Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2009, № 2 (51) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Весна 2009 № 2 (51)
МЫСЛИ О РЕЛИГИИ
Един ли
Верующие монотеистических религий |
||
|
Одной из популярных сегодня среди верующих монотеистических религий идей является та, что Бог един, но у него лишь разные имена.
В подтверждение этого можно привести слова президента Российского еврейского Конгресса Владимира Слуцкера, сказанные им не так давно в интервью газете
Авторы экуменической идеи, что Бог един, по сути желают решить несколько задач: 1) если Бог един, но у него имеются разные имена, то можно рассчитывать на ослабление критики неверующихв его адрес. Тем самым снимается вопрос о том, почему существуют другие боги и как к ним надо относиться; 2) доказать единство религий; 3) фактически признать наличие других единоправных богов, которые до принятия этой идеи яростно отрицались; 4) примирить противоречия между богами и учениями о них; 5) смягчить противоречия или вражду между различными религиями и конфессиями.
В каждом из существующих священных писаний говорится о Боге, желающем быть «единым Богом». Каждый из претендентов утверждал, что только он один имеет право на этот
титул. Так, племенной бог евреев Яхве устами своего пророка Исайи множество раз заявлял: «Нет иного Бога, кроме Меня, – Бога праведного и спасающего нет кроме Меня»
(Исх. 45:21). Естественно, что поклоняться следует только ему (Лев. 26:1), а вот поклоняться другим богам – преступление, за которое следует наказание «до
третьего и четвертого рода»
Мысль, что Бог у всех народов один, появилась достаточно давно. Первоначально появление этой идеи было связано с желанием отдельных народов возвысить своего бога и придать ему вселенское значение. Они и стали называть своего Бога единым (единственным). В принципе каждый народ может претендовать на то, чтобы его Бог был единственным и истинным, а потому и единым, подразумевая при этом, что их «единому» Богу должны поклоняться все другие народы. Первыми об этом заявили древние египтяне. В «Книге мёртвых», найденной в гробницах фараонов, живших за 2600 лет до н. э., сказано: «Ты един еси, Господи, от начала времён. Наследник бессмертия. Несотворённый, Саморождённый; Ты создал Землю и сотворил людей».
Интересно, что идею единого Бога провозглашали не только большие народы, но и малые. Так, у абхазов есть единый Бог Анцэа (Анцва). Они называют его Богом-Творцом и создателем всего мира. Для того, чтобы придать своему Богу мировое значение, без тени сомнения они заявляют, что их единого (и в то же время верховного Бога) почитают последователи всех мировых религий, но только каждый по своему.
Идея единого Бога, выдвинутая египтянами, через две тысячи лет дошла до евреев и так им понравилась, что они, перестав поклоняться многим богам, оставили себе только одного
(Яхве) и объявили его сначала единственным (т. е. племенным богом), а вскоре и единым Богом (т. е. Богом всех народов мира). Конечно, Яхве это очень понравилось,
но он стал опасаться, что
Хотя из Библии и следует идентичность иудейского Яхве и христианского Бога-отца, ортодоксальные иудеи этого не признают. Впрочем, когда это выгодно, идентичность этих богов признаётся. Так, в начале XX века евреи белорусского местечка дали телеграмму в Москву купчихе-благотворительнице М. Ф. Морозовой: «Пожертвуйте…, синагога сгорела, ведь Бог у нас один».
Христианство, принявшее эстафету у иудаизма, также проповедует идею единственного Бога, естественно, своего – Христа. «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец,
говорит Господь, который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр. 1:8). В Послании к коринфянам утверждается: «нет иного Бога, кроме Единого»
(1 Кор. 8:4), под которым подразумевается Иисус Христос. Причём, те, кто не согласны с этим, объявляются преступниками:
О других же богах христиане говорят презрительно – «так называемые боги». Это значит, что великие боги древности Тиамат, Мардук, а также знаменитые предшественники Христа – боги Осирис и Митра – все они лишь «так называемые», т. е. ложные боги в понимании христиан. Конечно, этим богам обидно, что их называют ложными богами, но сделать они ничего не могут – их время прошло… Сегодня только историки религии о них и помнят.
Но и с христианским представлением о едином Боге не всё так просто, так как Бог у большинства из них хотя и един, но в то же время не совсем один, потому что представлен аж… тремя Богами. Так, в «Православно-догматическом богословии» говорится, что «Бог един по существу и троичен в лицах». Автор этого богословия, архиепископ Макарий писал, что этим учением «мы отличаемся от язычников и от еретиков, допускающих многих или двух богов, но и от иудеев, и от магометан, и от всех еретиков, признававших и признающих только единого Бога». Воспринятое большинством христианских конфессий учение о триединстве Бога плохо согласуется с идеей о едином Боге, носящим имена разных богов, что позволяет христианам, когда им это нужно, рассматривать их по отдельности, а в других случаях представлять их как одно лицо – естественно, что этим лицом является Христос.
Что касается учения о едином Боге Христе, то здесь существует ещё одна трудность. Она состоит в том, что не все даже христианские церкви признают Христа Богом. Так, автор
брошюры Свидетелей Иеговы «Что от нас требует Бог» пишет, что в Библии говорится, что есть только один истинный Бог, которому и надо поклоняться (1 Кор. 5:6;
Откр. 4:11). По их утверждению, Иисус Христос – не Бог, а всего лишь ангел, у которого два имени – Слово и Михаил. До того, как он пришёл на Землю, он жил на
небе и был духовной личностью. Христос – первое творение Бога и, к тому же, единственный сын, которого Бог сотворил сам. По учению Свидетелей Иеговы, до того, как
Иисус Христос стал человеком, Иегова использовал его в качестве «искусного помощника» при создании всего остального на небе и на земле. Для подтверждения своих слов, они
ссылаются на Библию
Кадр из к/ф «Крестоносцы» |
Последователи другой мировой религии – ислама тоже утверждают, что есть только один единый Бог, но вовсе не Яхве, не Кришна и, тем более, не Христос, который для них
является не богом, а всего лишь пророком. Таким единственным Богом является Аллах. В Конституции Исламской Республики Пакистан говорится:
Понятно, что если Бог только один, то и истинная религия тоже должна быть только одна. Между тем, каждая из религий «единого Бога» – иудаизм, христианство и
ислам – имеет своё учение, несогласное с учениями других религий, а в главном – учении о Боге – даже противоречащее им. Пророки еврейского народа –
Неемия и Ездра, а затем Иеремия и Иезекииль вдохновенно и яростно проповедовали ту идею, что все религии, кроме одной (разумеется, иудаизма) – ложны. В свою
очередь представители этих «ложных религий» считают свои религии истинными, а ложными объявляют те, учения которых они не разделяют. Суровой критике при этом подвергается не
только их вероучение, но и их священнослужители. Например, христианская церковь «Свидетели Иеговы» заявляет: «Нынешние иудеи суть сонмище сатанистов, что во всём мире (кроме
иеговистов – М. Б.) поклоняются сатане» («Чудо-книжка или дивное предсказание Бога-богов Еговы».
В то же время сами религиозные учения содержат положения, противоречащие идее «единого» для всех народов Бога. Об этом, в частности, говорят представители церкви Свидетели Иеговы. «Единым истинным Богом», – пишут эти христиане об иудеях, – они называют Иегову, но никак не Христа, и, тем более, не Аллаха или других богов» («Руководство Бога указывает путь в Рай». Watch Tower Bible, 2001, – с. 5).
У христиан есть ещё один «подводный камень», сильно мешающий продвигать идею единого для всех религий Бога. Ведь одно из основных положений христианского учения провозглашает, что Бог един, но он существует в трёх лицах. Понятно, что объединять единого Яхве, единого Аллаха, а также единого Кришну с состоящей из трёх частей «единой» Троицей соглашаются далеко не все.
Противоречит представлению о едином Боге и учение о том, что один из богов (а именно, племенной Бог евреев) дал преимущества одному народу перед всеми другими. По
учению иудаизма, Бог выделил евреев из всех народов мира, в результате чего они стали «Богом избранным народом» со всеми вытекающими последствиями: «Я Господь Бог ваш,
который отделил вас от всех народов» (Лев. 20:24).
Ничего удивительного, что идею исключительности еврейского народа поддержал сын простой еврейки Марии Иешуа (которому вскоре после его гибели сменили его еврейское имя на
греческое – Иисус): «Я пришёл спасти овец из дома Израилева». Т. е. он пришёл, чтобы спасти только евреев! Правда, позднее один из его апостолов сделал вид,
что забыл об этих словах своего Бога, и вопреки его словам (исказив их букву и дух!) заявил, что все народы одинаковы перед Христом:
О том, что Бог не един, говорит и борьба разных церквей с «ложными богами». Так, для правоверных иудеев Христос вовсе не бог, и даже не сын их любимого бога Яхве, а самый
настоящий самозванец. В Талмуде говорится, что Христос шарлатан, фокусник, совратитель и обманщик. Там сказано также, что описание распятия Христа – ложь, что он
был казнён четырьмя разными способами
Как пишет преподаватель современного иудаизма Дэвид Новак из университета Виргиния (США), иудеи и христиане не могут и не осмеливаются совместно провозгласить «Так говорит Господь». Слово божье и для иудаизма и для христианства неотделимо от соответствующей общины – посредника, провозглашающей это слово.
В свою очередь и мусульмане не хотят признавать единым Богом Христа. По их вероучению Христос вообще не бог, а всего лишь пророк, к тому же не главный. Называть своего Аллаха именами других богов (например, именем Яхве, он же Иегова) никому из мусульман в голову не придёт. Так правоверный поступить не может, ибо это будет прямым оскорблением Аллаха. Наказание за него – смерть. Утверждение шахады о том, что Аллах – единственный Бог, должно служить грозным предостережением любителям прихватывать имена чужих Богов или давать своему Богу чужие имена. В то же время Аллаха можно называть другими именами – их всего 99, но все они являются не именами других богов, а прекрасными эпитетами его собственного имени (например: Вечный, Всевышний, Великий, Славный, Милостивый и т. д.).
Из сказанного видно, что приверженцы каждого из богов-творцов ни за что не променяют своего Бога на другого единоправящего Бога. То, что проповедники «единого Бога» лукавят,
свидетельствует тот факт, что
У верующих нет единства не только в вопросе о всеобщем едином Боге. Даже в самой христианской церкви у каждой конфессии есть своё представление о своём Боге, т. е. о
Христе. Например, у православных есть своё понимание Христа и его учения, которое в ряде положений отлично от такового у католиков и протестантов. Достаточно вспомнить
учение Католической церкви о филиокве (исхождение духа святого не только от Бога-отца, но и от Бога-сына), с которым категорически не согласна Православная церковь.
А члены протестантской церкви «Свидетели Иеговы» заявляют, что Иегова не является Троицей, а Св. Дух – вовсе не личность, а действующая сила Бога.
И сурово добавляют: «Бог не одобряет те верования, которые произошли от ложной религии» («Что от нас требует Бог?»
По сути, общим у христиан является только имя их Бога, а учения о нем у каждой христианской конфессии – разные. Более того, христиане ведут себя так, что складывается впечатление, что у каждой христианской конфессии не только своё понимание Христа, но и вообще свой Христос, который мало похож на Христа других христианских церквей.
К сказанному следует добавить, что и происхождение у всех так называемых «единых» богов разное. Все боги-творцы появились в разное историческое время на определённых этапах
развития религии. Но вот что интересно: приверженцы каждого из этих богов не хотят делить своего Бога с представителями других религий; они никогда не называют своего Бога
другим именем. Впрочем, их можно понять – ведь религиозные учения и священные писания у верующихв этих богов различаются, и довольно существенно. Кроме того, у каждого
из этих богов есть и своя церковь, которая также не желает отождествлять себя с другими церквами, враждует и даже воюет с ними. Есть у неё и свой штат священно- и
церковнослужителей, которые не хотят иметь ничего общего с духовенством других церквей. Да и верующим в одного Бога никогда не придёт в голову молиться другому Богу, даже
если он и является тем же самым богом, но имеющим другое имя (например, Яхве = Аллах =
Сторонники разных «единых Богов» не только не признают друг друга, как равноправных, но часто оскорбляют, преследуют и убивают. Так, ортодоксальные последователи Яхве, выражая своё крайне негативное отношение к христианскому Богу, заявляют, что Христос самозванец, шарлатан, фокусник, совратитель и обманщик. В Талмуде сказано, что описание распятия Христа – ложь, что иудеи ненавидели его так сильно, что казнили четырьмя разными способами. «Евреи должны уничтожать книги [христиан]», – говорится в одной из священных книг иудаизма (Шаббат 116а). Следуя этому призыву 23 марта 1980 г. в Иерусалиме иудеи публично сожгли сотни томов «Нового Завета». В «Универсальной Еврейской энциклопедии» говорится, что стало обычаем плевать (обычно три раза) при виде церкви или распятия».
В свою очередь поклонники Христа на протяжении всей своей истории воевали со сторонниками единого Бога Яхве. Об отношении христиан к тем, кто не признаёт их Бога
единственным (единым) говорят следующие слова апостола Павла: «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема; маранафа» (1 Кор. 16, 22). А в другом месте
Нового завета прямо говорится о том, что не считающий Христа богом является преступником:
Христиане выступают против укрепления позиции последователей ещё одного «единого» Бога – Кришны. Так, в Москве руководители Православной церкви протестуют против строительства в этом городе самого крупного в Европе центра церкви кришнаитов-вайшнавов.
