Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2007, № 4 (45) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Осень 2007 № 4 (45)
ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ
«Письмо десяти»: суть и суета вокруг дела академиков |
23 июня 2007 года научно-популярное приложение к «Новой газете» «Кентавр» № 3 {ссылка на «Кентавр» № 3 http://www.novayagazeta.ru/data/2007/kentavr03/ работать перестала} опубликовало приведённый выше (см.
В сентябре 2007 г. РИА «Новости» сообщило следующее.
ПУТИН ПРОТИВ ПРИКАЗНОГО ВВЕДЕНИЯ В ШКОЛАХ ПРЕДМЕТОВ ПО РЕЛИГИИ
Белгород, 13 сентября – РИА Новости
Президент РФ Владимир Путин убеждён в том, что приказом сверху нельзя вводить обязательное изучение в школах предметов по религиозной тематике.
На заседании Совета по нацпроектам лидер партии «Народный союз» Сергей Бабурин попросил президента «снять опасения в связи с исчезновением таких школьных предметов, как "основы православной культуры" и "история мировых религий"».
«Ко мне поступило обращение Всемирного русского конгресса по этому поводу», – подтвердил Путин, но при этом сказал, что к нему поступило и
обращение представителей интеллигенции России по поводу того, что наше государство
У нас в Конституции записано, что Церковь отделена от государства. Вы знаете, как я сам отношусь, в том числе, к Русской Православной церкви, но
если
«Я не считаю, что мы должны сейчас этим заниматься», – добавил он.
(http://www.rian.ru/society/20070913/78603929.html)
***
Между этими двумя текстами 53 дня российской жизни. И если проследить цепочку событий, посыпавшихся как из рога изобилия в качестве реакции на вопросы, поставленные учёными РАН перед Президентом России, то открывается беспрецедентное множество откликов, дебатов, статей, социологических опросов, теле- и радио-обсуждений, интервью, Интернет-форумов, резолюций, наполнивших российское информационное пространство. «Информационный повод», как называют такие вещи профи инфомедийных джунглей современной России, вызвал такой резонанс, который продолжается и сегодня. Что же произошло? В чём суть дела и той, подчас совершенно пустой суеты вокруг того, что сразу же назвали «письмом десяти» или «письмом десяти академиков»?
С суетой вопрос понятен: некоторым нужно было просто пошуметь, чтобы в очередной раз засветиться и по бобчински-добчински напомнить о своём
существовании. Другим нужно было опять зафиксировать свои параноидные идеи о заговорах или об отмашках сверху, означающих начало
В высшей степени характерно, что никто из оппонентов не стал полемизировать по существу поставленных авторами письма вопросов. Была масса придирок к словам, уходы в какую угодно сторону от дела, но только не разговор по существу.
Но суть письма глубока и значительна. Она действительно судьбоносна и состоит в том – быть или не быть России? Как встречать и отвечать на идеологические, мировоззренческие, нравственные и интеллектуальные вызовы, с которыми она сталкивается? Со всей прямотой, честностью и откровенностью учёные поставили вопрос о том, какой быть России? Какие решения принимать в области науки, образования и культуры, чтобы страна была жизнеспособной, конкурентоспособной, как напоминает нам В. В. Путин, просвещённой, сохраняющей себя в качестве самобытной и передовой цивилизации?
Авторы открытого письма – не политические деятели, но учёные, «представители интеллигенции», как назвал их В. В. Путин. Их общекультурный уровень вне сомнений, также как и высокий уровень гражданского сознания. С присущей учёным рациональностью, взвешенностью и чёткостью суждений они дали оценку тому, что происходит у всех у нас на глазах. Они назвали вещи своими именами, не вдаваясь с тонкости и оттенки формулировок, но именно указав на сущность политики церкви по отношению к школе, науке и государству. Клерикализация государства очевидна, и долгое время общество сначала не замечало, а потом старалось не замечать этого процесса и его возможных катастрофических последствий.
Почему же общественность пробудилась, и все заговорили об этой стратегической для страны проблеме?
Анализируя ситуацию, мы согласились, что внешними факторами эффекта стало то, что,
Кумулятивный эффект стал практически неизбежным. Если же вспомнить, что в это время у нашей рыночной прессы – ввиду «мёртвого сезона» –
пищи на зубах не было, то причин медийного интереса к письму оказалось предостаточно.
Те, кто так или иначе следил и следит за ситуацией вокруг «письма десяти академиков», не может не видеть ряд серьёзных изменений как в общественном
сознании, так и во власти. На мой взгляд, они в целом благотворны и значительны. Благотворен сам процесс общественного диалога, обсуждения вопросов о
роли науки и религии в обществе, поскольку он будит ум, заставляет думать и в той или иной степени сознательно принимать решение для себя и за
себя. Это делает людей не только просвещённее, но и ответственнее, т. е. прививает черты, которые так необходимы россиянам как гражданам великой
страны. Несомненно, в обществе произошла и продолжает происходить переоценка роли православной церкви в общественной и культурной жизни. Эйфория и
надежды на моральное очищение с помощью РПЦ (МП) в значительной степени рассеялись, сменившись более реалистичным и трезвым взглядом на
деятельность духовенства. Всё больше проясняется, что культурный уровень и образованность служителей православия далеко не соответствует тем ожиданиям
или предположениям, которые были у россиян, до этого вовсе не интересовавшихся жизнью церкви в России. Выяснилось и то, что данные о религиозности
населения, мягко говоря, не корректны. Если прежде говорилось, что среди русских около 80 % православных, то теперь обнаруживается, что
«Письмо десяти академиков» – веха в новейшей истории отечественного сознания и самосознания. Оно не только помогло нам вовремя остановиться и подумать, как далеко назад мы отошли от некоторых наших достижений в области культуры и образования, но и принять руководителям различного уровня более взвешенные решения по принципиальным вопросам образовательной политики. Так, накануне нового учебного года министр Минобрнауки А. Фурсенко признал, что решение вопроса о преподавании в школах истории культуры и религии – за общественным мнением, «и в этом смысле "письмо академиков" сыграло положительную роль, вызвав общественный резонанс» (http://www.portal-slovo.ru/rus/news/10546/).
Власти Москвы также проявили реализм и отказались от пресловутого ОПК («Основы православной культуры»), предложив для
Приметы позитивных перемен можно множить, но вывод напрашивается один: повышаются наши шансы понять, что мы живём в XXI веке, веке науки, прогресса демократии и улучшения условий человеческого существования, что мы – активная часть мирового сообщества, ищущего согласия, мира и процветания. Понимание и действие на этой основе и есть одно из условий как гражданского согласия, так и процветания России.
1 Так, например, по данным Агентства социальной информации «58 % петербуржцев считают себя верующими или глубоко верующими людьми. Убежденными атеистами признали себя лишь 4,3 % атеистов, не убежденными – 13 %. Не определились с тем, куда себя отнести – 20 % горожан. Примечательно также, что женщин среди верующих оказалось на 14 % больше, чем мужчин, 39 % опрошенных поддержали обращение академиков президенту, 37 % высказались против него и 23 % не смогли определиться с этим вопросом» (http://www.rosbalt.ru/2007/08/08/403870.html).
2 См. Баранова И. В., Гупта С. Р., Фигина Е. Н. Нравственные ценности. Развивающая программа для младших школьников. Методическое пособие для учителей и психологов. – М.: Генезис, 2003.