Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2008, № 1 (46)
Сайт «Разум или вера?», 10.05.2008, http://razumru.ru/humanism/journal/46/zhukotskaya.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Зима 2007/2008 № 1 (46)

СОБЫТИЯ

В. Д. Жукоцкий

Задача гуманизма не в том, чтобы противопоставлять одни ценности другим, а в том, чтобы находить равновесие между ними, демонстрируя волю к диалогу и сотрудничеству… Нам нужно учиться мыслить категориями взаимодополнительности, а не взаимоисключения. Такова гуманистическая максима современной культуры.

В. Д. Жукоцкий

Воля к диалогу

«Живой да будет каждая строка!»

Международная научная очно-заочная конференция «Воля к диалогу. Проблемы современного гуманизма» (Нижневартовск 6.III.07)

Зинаида Жукоцкая

В Нижневартовском экономико-правовом институте (филиале) Тюменского госуниверситета прошла Международная научная очно-заочная конференция «Воля к диалогу. Проблемы современного гуманизма», посвященная памяти доктора философских наук, профессора Владимира Дмитриевича Жукоцкого – первого заведующего кафедрой философии института, под руководством которого разработана общекафедральная научно-исследовательская тема «Диалог культур: наука, философия, искусство, религия, политика и образование – гуманистическое измерение». По результатам конференции подготовлено юбилейное издание к 10-летию кафедры философии.

Лучшая память преподавателю и учёному – это изучение его трудов, опыта, анализ проблем, которые его волновали. А волновало Владимира Дмитриевича многое. Поэтому и появилось его Открытое письмо к учёным-гуманитариям «Философия и гуманизм – задачи консолидации гуманитарного знания и культуры».

В нём, в частности, говорится: «Устойчивая тенденция дифференциации социально-гуманитарных наук имеет своим следствием один откровенно тревожный факт. Гуманитарная наука всё более и более уходит в специализацию и оказывается не в состоянии воспроизводить образы духовно-нравственной целостности светской культуры. Возникающий вакуум быстро заполняет разного рода религиозный – традиционный и неоязыческий – авангард. Такого рода бум оккультизма и суеверия всех мастей Россия переживала лишь в первые два десятилетия XX века, в самый канун революционной бури. Он связан с общим ощущением неустойчивости основ общественного бытия, шаткости проводимой политики, стремлением компенсировать сверхрационализм и аморализм чисто частнособственнических устремлений ставкой на религиозный догмат, как символ спасения и индульгенции.

В этих условиях возникает настоятельная потребность в консолидации гуманитарного знания на своей идейно-нравственной основе, имеющей значение и для самой социально-гуманитарной науки и для общества в целом».

Устойчивая тенденция дифференциации социально-гуманитарных наук имеет своим следствием один откровенно тревожный факт. Гуманитарная наука всё более и более уходит в специализацию и оказывается не в состоянии воспроизводить образы духовно-нравственной целостности светской культуры. Возникающий вакуум быстро заполняет разного рода религиозный – традиционный и неоязыческий – авангард… В этих условиях возникает настоятельная потребность в консолидации гуманитарного знания на своей идейно-нравственной основе, имеющей значение и для самой социально-гуманитарной науки и для общества в целом.

В. Д. Жукоцкий

В нашей стране идея гуманизма заявлена в качестве основы обучения и воспитания, как важнейшая нравственно-юридическая составляющая и системы образования, и общественной атмосферы в целом. В нашем учебном заведении, благодаря Владимиру Дмитриевичу, введён новый философско-этический и философско-правовой предмет «Основы современного гуманизма». Учебное пособие, автором которого он является, рекомендовано Учебно-методическим советом по философии, политологии и религиоведению Учебно-методического объединения университетов России по классическому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений. Оно с самого начала ориентировано не только на студенчество, но и широкие преподавательские круги, поскольку речь идёт о координации и перестройке всей системы гуманитарной подготовки и переподготовки кадров.

Умение свободно ориентироваться в актуальных проблемах современной гуманистики, подчеркивал Владимир Дмитриевич, по-своему важно для специалиста в любой области общественной деятельности. Гуманистическая проблематика утвердила свои исторические права задолго до новейших тенденций глобализации и связанной с ней глобалистики. Она образует идейно-мировоззренческую основу всей современной цивилизации, о чём, в частности, убедительно сказано в новейшем международно-правовом документе наших дней – в Конституции Европейского союза.

