Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2007, № 4 (45) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Осень 2007 № 4 (45)
РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Вера и безверие: |
Для такой постановки вопроса имеются веские основания. Противостояние тех, кто «горой стоит» за веру и тех, кто индифферентен к ней, либо относится к религии скептически, завершилось в России не фактом поражения политических сил, насаждавших безверие идеологическим террором и физическим насилием, а изощрённой мимикрией перетекшей во власть коммунистической номенклатуры и наступлением новой формы старого альянса сил на свободомыслие. В стране нарастает волна морально-психологического давления клерикальных кругов на отделённые конституционным образом от церкви сферы общественной жизни. Этому беспрецедентному процессу способствует установление эксклюзивных отношений церкви с властью и бизнесом и, как следствие, усиление её влияния в системе образования, органах культуры и даже в силовых структурах. Не обошли стороной и науку: в список «естественных» союзников, ревнителей веры – без малейших на то оснований – вносятся имена многих выдающихся представителей фундаментальной науки, т. е. той области знаний, которая веками оппонировала религии. В общественное сознание с завидной методичностью вколачивается мысль о том, что тотальное обращение народа в веру необходимо для сохранения его национальной идентичности и спасения России от вестернизации, противостояния терроризму, нравственному нигилизму etc. Нас убеждают в том, что человек, не верующий в существование Творца, неизбежно приходит к мысли о вседозволенности, и потому потенциально безнравственен, непатриотичен и бездуховен. Сегодня само понятие «духовность» оккупировано клерикальной пропагандой в такой мере, что безоговорочно отождествляется с религиозностью.
Лидеры так называемых основных религиозных конфессий заключили между собой негласный «пакт о ненападении», дабы не отвлекать силы в их «священной» борьбе за умы и сердца мирян и тех, кто ещё не обратился в их веру. Уместно заметить, что это перемирие не может не быть временным, тактическим, поскольку каждая из конфессий, в точности следуя завету её основателя, провозглашает свою веру единственно верной, а принадлежность к иной вере – едва ли не большим грехом, чем просто безверие. Феномен религиозного фундаментализма в современном мире – серьёзный аргумент в пользу данного тезиса.
Словом, формируется
Не следует полагать, что автор ополчается на религию как таковую и намерен обелить тех, по чьей вине взрывались храмы и ломались судьбы тех, кто молился в них. Я лишь настаиваю на принципиальном – последовательном и безоговорочном – соблюдении положений Конституции РФ о свободе совести и светском характере нашего общества. Однако считаю, что правовой подход к решению обозначенной проблемы необходим, но едва ли достаточен. Не менее важно осознание обществом серьёзности проблемы, её сути и вытекающих из неё правил гражданского поведения. В этом контексте представляется необходимой разработка концепции того, что я называю мировоззренческим автономизмом, – той платформы, которая служила бы основой формирования новой, более адекватной демократическому обществу фундаментальной установки в отношениях друг к другу субъектов разной веры, а также веры и безверия как сфер гражданской и культурной жизни.
Рискну представить некоторые базовые положения этой концепции.
Последовательное и безоговорочное соблюдение положений Конституции о светском характере нашего общества (без комментария).
Укрепление традиций плюрализма и автономии в мировоззренческой сфере. В науке плюрализм
теорий – ситуативное явление. Содержание научного текста достаточно уверенно контролируется логикой и экспериментом, поэтому рано или поздно
специалисты приходят к относительному единству в своих взглядах. В мировоззренческой сфере всё обстоит иначе: сколько апостолов (эпигоны –
не в счёт ), столько и Откровений, и никакая рациональная дискуссия между ними не уместна. Мировоззренческий текст, «истина» которого пытается
вытеснить, аннулировать «истину» другого, уже не мировоззренческий, а идеологический феномен. На личностном, частном уровне не существует заведомого
преимущества ни у одной из мировоззренческих позиций, составляющих основу веры либо безверия. Это, иначе говоря, и есть принцип свободы совести и
убеждений. Все претензии на наличие сверхперсонального обязательного для всех мировоззренческого принципа – со времён кантовских «Критик» –
плод либо невежества, либо лукавства: в природе человека нет ничего такого, что с необходимостью побуждало бы его ум и сердце занять именно эту,
а не
Отказ от мифа о генетической детерминации общественной морали
Утверждение и укрепление культуры толерантности во всех сферах общественной жизни, ликвидация полюсов социально-экономического бытия, снижение уровня социальной несправедливости. Понятно, что согласие, сотрудничество могут иметь место только в том случае, если у людей с разным мировоззрением, социальным положением, национальностью имеется единое пространство их жизненной активности. Ныне человечество, сполна познавшее горечь конфессиональной и национальной нетерпимости, классового эгоизма, вплотную приблизилось к усвоению общих императивов вхождения в относительно бесконфликтное будущее. Таковыми являются доступные каждому общечеловеческие (иногда их называют универсальными) ценности. И не столь уж важно, в чём философы, культурологи и теологи усматривают их источники – в антропологическом единстве человечества, адаптационных закономерностях эволюции социального бытия или в Слове, которое было у Творца. Мировоззренческая нетерпимость часто оказывается всего лишь формой проявления несогласия с углублением раскола общества на богатых и бедных, на людей титульной национальности и всех прочих, на обласканных новой властью и загнанных ею в тупик безысходности.