Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2007, № 4 (45) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Осень 2007 № 4 (45)
СОБЫТИЯ ЛЕТА
Июль:
В ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОМ ЦЕНТРЕ ИССЛЕДОВАНИЙ
Вера Трофимова |
С 3 по 31 июля 2007 года в американском городе Амхёрсте, штат Нью-Йорк, проходила работа Летней школы по гуманизму, организованная Транснациональным центром исследований (Center for Inquiry Transnational). Президент Центра, выдающийся философ Пол Куртц в очередной раз собрал на школе слушателей, в основном свободомыслящих, скептиков, агностиков и просто неутомимых и пытливых искателей своего нравственного пути. Как и в прошлые годы, была группа из России – 6 человек, среди них россияне из Вятки – Роман Веснин, Коломны – Елена Ширяева, Иркутска – Екатерина Решетникова, Екатеринбурга – Дарья Медведева и Москвы – Вера Трофимова. Руководитель группы Анна Кудишина – доцент КИ МГОУ, председатель Московского областного регионального отделения РГО.
Круг участников Летней школы оказался довольно пёстрым как в национальном, так и в возрастном отношении. Основную массу составила американская интеллигенция: учителя, врачи, юристы, журналисты, люди творческих профессий – в целом исключительно эрудированные люди, внимательно следящие за последними событиями в мире. Из одного только неформального общения с ними (после лекций, во время частых культурно-развлекательных поездок) мы почерпнули много нового. Были в Центре исследований и студенты нашего возраста. Помимо нашей группы на Летней школе присутствовали делегации из Великобритании и Китая.
Работа Летней школы была разделена на три части-модуля. Первый модуль “The Future of Unbelief” («Будущее неверия») был посвящён светскому (нерелигиозному) гуманизму, его тесной связи с разумом и рациональностью. Английские лекторы Джулиан Баджини, Офелия Бенсон и Чарльз Эшельбаргер рассказывали, как правильно использовать наш разум и где его границы. Современный мир рассматривается ими как некое сложное плюралистическое образование, в котором сосуществует множество религий и различных политических систем. Основными вопросами, предложенными для обсуждения, были следующие: как сделать мир согласованным и единым, как преодолеть конфликты; если отказаться от религии, то нужно ли сохранять духовность, что это такое и есть ли для неё место в светском гуманизме?
С Остином Дейси и Джереми Стангрумом (в центре, слева направо) |
Второй модуль “The Immorality of Religious Ethics” («Имморализм религиозной этики») представляли Дэвид Кэпселл и Джереми Стангрум. Их основная идея заключалась в том, что отнюдь не религия закладывает прочные моральные ценности в человека и формирует его нравственный стержень.
Третий модуль назывался “Honest Doubt: Science and Skepticism for Everyone” («Честное сомнение: наука и скептицизм для каждого»). В рамках этого модуля со своими лекциями выступал Митчелл Стефенс, который предлагал своё прочтение «Экклезиаста» и выносил на обсуждение проблемы, поставленные Ф. Достоевским в своей знаменитой легенде о «Великом инквизиторе» («Братья Карамазовы»). Норм Ален рассказывал о гуманизме в Африке. Ибн Варрак читал лекции по современному исламу и давал комментарии к текстам Корана. Также запомнились лекции Джо Никелла. Он занимается расследованиями заявлений об НЛО, привидениях и других так называемых паранормальных явлениях.
Лекции американских преподавателей проходили в непривычной для нас форме – весьма непринуждённо и демократично: зал, в нём сидят
слушатели-студенты за столиками; в большом проходе стоит микрофон; лектор свободно ходит по сцене перед аудиторией, оживлённо рассказывает, энергично
жестикулирует, рисует различные схемы на доске, комментирует слайды и видеосюжеты и столь же свободно и непринуждённо общается с залом, из
которого непрерывно поступают вопросы, реплики, комментарии (к микрофону всегда выстраивалась очередь). Поскольку лекции предполагали участие в
обсуждении темы, то и у нас была возможность задавать вопросы, свободно высказывать своё мнение. В первое время выступать перед столь почтенной
аудиторией было неловко: боялись и за уместность вопроса, и за язык. Однако на мероприятиях, где собирались как студенты, так и преподаватели, мы все
настолько сдружились, что на лекциях не чувствовали никакого дискомфорта. Вечером на барбекю, когда ешь
Е. Решетникова, Д. Медведева, А. Кудишина, В. Трофимова, Р. Веснин, Е. Ширяева (слева направо) |
Центр подготовил для своих студентов действительно много мероприятий: каждый день после лекций нас ждала культурная программа. Дважды нам посчастливилось увидеть Ниагарские водопады – днём проплыть на катере по реке к водопадам и в другой раз вечером наблюдать с обзорной площадки за салютом над Ниагарой. Также мы неоднократно ходили на концерты и представления на открытом воздухе, в поход, посетили филармонию, бейсбольный матч, картинную галерею, зоопарк в городе Буффало, не говоря уже о частых походах в кино и посиделках в кафе и ресторанах. У нас была возможность посетить издательство Prometheus Books, где по каталогу можно заказать и приобрести книги по многим гуманитарным и естественнонаучным проблемам. Это стало прекрасным дополнением к библиотеке Транснационального центра исследований, чьи ресурсы были нам щедро предоставлены сотрудниками центра: каждый нашёл массу журналов и книг по интересующей его теме (философия, история, политология, социальные науки), причём подобную литературу едва ли можно найти в России.
С Дэвидом Кэпселлом |
Одним из самых запоминающихся событий стала наша двухдневная поездка в
Месяц, проведённый в США – это огромный жизненный опыт. Мы были погружены в совершенно непривычную для нас среду – и языковую, и культурную.
Мы навсегда избавились от тех стереотипов об американцах, которые сложились в сознании многих россиян. Их часто считают недалекими и циничными,
обвиняют в том, что они, не имея своей культуры и исторических корней, тем не менее пытаются насадить свой образ жизни и мировоззрение всему
окружающему миру. Однако у них можно и нужно учиться многим вещам, а главное – как максимально разумно устроить свою личную и общественную жизнь,
так чтобы жить в согласии с самим собой и окружающими, наслаждаться каждым мгновением, ставить перед собой гуманные цели и их добиваться. На это
направлена научная деятельность Центра исследований и искания Пола Куртца, который во главу угла своей философской системы поставил термин
«евпраксофия», означающий добродетельную, практическую мудрость, приносящую человеку чувство удовлетворённости и счастья. Россиянам стоит поучиться у
американцев многим качествам, которые очень глубоко укоренены в их сознании, но, к сожалению, не укоренены в нашем: ответственности, пунктуальности,
умению во что бы то ни стало выполнять обещания, стремлению всегда прийти на помощь, наконец, активной жизненной позиции. Мы, общаясь с
американцами и слушая лекции, пытались почерпнуть максимум из этого общения, потому что это и отличная языковая практика, и, главное, шанс изменить