Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2009, № 2 (51)
Сайт «Разум или вера?», 29.06.2009, http://razumru.ru/humanism/journal/51/kurtz.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Весна 2009 № 2 (51)

К ДАЛЬНИМ РУБЕЖАМ ЭТИКИ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ

Навстречу новому
планетарному
гуманизму

Предисловие
к выходящей в свет книге Родрига Трамбле
«Кодекс глобальной этики»

Rodrigue Tremblay
Le Code Pour Une Ethique Globale
www.thecodeforglobalethics.com

 

Пол Куртц

 

Человечество стоит перед двумя возможными сценариями своего развития: первый из них – гуманистический. Он предполагает оптимистично и смело смотрящую в будущее позицию, направленную к благополучию человека, питающую веру в способность человеческих существ самостоятельно решать встающие перед ними проблемы. Гуманисты настаивают на том, что разум, наука и техника жизненно необходимы в деле улучшения условий человеческого существования. Они сознают, что многие общества погрязли в политических и экономических войнах и конфликтах, и что невежество и взаимное недоверие часто создают очаги напряжённости, такие как в нынешней Африке и на Среднем Востоке. Между тем, проблемы сохранения окружающей среды перед лицом галопирующей хозяйственной деятельности бросают человечеству ужасающие вызовы: глобальное потепление, таяние полярных льдов, исчезновение лесов, наступление пустынь и неконтролируемый рост населения. Они порождают образы страшных пророчеств Армагеддона. И всё же гуманисты верят, что мы можем и должны справиться с этими проблемами. Поскольку нам предстоит это сделать, то существенно важно, чтобы мы обеспечили доступность образования для всех детей планеты, распространили подлинную демократию и права человека повсеместно и сумели бы устранить унаследованные с древности религиозные, этнические, националистические, расовые и идеологические перегородки.

Гуманисты приветствуют исчезновение европейских колониальных империй и быстрое развитие азиатских стран и Японии, Северной Кореи, Китая и Индии – хотя и осознают, что экономические и политические конфликты из-за природных ресурсов (нефти, газа, полезных ископаемых) будут, вероятнее всего, обостряться. Гуманисты настроены критически по отношению к односторонней гегемонии Американской империи, и утверждают, что, если будущее должно быть благоприятным для нас, необходимо выработать новую гуманистическую глобальную этику. Родриг Трамбле красноречиво отстаивает эту форму рационалистического гуманизма. Мы должны сотрудничать, говорит он, если собираемся способствовать постоянному улучшению условий человеческой жизни на планете. Он предписывает десять базовых принципов, составляющих основу кодекса глобальной этики, которыми мы должны руководствоваться.

Противостоит же этому жизнеутверждающему гуманистическому воззрению другой, пессимистический сценарий, коренящийся в догматических религиях прошлого. Особенную тревогу вызывает возрождение нетерпимых фундаменталистских религий, препятствующих человеческому прогрессу и не верящих в способность человеческих существ решать свои проблемы и самим строить для себя лучшую жизнь. Эти реакционные религии хотят вернуть человечество к древним «святым книгам» давно ушедших веков. Эти писания были порождением доисторической сельской и кочевой культуры, выраставшей из страха и предрассудков и отягощенной экономикой скудости. Они были измышлены в донаучную эпоху, до индустриальной, демократической и информационной революций современности, и даже задолго до эпохи Просвещения XVIII столетия. Очевидно, что мир должен принять Новое просвещение XXI века, охватывающее разум и науку, образование и демократию. Но это будет нелегко, пока мы не осознаем нашу общую взаимозависимость и не подготовим себя к новой глобальной этике. В решении этой великой задачи особенно необходимы приверженность новым принципам Планетарного гуманизма и признание «естественного достоинства и неотъемлемой ценности человеческих существ». Этот всеобщий принцип зиждется на разуме, но вдохновляется чувством эмпатии. Если нам суждено жить по гуманистическому сценарию, мы должны включиться в энергичную борьбу за благополучие человечества в целом 1.