Само становление современного планетарного мира было бы невозможно без активно функционирующей этики светского гуманизма. Обладание гуманистическим сознанием стало нормой в поведении граждан цивилизованных стран, что существенно сказывается на системе правовых и социально-экономических отношений. Современный специалист чётко различает правила корпоративной или групповой этики и общечеловеческой морали, понимает безусловный приоритет последней, выстраивает сложную диалектику их взаимодействия. В основе деятельности специалиста стоит чёткое понимание ценностей светского государства и культуры, прописанных в Конституции РФ.

 

Как истинного мыслителя-гуманиста, Владимира Дмитриевича всегда волновал вопрос, связанный с ролью философа в современном мире: «Спрашивается: кто же тот духовный страж, защищающий права и достоинство самобытного мира светской культуры? Таковым, собственно, и выступает ФИЛОСОФ, для которого гуманизм – не частное явление общественной мысли той или иной эпохи, а сама суть культурно-исторического процесса раскрепощения и становления человека в его истории, как непрерывного процесса обретения всё новых степеней свободы и справедливости. В этом смысле понятия "философ" и "гуманист" – синонимичны. И это подсказывает искомую формулу того философского курса, который способен вывести философию из её добровольного затворничества и закулисья на авансцену современной культуры».

Об актуальности темы гуманизма свидетельствуют присланные материалы (их более 50) из различных городов России – Москвы, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Омска, Кургана, Владивостока и др., а также статьи учёных из Белоруссии и Украины. В центре дискуссии – проблемы современного гуманизма: история гуманистической мысли, взаимодействие различных видов гуманизма (светского, религиозного, консервативного, либерального, социального, экологического), проблемы гуманизации культуры и т. д. Многообразие представленных точек зрения отвечает призыву Владимира Дмитриевича к диалогу между различными видами гуманизма.

Я благодарю директора института русской культуры УрГУ, академика РАЕН, профессора, доктора философских наук Б. В. Емельянова, профессорско-преподавательский состав г. Нижневартовска, в частности, доктора исторических наук В. Я. Мауля, доцента И. А. Ширманова, депутата городской Думы Нижневартовска, кандидата психологических наук С. В. Титову за проявленный интерес к нашей конференции.

От имени Думы города Светлана Викторовна приветствовала участников конференции: «Мы все знали Владимира Дмитриевича как замечательного человека, выдающегося учёного, внесшего неоценимый вклад в развитие фундаментальной науки, в развитие научного сообщества нашего края, нашего города. Безвременная смерть профессора Жукоцкого наступила в момент кульминации его работы над одной из главных задач современности – философии гуманизма. Учёный призывал к консолидации гуманитарного знания и культуры на основе диалога различных мировоззрений, идеологий, обращаясь к практике светского гуманизма, предлагая включать её в образовательный процесс. Открытое письмо к учёным-гуманитариям профессора В. Д. Жукоцкого стало последним подвигом его замечательной и яркой судьбы. Мы надеемся, что ученики Владимира Дмитриевича сумеют достойно продолжить его научные идеи и практические дела». Решением Учёного совета института утверждена премия имени профессора В. Д. Жукоцкого за лучшую студенческую научно-исследовательскую работу на гуманистическую тематику. Во время работы конференции, Председатель Учёного совета доктор педагогических наук Любовь Артуровна Додонова вручила её студенту 2-го курса Фролову Владимиру за работу «Гуманизм вчера, сегодня, завтра».

Философы, вникающие в Суть!
Художники! – блистательное племя,
Чья жизнь – мечта, надежда,
подвиг, бремя!..
Живой да будет каждая строка!
Из жизни черпай злато
размышлений!
Но жизнь – помилуй! – так ярка
И так сильна, как выраженный гений?
Не хмурь многозначительно бровей,
Не покрывайся складками страданий!
Всего полней (не спорь), всего живей
Жизнь гения и жизнь его созданий.
Председатель
оргкомитета конференции,
доктор культурологии, профессор
З. Р. Жукоцкая

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика