Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2008, № 2 (47) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Весна 2008 № 2 (47)
СОБЫТИЯ
V Всероссийская межвузовская научная конференция |
Всероссийская межвузовская научная конференция «Мировоззренческая парадигма в философии», в пятый раз проводимая на базе Волжского государственного инженерно-педагогического университета (г. Нижний Новгород), обозначила максимально широкий круг подходов к гуманизму – от апологетики до его фальсификаций.
Кафедра философии Волжского государственного инженерно-педагогического университета за время своего десятилетнего существования ведёт исследование мировоззренческих проблем современного человека и общества, особенно вопросов трансформации гуманистических идеалов в современной России. Научная школа «Мировоззренческая парадигма в философии», руководимая заведующим кафедрой философии, д. ф. н., проф. М. М. Прохоровым не только является ведущей в ВГИПУ, но и широко известна в регионе и за его пределами. Этому содействуют ежегодные межвузовские, межрегиональные, всероссийские и международные конференции, а также расширяющиеся связи с Российским философским обществом, Российским гуманистическим обществом, Российской академией человековедения.
Гуманизм, |
|
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, |
|
философия |
|
Светлана Свинцова |
Целью конференции стало исследование философских проблем гуманизма. В своём пленарном докладе «Природа, история, современность и проблемы гуманизма» проф.
М. М. Прохоров отметил: «Трансформации всей системы жизни в нашей стране в
В приветственном слове к участникам конференции ректор ВГИПУ, д. п. н., проф., заслуженный работник высшей школы РФ Ю. Н. Петров обозначил проблемы и основные тенденции гуманизации образования в свете модернизации высшей школы. С. М. Маркова, д. п. н., проф., проректор по науке и инновационной деятельности ВГИПУ выступила с докладом «Гуманистические подходы к моделированию педагогических систем». Она подчеркнула большое значение тематики гуманизма в образовательном процессе.
Вместе с тем основное внимание участников конференции было уделено философско-мировоззренческой составляющей гуманизма. Конкретные аспекты этого большого вопроса обсуждались на секционных заседаниях.
Волжский государственный инженерно-педагогический университет. |
|
● Секция 1. Гуманистическое мировоззрение в системе непрерывного многоуровневого профессионального образования.
● Секция 2. Онтолого-гносеологические и аксиологические основы гуманизма.
● Секция 3. Взаимоотношение гуманизма с наукой, искусством и религией.
● Секция 4. Проблемы и перспективы внедрения гуманистических ориентиров как способ решения глобальных проблем современности.
Гуманизм трактуется как ценностный принцип, признающий человека как личность, обладающую свободой, достоинством, правом на развитие и счастье. Данный принцип – существенная часть гуманистического мировоззрения, которое является не абстрактным представлением о мире, а составляет активное смысловое и ценностное начало всех человеческих поступков, предлагает методы практической реализации своих принципов для решения конкретных жизненных ситуаций.
Актуальность заявленной проблематики показало и то, что конференция привлекла внимание учёных из ряда городов России, – Москвы, Нижнего Новгорода, Казани, Воронежа, Уфы, Петрозаводска и др.
В ходе конференции анализу были подвергнуты онтологические и аксиологические основания гуманизма, экзистенциальное, жизненное содержание гуманизма, его различные проявления в культуре, взаимоотношения гуманизма с наукой и религией, взаимосвязь понятий «гуманизм» и «антропоцентризм» и др. Особого внимания заслуживают выступления проф. М. И. Михайлова («Гуманизм и искусство»), проф. Г. П. Меньчикова «Новое мировоззрение и гуманизм: классический, неклассический и неоклассический», О. В. Пастушковой «К вопросу о самоценности человека в гуманизме».
С целью дальнейших исследований вопросов гуманизма и мировоззренческих основ бытия человека было принято решение о необходимости привлечения к этой работе творческих ресурсов всех уровней системы профессионального образования: лидеров ведущих научных школ, учёных, аспирантов, талантливой студенческой молодежи, участников экспериментальных площадок регионального, всероссийского и международного уровней, работников органов управления образованием. Гуманистические исследования должны быть направлены в конечном счёте на разработку как образовательных технологий, так и содержания образования, поэтому они должны предполагать как выработку концепций, так и механизмы их воплощения в жизнь.
На конференции была открыт пресс-центр. Ход конференции освещало Нижегородское телевидение, газеты и вузовские журналы Нижегородской области. По результатам работы конференции был издан сборник трудов её участников.