Исторически, многие авторы, как светские, так и религиозные, превозносили «человеческое братство», – термин, в наше время, явно анахронический. Так или иначе, стоицизм в эллинистическом мире признавал важность всеобщего морального закона, так же как и христианство и другие патриархальные религии. Слишком часто, однако, этот закон увязывался с верованиями, коренящимися в определенных религиях – христианстве, иудаизме или исламе – что скрыто предполагало концепцию «избранного народа». К сожалению, этот принцип распространялся лишь на тех, кто был привержен их собственной религиозной вере; лишь им было суждено обрести ключи от райских врат, божественное откровение или спасение. Всем прочим был уготован ад. Насколько дискриминационным и деструктивным было это апокалипсическое воззрение, согласно которому теологи предписывали смерть без надежды на воскресение всем, кто не разделял божьи заповеди, косвенно можно видеть по поведению тех или иных пророков и сект. Слишком многие войны до сих пор развязывались во имя божественных санкций. Настало время, чтобы человечество провозгласило свою свободу от них.

Др. Трамбле указывает в своей книге, что нам следует избегать любой морали избранных, сочинённой во времена детства человечества. Нам следует продвигаться к тому более высокому уровню морали, на котором все члены человеческого рода рассматриваются как равноправные личности, «цели в себе», – как Иммануил Кант постулировал в своём втором категорическом императиве. Важный пункт, ставший сегодня очевидным, – это насущная необходимость заставить работать всеобщий моральный кодекс.

 

Один из неотразимых доводов в пользу того, что настало время развивать глобальную этику, состоит в том, что впервые научные исследования эмпирически продемонстрировали общность происхождения рода homo sapiens. Возникнув в Африке, люди мигрировали около 60000 лет назад в Европу, Азию, Австралию, и через Берингов пролив – в Северную и Южную Америку. Мы разделяем общие черты, основанные на генетических признаках, несомненно указывающих на наше общее происхождение. Таким образом, наш род не разделяется на фиксированные расы; постоянные миграции связывают нас неразрывно. Люди пересекали континенты пешком, караванами, на верблюдах, ослах, в колесницах, а в новые времена пересекают их на кораблях и самолетах. Наземные армии и морские армады, вторгавшиеся на соседние территории, так же как и мирные торговые и коммерческие связи, иммиграция и эмиграция постоянно создавали возможности для смешивания населения, межрасовых браков.

Сегодня Северная и Южная Америка, Европа, Азия, Австралия и Африка открыты для мирного взаимодействия, и мы, таким образом, живём во взаимозависимом мире. Мы дышим одним воздухом, разделяем одну атмосферу. Чтобы жить, мы одинаково нуждаемся в чистой питьевой воде, пище и крове. Несмотря на географические различия, мы имеем общую историю своего происхождения как единого человеческого рода. Соответственно, каждый из нас, независимо от места своего проживания, лично заинтересован в сохранении общего земного дома. Космические путешествия теперь со стороны показывают нам нашу живую зелено-голубую планету, и мы ощущаем, что все исторические, политические, социальные и экономические перегородки, разделявшие нас в течение тысячелетий, суть фикции. Геологи доказали, что континенты дрейфуют, хотя и медленно, так что Земля находится в постоянном процессе своего изменения, и что все виды живого должны адаптироваться к изменениям, если им суждено выжить. Сложные по своему строению окаменелости, сохранившиеся в глинистых сланцах в Burgess (Канада), имеющие возраст в 500 миллионов лет, показывают, что миллионы видов вымерли. Выживет ли человеческий род? Да. Но лишь в том случае, если мы предпримем смелые шаги, необходимые для прогресса.

Мы выработали научные методы, дающие нам мощные силы для того, чтобы совершать мудрые поступки. К несчастью, существует огромное несоответствие между продолжающимися научными открытиями, с одной стороны, и культурной отсталостью исторически унаследованных моральных доктрин, вырастающих из теистических религий – с другой. Преодолеем ли мы этот дуализм между наукой и моралью? Да. Но только в том случае, как говорится в этой полной прозрений книге, если сумеем выработать новую, разумную гуманистическую этику. Основанные на науке технологии, позволившие открыть и распространить по миру новые средства общения, делают ныне эту задачу осуществимой. Не планете больше нет изолированных ниш, глухих районов, где люди жили бы вне связи с миром. Радио, телевизор, телефон и в особенности Интернет мгновенно связывают нас друг с другом. Канадцы или американцы, латиноамериканцы или африканцы, китайцы или русские, французы или индийцы – каждый из нас имеет такую возможность узнать и понять другого. Прежде такого никогда не было.

«Никакое божество не спасёт нас, мы должны спасти себя сами», – говорится в Гуманистическом манифесте II 2. Мы нуждаемся в реалистическом понимании условий человеческого существования и в твёрдой решимости взять – насколько это в наших силах – в свои собственные руки ответственность за наши судьбы. Это – путь Прометея, согласно мифу о титане, бросившем вызов богам и передавшем людям огонь, искусства и науки, с тем чтобы первые люди смогли выбраться из пещер, в которых теснились до тех пор, и вступить в мир с отважной решимостью переменить его к лучшему. Ныне у нас достаточно мощи для этого. Как никогда ранее мы нуждаемся в осознании необходимости выработки общих ценностей и совместного труда с целью создать лучшее мироустройство. Но если мы должны совершить это, нам нужен новый кодекс глобальной этики.

Эта книга представляет собой мощный и громкий призыв именно к этому.


См. Humanist Manifesto 2000, chapter VI, Prometheus Books, Amherst, N. Y.: 2000. В русском переводе: Гуманистический манифест 2000: Призыв к новому планетарному гуманизму. В сб.: Современный гуманизм. Материалы и исследования. М.: РГО, 2000. С. 28 – 66. л. VI. С. 46 – 49.

Humanist Manifesto I and II, Prometheus Books, Amherst, N. Y.: 1973. В русск. пер.: Гуманистический манифест I и II. В сб.: Современный гуманизм. Материалы и исследования. М.: РГО, 2000. С. 67 – 80.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Оглавление книги Родрига Трамбле
«Кодекс глобальной этики»

Родриг Трамбле (1939) – известный канадский экономист, гуманист и общественный деятель. Специалист в области макроэкономики, международной торговли и финансов. Автор многочисленных книг по экономике и политике. С 1967 г. – профессор экономики Монреальского университета. Профессор в отставке с 2002 года.
http://en.wikipedia.org/wiki/Rodrigue_Tremblay

 
   
 

• Предисловие др. Пола Куртца

• Предисловие автора

• Благодарности

• Введение

• Этическая инфраструктура всякого общества

• Глава 1. Достоинство и равенство: провозглашение естественного достоинства и равенства всех человеческих существ

Провозглашение естественного достоинства и врождённого равенства всех человеческих существ, везде и в любых обстоятельствах

• Глава 2. Уважение: уважение к жизни и собственности

Уважение к жизни и собственности другого при всех обстоятельствах

• Глава 3. Терпимость: проявление терпимости и открытости по отношению к другим, принцип эмпатии

Практическая терпимость и открытость по отношению к поступкам и образу жизни других

• Глава 4. Взаимовыручка: делиться с менее удачливыми и нуждающимися

Делиться с тем, кому менее повезло в жизни, и помогать тем, кто нуждается в помощи

• Глава 5. Исключение доминирования: не допускать насилия и эксплуатации других при помощи обмана, религиозной или светской власти

Никогда не использовать ни лжи, ни светской, ни какой-либо духовной власти для того, чтобы доминировать над другими или эксплуатировать их. Провозглашение принципа равенства возможностей

• Глава 6. Исключение предрассудков: прибегать к разуму и логике, и избегать предрассудков

Обращение к разуму и науке для того, чтобы осмысливать универсум и решать жизненные проблемы, избегая предрассудков, сковывающих сознание и составляющих препятствие к самостоятельному мышлению

• Глава 7. Бережливость: сохранять и улучшать среду обитания

Сохранять и улучшать естественную среду обитания – землю, почву, воду, воздух и космос – как общее наследие человечества

• Глава 8. Нет войне: не прибегать к насилию или войнам

Разрешать несогласия и конфликты совместно, не прибегая к насилию и войнам

• Глава 9. Демократия: признание политической и экономической демократии

Строить публичные отношения на принципах личной свободы и ответственности, методами политической и экономической демократии

• Глава 10. Образование: развивать ум и талант человека путём обучения и его собственных усилий

Развивать ум и талант человека путём обучения и старания, с целью достижения благополучия и счастья, совершенствования человечества и будущих поколений

• Глава 11. Обеспечение нравственного поведения и социального согласия

Необходимая, но ограниченная социальная роль институтов: конституций, правительств, судов и полиции

• Заключение: Будущее человечества

• Эпилог

• Приложение: Всеобщая декларация прав человека (ООН)

• Цитируемая и рекомендуемая литература

• Именной и предметный указатели

Перевод с английского
Александра Круглова

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика