив дизайн-деятельности – установление в ходе научного исследования и практики допустимого максимального или минимального количественного и/или качественного значения комплексного или отдельно взятого показателя, характеризующего тот или иной эффект дизайн-деятельности.
Экспертное заключение (в дизайне) – документ, удостоверяющий соответствие или несоответствие эстетическому качеству и функциональному предназначению содержания проектно-технической документации, а также предметов и среды дизайн-деятельности.
Статья 3. Обеспечение дизайн-деятельности
3.1. Обеспечение дизайн-деятельности осуществляется посредством:
– дизайн-мониторинга;
– разработки и реализации федеральных и региональных программ дизайн-деятельности;
– осуществления оргмероприятий, определяющих развитие дизайн-деятельности во всех отраслях хозяйственной деятельности;
– создания экономической заинтересованности в обеспечении эффективной дизайн-деятельности;
– государственного нормирования дизайн-деятельности;
– государственного надзора за обеспечением условий дизайн-деятельности, за её функционированием и развитием;
– сертификации объектов (изделий), удостоверяющих их соответствие нормативам дизайн-деятельности;
– научных исследований в области дизайна;
– мер по своевременному информированию органов государственной власти о текущем состоянии дизайн-деятельности;
– мер по обеспечению пропаганды достижений в сфере дизайн-деятельности;
– мер по привлечению к ответственности за нарушение настоящего законодательства.
3.2. Финансирование мероприятий по обеспечению оптимальных условий дизайн-деятельности осуществляется за счёт средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств отраслевых хозяйств и других источников в соответствии с текущим законодательством.
Статья 4. Виды дизайн-деятельности
1. Индустриальный дизайн – проектирование объектов (изделий) орудий труда, агрегатов, механизмов, оружия, средств транспорта и т. д.
2. Дизайн архитектурной среды – проектирование и строительство жилых и общественных зданий и сооружений, малых архитектурных форм, визуальных коммуникаций, рекламы, вечернего искусственного освещения, интерьеров жилых и общественных зданий, витражей, памятников, парковой скульптуры и т. д.
3. Ландшафтный дизайн – проектирование озеленения городских скверов, парков, улиц, площадей, зон отдыха и т. п.
4. Фитодизайн – проектирование и составление композиции букета, миниатюрного сада, интерьера с использованием растений.
5. Дизайн одежды и аксессуаров – проектирование одежды и другой швейной продукции, а также обувной, меховой и иной индустрии, производящей соответствующие товары.
6. Графический дизайн – проектирование и художественное оформление книги, рекламно-информационного проспекта, буклета, плаката, торговых марок, фирменных знаков и т. п.
7. Компьютерный дизайн – графическое и пространственное проектирование, объёмное моделирование информационных и виртуальных систем различного назначения.
8. Арт-дизайн – проектирование синтетических и интегративных систем художественного и архитектурного формообразования.
Статья 5. Законодательство РФ в области обеспечения дизайн-деятельностью психологического, функционального и эстетического комфорта населения
Законодательство в области обеспечения дизайн-деятельностью социально-психологического комфорта населения России определяется Конституцией Российской Федерации и текущим законодательством и состоит из настоящего Федерального закона и иных относящихся к дизайн-деятельности нормативных правовых актов субъектов РФ.
Статья 6. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Настоящий федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области дизайн-деятельности и обеспечения дизайн-разработками юридических и физических лиц Российской Федерации.
Статья 7. Полномочия Российской Федерации в области обеспечения дизайн-разработками населения и юридических лиц
К полномочиям Российской Федерации в области обеспечения дизайн-разработками относятся:
– определение основных направлений государственной политики в области дизайн-деятельности;
– разработка, принятие и реализация федеральных целевых программ по дизайн-деятельности, а также научных, образовательных и научно-технических программ в данной области;
– координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ в области дизайн-деятельности;
– государственный дизайн-надзор;
– государственное регулирование дизайн-деятельности;
– дизайн-мониторинг;
– установление единой системы государственного учёта и отчётности дизайн-службы РФ;
– подготовка и опубликование ежегодных государственных докладов о дизайн-деятельности в РФ;
– координация научных исследований в области дизайн-деятельности;
– международное сотрудничество и заключение международных договоров РФ в области дизайн-деятельности.
Статья 8. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обеспечения населения и юридических лиц дизайн-разработками
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения дизайн-разработками относится:
– участие в выработке и реализации государственной политики в области дизайн-деятельности;
– разработка и принятие законов и иных нормативно-правовых актов по вопросам обеспечения населения и юридических лиц дизайн-разработками;
– разработка, принятие и реализация региональных целевых научных и научно-технических программ по дизайн-деятельности;
– контроль за состоянием дизайн-деятельности на территории соответствующего субъекта РФ;
– разработка и выполнение на территории субъекта РФ мероприятий по развитию дизайн-деятельности;
– разработка и реализация мер по созданию экономической заинтересованности граждан и юридических лиц в соблюдении настоящего закона;
– проведение дизайн-мониторинга на территории субъектов РФ;
– реализация связанных с дизайн-деятельностью мер по нравственному, правовому, эстетическому и экологическому обучению и воспитанию населения, направленных на укрепление здорового образа жизни и бережного отношения к культурному наследию;
– реализация мер по своевременному информированию населения о достижениях в области дизайна и о соответствии или несоответствии состояния среды человеческого обитания нормативам дизайн-деятельности;
– решение других, не отнесенных к полномочиям иных государственных органов вопросов в области дизайн-деятельности.
Статья 9. Полномочия органов местного управления в области обеспечения дизайн-разработками социально-психологического комфорта населения
Органы местного управления осуществляют свою деятельность по обеспечению дизайн-разработками в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Глава II
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИЗАЙН-РАЗРАБОТКАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО,
ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО КОМФОРТА НАСЕЛЕНИЯ
Статья 10. Права граждан
В соответствии со ст. 42 и 58 Конституции РФ дизайн-деятельность призвана охранять среду обитания человека и является формой реализации прав граждан на благоприятную социальную экологию; к факторам, которые обеспечивают соответствующие права граждан посредством дизайн-деятельности, относятся:
– эстетическое, этическое и экологическое воспитание;
– формирование эстетических потребностей, вкуса и этических форм поведения;
– информация об эстетических, функциональных и других аспектах существующей и вновь разрабатываемой продукции, включая и предметное содержание окружающей среды;
– предложения по повышению качества психологического, функционального, эстетического и экологического комфорта среды обитания;
– информация об эстетическом и ином вреде, причинённом среде города, села или их отдельным объектам вследствие нарушения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами закона «О дизайн-деятельности в Российской Федерации», а также при несоблюдении мероприятий в области дизайна в порядке, установленном законодательством РФ.
Статья 11. Права индивидуальных предпринимателей и юридических лиц
Индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют права и обязанности:
– право получать в соответствии с законодательством РФ в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах и учреждениях государственной дизайн-службы РФ информацию о состоянии существующей и вновь разрабатываемой продукции и среды обитания в части, касающейся сферы дизайн-деятельности;
– право получать информацию о разработке органами исполнительной власти всех уровней мероприятий по обеспечению дизайн-разработками психологического, функционального, эстетического и экологического комфорта населения.
Статья 12. Обязанности граждан
В соответствии с требованиями закона «О дизайн-деятельности в Российской Федерации», а также предписаний и заключений должностных лиц, осуществляющих государственный надзор в области дизайна, граждане обязаны:
– заботиться об эстетической и эстетико-экологической составляющей семейной, производственной, городской, сельской и ландшафтной среды;
– не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение эстетической и эстетико-экологической среды обитания.
Статья 13. Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны:
– выполнять требования Федерального закона «О дизайн-деятельности в Российской Федерации», а также постановлений, предписаний и дизайн-заключений должностных лиц, осуществляющих государственный надзор в области дизайна;
– разрабатывать и проводить мероприятия по развитию дизайн-деятельности;
– осуществлять производственный контроль посредством проведения научных исследований и испытаний, направленных на соблюдение нормативов дизайн-деятельности;
– принимать участие в проведении работ по дизайнерской оценке эстетического, функционального и эргономического уровня выпускаемой продукции; разрабатывать методы контроля состояния эстетической, функциональной и эстетико-экологической среды обитания человека с точки зрения нормативов дизайн-деятельности;
– своевременно информировать органы дизайн-надзора о нарушении требований дизайна;
– руководствоваться официально утверждёнными требованиями по дизайну на всех стадиях проектирования и изготовления продукции (предмета дизайна);
– возмещать в полном объёме вред, причинённый эстетической, функциональной и этико-экологической среде города, села и их объектам вследствие нарушения законодательства «О дизайн-деятельности в Российской Федерации» в порядке, установленном федеральным законодательством.
Глава III
ДИЗАЙН-ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДИЗАЙН-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО, ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО КОМФОРТА НАСЕЛЕНИЯ
Статья 14. Дизайн-требования по обеспечению дизайн-деятельностью психологического, функционального и эстетического комфорта населения в условиях городской и сельской среды
14.1. При планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путём комплексного подхода к решению архитектурных, дизайнерских, художественных и социальных задач, направленных на благоустройство городских и сельских поселений, предупреждение и устранение вредных воздействий на человека и среду его обитания.
14.2. При разработке архитектурных, дизайнерских, художественных норм проектирования, схем градостроительного планирования развития территорий, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистральных городов, сёл, при решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного, транспортного, сельскохозяйственного назначения и посадки зелёных насаждений на соответствие к общему числу жителей, а также организации санитарно-защитных зон, выбора земельных участков под строительство должны соблюдаться утверждённые в установленном законом порядке дизайн-требования.
14.3. Утверждение комплексных архитектурных, дизайнерских и художественных норм проектирования и проектно-технической документации о планировке и застройке городских и сельских поселений, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации объектов, предоставлении земельных участков под строительство, а также о вводе в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов допускается при наличии дизайн-заключения о соответствии таких объектов необходимым эстетическим, функциональным и эстетико-экологическим требованиям.
14.4. Граждане, предприниматели, юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и/или кредитование, в случае выявления нарушений дизайн-требований или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и/или кредитование.
Статья 15. Дизайн-требования к продукции, выпускаемой в различных отраслях народного хозяйства
Дизайн-требования в своей совокупности включают комплекс следующих требований к проектируемой, создаваемой и эксплуатируемой продукции:
15.1. Социальные:
– общественная полезность объекта, изделия, обуславливающая необходимость его производства и обеспечивающего повышение уровня психологического, функционального и эстетического комфорта населения;
– соответствие продукции достижениям научно-технического прогресса, современной отечественной культуры, эстетической организации труда;
– обеспечение общественно-необходимого эстетического уровня, высокого функционального качества и экономической эффективности;
– уникальность формы объекта (изделия), исключающая его преждевременное моральное старение.
15.2. Функционально-технические:
– функциональность изделия, оптимальность функции, соответствие конструкции и формы их назначению;
– прогрессивность конструкции, её высокие технико-эксплуатационные показатели, учёт межотраслевых требований к конструкции изделия (объекта);
– технологичность формы изделия, предусматривающая возможность применения рациональной технологии, обеспечивающей единство промышленного воспроизводства формы и высоких потребительских свойств объекта (изделия).
15.3. Эргономические:
– оптимальное распределение функций между человеком и объектом (изделием);
– соответствие функций, порученных человеку, и объекта (изделия), предусматривающих оптимальную адаптацию организма человека к работе с данным объектом (изделием);
– соответствие системы управления и контроля функций изделия (объекта) комфорту человека в рамках его физиологических, психологических и интеллектуальных возможностей;
– функциональное использование цвета;
– создание оптимального санитарно-гигиенического режима на рабочем месте;
– эффективность защиты человека от вредных воздействий на его организм;
– благоприятный климат.
15.4. Эстетические:
– информативность формы; идентифицируемость изделия (объекта), его соответствие оригинальным формообразующим элементам, отличающим данный объект (изделие) от аналогов (с надписями, номерами, табличками, указателями);
– композиционное совершенство; согласованность сущности и предназначения предмета с эстетикой его объемно-пространственной структуры;
– гармоничность формы; соответствие предмета окружающей среде и конкретным условиям его функционирования и эксплуатации;
– совершенство качественного технологического исполнения (СКТИ) как комплексного показателя покрытия и отделки поверхностей объекта (изделия);
Производство, применение и реализация новых разрабатываемых или внедряемых видов продукции, новых технологических процессов допускаются при наличии дизайн-заключения об их соответствии дизайн-требованиям.
Граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица, осуществляющие разработку, производство, транспортировку, закупку, хранение и реализацию продукции, в случае несоответствия дизайн-требованиям обязаны приостановить такую деятельность, изъять продукцию из оборота и принять меры по недопущению применения (использования) продукции, которая может причинить ущерб человеку или окружающей среде.
Статья 16. Дизайн-требования к жилым помещениям
Жилые помещения по площади, планировке, освещённости, изоляции, микроклимату, воздухообмену, уровню шума, вибрации, ионизирующим и неионизирующим излучениям, цветовому решению, фактуре материала, должны соответствовать необходимым дизайн-требованиям.
Содержание жилых помещений должно обеспечивать их жителям психологический, функциональный и эстетический комфорт.
Заселение жилых помещений, признанных в соответствии с законом «О дизайн-деятельности в Российской Федерации» непригодными для проживания, равно как и предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений не допускается.
Статья 17. Дизайн-требования к условиям эксплуатации объектов (изделий)
17.1. Эксплуатация машин, агрегатов, приборов, транспорта, средств связи, общественных помещений, сооружений, оборудования и т. д. должна осуществляться на основе действующих норм РТМ, МУ, ОСТов, ГОСТов, СНИПов, а также дизайн-требований с целью обеспечения для человека благоприятных условий в работе, быту и во время отдыха.
17.2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить работу цехов, участков, эксплуатацию машин, агрегатов, приборов, транспорта, зданий, сооружений, оборудования, оказание услуг в случаях, если эти работы и услуги нарушают дизайн-требования.
Статья 18. Дизайн-требования к условиям воспитания и обучения в образовательных учреждениях
18.1. В соответствии с законом «О дизайн-деятельности в Российской Федерации» в воспитательных и образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм должны осуществляться меры по формированию абстрактно-образного, креативного мышления, эстетического вкуса, умения и навыков по основам изобразительной грамоты у всех возрастных категорий населения.
18.2. Программы, методики, способы, принципы воспитания и обучения, технические изобразительные средства, аудио-визуальные и иные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию при наличии дизайн-заключения об их соответствии дизайн-требованиям.
15.3. В рамках дизайн-деятельности эстетическое воспитание и обучение населения обязательны, они направлены на духовное обогащение, сохранение и развитие отечественной культуры и укрепление здорового образа жизни. Эта деятельность осуществляется:
– в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных учреждениях;
– при подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников посредством включения в обучение программ по изобразительному, сценическому, пластическому и музыкальному искусству;
– при профессиональной подготовке архитекторов, дизайнеров, художников и специалистов других областей знания, связаных с дизайн-деятельностью.
Глава IV
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДИЗАЙН-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 19. Государственное нормирование дизайн-деятельности в Российской Федерации
19.1. Государственное нормирование дизайн-деятельности включает в себя:
– разработку единых требований к проведению научно-исследовательских работ по обоснованию дизайн-деятельности;
– контроль за использованием средств НИР и ОКР по государственному нормированию дизайн-деятельности;
– разработку, экспертизу, утверждение и опубликование нормативных документов дизайн-деятельности;
– контроль за внедрением дизайн-требований, изучение и обобщение практики их применения;
– регистрацию и систематизацию дизайн-требований, формирование и внедрение единой федеральной базы данных в области государственного нормирования дизайн-деятельности.