Отстаивая представления об Аллахе, как единственно истинном Боге, его последователи на протяжении всей своей истории преследовали поклонников других «истинных» и единых богов, Яхве и Христа. В Коране сказано: «Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и в последний день не запрещает того, что запретил Аллах и Его посланник, и не подчиняется религии истины – из тех, которым ниспослано писание, пока они не дадут откупа своей рукой, будучи униженными» (сура 9:29).
Новейшая исламская биография Мухаммеда показывает нетерпимость и готовность к насилию уже раннего ислама. Как только ислам приходил к власти, он переставал вести вежливые
дискуссии с иноверцами. Языком переговоров становился язык меча. В 625 г. было выдворено еврейское племя Кайнока. В 625 г. изгнан клан
Нетерпимое отношение к последователям других «единых Богов» продолжалось всю историю ислама. Например, в течение всего XX века жестоко преследовались христиане в
Турции. Если в 1900 г. 20 % населения страны были христианами, то сегодня это число составляет всего 0,3 % и продолжает уменьшаться. До сегодняшнего дня
наложено официальное табу на упоминание об истреблении 1,5 млн. армянских христиан
У идеи «единого Бога» есть и другое «слабое звено»: она распространяется только на религии единобожия, «забывая» о том, что есть ещё народные религии, верующие которых – так называемые язычники – почитают богов своего народа. Язычество не только предшествовало появлению монотеизма, но продолжает существовать на всех континентах и сегодня. Поклонники единоправящих богов предпочитает их просто не замечать. Например, рупор христианской церкви Свидетелей Иеговы журнал «Пробудитесь!» пишет о религии викингов: «Викинги поклонялись множеству вымышленных богов…» (8 дек. 2000 г.). Получается, что Бог иеговистов – истинный, а боги викингов, а заодно и все остальные боги народов мира – выдуманные, ложные.
Но и это не всё. Существует ещё и комплекс первобытных верований, куда входит анимизм, тотемизм, шаманизм, магия, мантика, фетишизм и земледельческий культ, в котором ещё нет места богам. Если богов народов мира сторонники «единого Бога» оскорбляют, дают им уничижительные эпитеты – называют их ложными, фальшивыми, то в отношении этих первобытных (первоначальных) верований они поступают проще – делают вид, что их нет, что они не существуют. А напрасно, ведь есть их живые носители и эти религиозные представления вошли в своё время во все более поздние религиозные верования, являясь сегодня составными частями развитых монотеистических религий.
«Крестоносец». Миниатюра XIII в. |
И уж, конечно, не разделяют представление о существовании
Таким образом, не приходится говорить о том, что Бог един, что у всех народов он один и тот же, но имеет всего лишь разные имена. Это всего лишь неуклюжий проповеднический, пропагандистский приём, который верующие-монотеисты пытаются использовать для сплочения своих рядов, для их защиты от еретиков (т. е. инакомыслящих), неверующих и атеистов.
Если бы Бог был действительно один, то представители разных религий не пытались бы обратить в свою веру и заставлять поклоняться своему «единому» богу верующих других конфессий. А ведь они это делают с неослабевающим упорством. Ещё и сегодня они порой готовы даже убивать приверженцев других религий, поклоняющихся другому «единому» Богу. Вся история монотеистических религий полна войн между ними, а также между ними и политеистическими религиями. Одно из последних проявлений непризнания других богов и религий со стороны христиан нашей страны – протест православных верующих во Христа против строительства в Москве храма бога Кришны, адепты которого выступают с требованиями признать за ним статус единого Бога.
Но даже тогда, когда Бог у верующих разных религий действительно один, как, например, у трёх семитических (авраамических) религий – иудаизма, христианства и ислама
(Яхве,
Что же касается индийского Кришны, которого его последователи хотели бы видеть в качестве своего единого Бога, то и у него нет шансов стать неким единым Богом, т. к. желание его последователей не совпадает со взглядами представителей названных выше семитических религий. Никто из этой троицы не захочет – не только называть своего бога Кришной, но даже и приравнять его к своему Богу.
Проведённый анализ достаточно ясно свидетельствует, что никакого «единого Бога» всех народов, которого можно было бы называть именами разных богов, не существует. Трезвомыслящие люди давно это поняли и отразили несуразность этой идеи в известной шутке: По Голгофе ходит Будда и кричит «Аллах акбар!». А настойчивые попытки объявить своего Бога единственным в статусе единого для всех верующих могут привести только к разжиганию межрелигиозных распрей. А ведь нам этого совсем не нужно… Пусть каждый верит в своего Бога, не оглядываясь на других. Так больше шансов сохранить и гражданский, и международный мир и сотрудничество между людьми.
А трезвомыслящие могут лишний раз убедиться, что все эти боги существуют лишь в религиозном сознании верующих, столь талантливых на изобретение и защиту своих богов.