19.2. Государственное нормирование дизайн-деятельности осуществляется органами и учреждениями государственной дизайн-службы Российской Федерации в соответствии с положением, утверждённым Правительством РФ.
Статья 20. Разработка требований к дизайн-деятельности
20.1. Дизайн-требования разрабатываются федеральными органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять дизайн-надзор, и иными органами дизайн-службы Российской Федерации.
20.2. Разработка дизайн-требований должна предусматривать:
– проведение комплексных исследований по выявлению и оценке воздействия факторов среды человеческого обитания на физиологию, психологию, эстетические потребности и эстетическое сознание населения;
– определение дизайн-требований, касающихся воздействия негативных факторов на жизнедеятельность населения;
– установление критериев архитектурных, дизайнерских, художественных, экологических, психологических и иных факторов среды человеческого обитания;
– установление оснований для пересмотра дизайн-норм и иных нормативов, связанных с дизайн-деятельностью;
– анализ международного опыта в области нормирования дизайн-деятельности;
– прогнозирование социальных, экономических, экологических и культурных последствий применения дизайн-требований к среде обитания человека;
– обоснование сроков и условий введения в действие нормативов дизайн-деятельности.
Статья 21. Утверждение и введение в действие требований к дизайн-деятельности
21.1. Дизайн-требования на стадии проекта обсуждаются, корректируются и утверждаются на заседаниях Совета Союза дизайнеров России.
21.2. Дизайн-требования подлежат утверждению, регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
21.3. Соблюдение дизайн-требований является обязательным для населения, предпринимателей и юридических лиц.
21.4. Нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов дизайн-деятельности, должны соответствовать Конституции РФ и текущему законодальству.
Статья 22. Особенности сертификации результатов дизайн-деятельности
Сертификация дизайн-продукции (дизайн-разработок и предметов дизайна) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии дизайн-заключения об их соответствии дизайн-требованиям.
Статья 23. Дизайн-экспертиза
23.1. Дизайн-экспертиза: расследования, обследования, исследования, испытания, эстетические и иные виды оценок – проводятся органами и учреждениями государственной дизайн-службы Российской Федерации, а также организациями и экспертами, аккредитованными в установленном порядке.
23.2. Целями дизайн-экспертизы, проводимой на основе научных методов и нормативных актов, являются:
– установление и предотвращение негативных факторов, угрожающих жизнедеятельности человека;
– установление соответствия (несоответствия) проектно-технической документации объектов (изделий) дизайн-требованиям в соответствии с настоящим федеральным законом «О дизайн-деятельности в Российской Федерации».
23.3. На основании результатов дизайн-экспертиз главными дизайнерами государственной дизайн-службы, даются дизайн-заключения.
23.4. Порядок проведения дизайн-экспертиз устанавливается федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный дизайн-надзор.
23.5. Органы и учреждения государственной дизайн-службы Российской Федерации, организации, аккредитованные в установленном порядке, и дизайн-эксперты несут ответственность за их качество и объективность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 24. Государственный дизайн-надзор
24.1. Государственный дизайн-надзор включает в себя:
– контроль за выполнением закона «О дизайн-деятельности в Российской Федерации», а также качеством мероприятий, направленных на развитие дизайн-деятельности, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный дизайн-надзор;
– меры пресечения нарушений Федерального закона «О дизайн-деятельности в Российской Федерации», выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения дизайн-требований, а также привлечения к ответственности лиц, их совершивших;
– контроль за организацией дизайн-деятельности;
– проведение дизайн-расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения негативных факторов, сдерживающих развитие дизаин-деятельности;
– разработку предложений о проведении дизайн-мероприятий, направленных на улучшение организационной работы по обеспечению дизайн-деятельности;
– обработка и анализ статистических данных в области дизайн-деятельности;
– государственный учёт достижений отечественного дизайна;
– анализ дизайн-деятельности как инструмента государственной экономической и социальной политики;
24.2. Государственный дизайн-надзор осуществляется органами и учреждениями (должностными лицами) государственной дизайн-службы Российской Федерации.
Статья 25. Дизайн-мониторинг
25.1. Дизайн-мониторинг осуществляется для выявления и оценки состояния и перспектив дизайн-деятельности.
25.2. Дизайн-мониторинг проводится на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации, в городских и сельских поселениях органами и учреждениями Государственной дизайн-службы РФ совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
25.3. Порядок проведения дизайн-мониторинга устанавливается Правительством Российской Федерации.
Глава V
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДИЗАЙН-СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 26. Основные принципы организации и деятельности системы дизайн-службы Российской Федерации
26.1. Государственная дизайн-служба Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов и учреждений, осуществляющих контроль за соблюдением дизайн-нормативов при разработке и производстве продукции всех видов и форм назначения.
26.2. Система государственной дизайн-службы Российской Федерации включает в себя:
– федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять контроль за соблюдением дизайн-нормативов разрабатываемой и выпускаемой продукции;
– систему органов и учреждений государственной дизайн-службы РФ, созданной в установленном законом порядке с целью обеспечения нормативной базы дизайн-деятельности научно-исследовательских, проектно-конструкторских учреждений и производственных предприятий всех форм собственности в России.
26.3. Организация деятельности системы Дизайн-центра Правительства Российской Федерации осуществляется Главным дизайнером, а также главными дизайнерами дизайн-центров субъектов Российской Федерации и главными дизайнерами городов и районов.
26.4. Главные дизайнеры органов исполнительной власти на всех административных и территориальных уровнях осуществляют деятельность, направленную на удовлетворение потребности общества в дизайн-разработках, а также осуществляют управление, мониторинг и контроль за дизайн-деятельностью в Российской Федерации.
26.5. Органы и учреждения дизайн-службы Российской Федерации, осуществляющие свои полномочия на основе субординации и подчинения нижестоящих органов – вышестоящим, вплоть до Министра государственной дизайн-службы Российской Федерации (главного дизайнера России).
26.6. Структура государственной дизайн-службы Российской Федерации, принципы её работы, цели и задачи, порядок назначения руководителей дизайн-службы определяются Положением о Государственной дизайн-службе, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Статья 27. Финансирование дизайн-службы Российской Федерации
Финансирование государственной дизайн-службы Российской Федерации осуществляется за счёт:
– средств федерального бюджета;
– средств, поступивших за выполнение работ и оказание услуг учреждениям государственной дизайн-службы РФ по договорам с юридическими и физическими лицами;
– средств, полученных от граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в порядке возмещения органам и учреждениям дизайн-службы расходов на проведение дизайн-мероприятий;
– средств, полученных от издательской деятельности;
– добровольных взносов и пожертвований физических и юридических лиц на развитие дизайн-деятельности;
– других не запрещённых законодательством Российской Федерации источников.
Статья 28. Права органов и учреждений государственной дизайн-службы Российской Федерации на пользование имуществом и земельными участками
28.1. Помещения, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемое органами и учреждениями государственной дизайн-службы РФ для выполнения возложенных на них задач, находятся в федеральной собственности и передаются указанным органам и учреждениям в пользование на правах хозяйственного ведения или оперативного управления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
28.2. Земельные участки, на которых размещаются здания, сооружения органов и учреждений государственной дизайн-службы РФ, безвозмездно предоставляются им в постоянное пользование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 29. Должностные лица Государственной дизайн-службы Российской Федерации
29.1. Должностными лицами государственной дизайн-службы Российской Федерации, уполномоченными осуществлять дизайн-деятельность в отношении существующей и вновь разрабатываемой продукции и осуществляющими государственный дизайн-надзор от имени органов и учреждений указанной службы являются: главные дизайнеры, их заместители, специалисты органов и учреждений дизайн-службы РФ (далее – должностные лица).
Перечень специалистов, уполномоченных осуществлять дизайн-деятельность и дизайн-контроль устанавливается постановлением о государственной дизайн-службе РФ, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
29.2. Воздействие на должностных лиц, осуществляющих дизайн-деятельность и дизайн-контроль за выпускаемой и вновь разрабатываемой продукцией, с целью повлиять на принимаемые ими решения или воспрепятствовать их деятельности не допускается и влечёт за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
29.3. Должностные лица, осуществляющие дизайн-деятельность и дизайн-контроль, находятся под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
29.4. Должностные лица, осуществляющие дизайн-деятельность и дизайн-контроль, имеют право на разработку и использование спецсимволики и спецодежды для повышения эффективности работы и функционирования работников дизайн-службы.
29.5. Право на замещение вакантных должностей дизайнеров и их заместителей имеют граждане России, получившие высшее художественно-промышленное образование и являющиеся членами Союза дизайнеров Российской Федерации.
Статья 30. Права должностных лиц, осуществляющих дизайн-деятельность и дизайн-контроль
30.1. Должностные лица, осуществляющие дизайн-контроль при осуществлении своих служебных обязанностей и предъявлении служебного удостоверения, имеют право:
– получать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц информацию, связанную с дизайн-деятельностью;
– проводить расследование случаев нарушения дизайн-нормативов и принципов дизайн-деятельности, а также случаев препятствования дизайн-деятельности;
– иметь беспрепятственный доступ к хозяйствующим субъектам, имеющим отношение к выпуску, эксплуатации и разработке продукции промышленного и потребительского назначения с целью проверки соблюдения нормативов дизайн-деятельности;
– посещать с согласия граждан их жилые помещения в целях обследования условий их проживания и выработки рекомендаций, направленных на ликвидацию имеющих место или возможных нарушений дизайн-нормативов;
– проводить дизайн-оценку эстетического, функционального и эргономического качества всех видов продукции хозяйствующих субъектов;
– составлять протокол нарушений федерального закона «О дизайн-деятельности в Российской Федерации».
30.2. При выявлении нарушений дизайн-требований должностные лица, осуществляющие государственный дизайн-надзор, имеют право давать физическим и юридическим лицам предписания, обязательные для их исполнения в установленные законом сроки; эти предписания могут содержать заключения:
– об устранении выявленных нарушений;
– о прекращении выпуска продукции;
– о проведении мероприятий, направленных на улучшение качества выпускаемой продукции.
Статья 31. Полномочия главных дизайнеров и их заместителей
31.1. Главные дизайнеры и их заместители наделяются следующими полномочиями:
– рассматривать материалы и дела о нарушениях закона «О дизайн-деятельности в Российской Федерации»;
– предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае его нарушений;
– давать дизайн-заключения физическим и юридическим лицам;
– давать физическим и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные сроки;
– накладывать административные ограничения в виде предупреждений или штрафов;
– направлять в административные и правоохранительные органы материалы о нарушении закона «О дизайн-деятельности в Российской Федерации» для возбуждения уголовных дел.
31.2. Главные дизайнеры и их заместители имеют право:
– вносить предложения в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, направленные на улучшение дизайн-деятельности;
– предлагать меры по обеспечению населения дизайн-разработками федерального и регионального уровня, а также на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
– направлять директивные материалы в финансово-кредитные организации о приостановлении операций физических и юридических лиц по расчётным и другим счетам в случае нарушений указанными лицами дизайн-требований при осуществлении ими работ по проектированию и изготовлению продукции и невыполнения постановлений о приостановлении или прекращении таких работ;
– обращаться в органы государственной сертификации с требованиями о приостановке производства или изъятии продукции в случае установления её несоответствия дизайн-требованиям.
31.3. Главный дизайнер Дизайн-центра Правительства Российской Федерации наряду с общими должностными правами наделяется дополнительными полномочиями:
– выдавать дизайн-заключения о соответствии утверждаемых федеральными органами исполнительной власти проектов норм проектирования, проектов государственных стандартов, проектов образовательных стандартов, проектов других нормативных актов и федеральных целевых программ, в том числе и программ эстетического освоения всех видов выпускаемой и вновь разрабатываемой продукции, направленной на обеспечение дизайн-разработкам социально-психологического комфорта населения;
– утверждать нормативные документы, регламентирующие деятельность органов и учреждений государственной дизайн-службы Российской Федерации.
31.4. Главные дизайнеры субъектов Российской Федерации, а также городов и районов наделяются дополнительными полномочиями:
– разрабатывать и вносить для утверждения в органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный дизайн-надзор, проекты дизайн-требований;
– утверждать инструкции и иные документы, регламентирующие порядок осуществления государственного дизайн-надзора.
Статья 32. Обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный дизайн-надзор
Должностные лица, осуществляющие государственный дизайн-надзор, обязаны:
– своевременно и в полной мере обеспечивать условия, позволяющие контролировать качество дизайн-разработок и их результатов при производстве всех видов продукции;
– устанавливать причины и выявлять условия возникновения и распространения негативных факторов, связанных с нарушением дизайн-требований;
– рассматривать обращения граждан и юридических лиц по вопросам поддержания и развития должного уровня дизайн-деятельности и её результатов;
– информировать федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о дизайн-обстановке и о мерах, принимаемых органами и учреждениями государственной дизайн-службы РФ по обеспечению условий контроля за поддержанием должного уровня дизайн-деятельности при производстве всех видов выпускаемой и вновь разрабатываемой продукции, а также по обеспечению условий для проведения инновационных дизайн-разработок;
– осуществлять свою деятельность во взаимодействии с органами исполнительной власти всех уровней;
– добросовестно выполнять свои служебные обязанности.
Статья 33. Ответственность должностных лиц, осуществляющих государственный дизайн-надзор
За сокрытие фактов и обстоятельств, создающих негативные факторы в дизайн-деятельности и за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей должностные лица, осуществляющие государственный дизайн-надзор, несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Статья 34. Обжалование действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих государственный дизайн-надзор
34.1. Действия должностных лиц, осуществляющих государственный дизайн-надзор, могут быть обжалованы в вышестоящий орган государственного дизайн-надзора, главному дизайнеру государственной дизайн-службы Российской Федерации, а также в судебном порядке.
34.2. Жалоба рассматривается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
34.3. Подача жалобы не приостанавливает обжалуемые действия до решения суда.
Глава VI
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА «О ДИЗАЙН-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Статья 35. Ответственность за нарушение закона «О дизайн-деятельности в РФ»
35.1. За нарушение закона «О дизайн-деятельности в Российской Федерации» устанавливается дисциплинарная и уголовная ответственность.
35.2. Административные взыскания за нарушение закона «О дизайн-деятельности в Российской Федерации» налагаются постановлениями должностных лиц, осуществляющих государственный дизайн-надзор, в соответствии с полномочиями, предусмотренными данным Федеральным законом.
35.3. Дисциплинарная и уголовная ответственность за нарушение закона «О дизайн-деятельности в Российской Федерации» устанавливается законодательством Российской Федерации.
Статья 36. Исполнение постановления о наложении штрафа на юридическое лицо за нарушение закона «О дизайн-деятельности в Российской Федерации»
Постановление о наложении штрафа на юридического лицо подлежит исполнению не позднее чем через 15 дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования или опротестования такого постановления – не позднее, чем через 15 дней со дня уведомления в письменной форме об отказе в опротестовании жалобы. По истечении указанных сроков и при отказе от добровольного исполнения постановления о наложении штрафа исполнение указанного постановления осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 37. Гражданско-правовая ответственность за причинение ущерба вследствие нарушения закона «О дизайн-деятельности в Российской Федерации»
Ущерб, причинённый личности или имуществу гражданина, а также ущерб, причинённый имуществу юридического лица вследствие нарушения закона «О дизайн-деятельности в Российской Федерации», подлежит возмещению гражданином или юридическим лицом, причинившем ущерб, в полном объёме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава VII
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 38. Вступление в силу настоящего Федерального закона «О дизайн-деятельности в РФ»
Настоящий закон «О дизайн-деятельности в Российской Федерации» вступает в силу со дня его официального опубликования.
|