Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2009, № 2 (51) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Весна 2009 № 2 (51)
К ДАЛЬНИМ РУБЕЖАМ ЭТИКИ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ
Навстречу новому |
|
Предисловие
Rodrigue Tremblay |
Человечество стоит перед двумя возможными сценариями своего развития: первый из них – гуманистический. Он предполагает оптимистично и смело смотрящую в будущее позицию, направленную к благополучию человека, питающую веру в способность человеческих существ самостоятельно решать встающие перед ними проблемы. Гуманисты настаивают на том, что разум, наука и техника жизненно необходимы в деле улучшения условий человеческого существования. Они сознают, что многие общества погрязли в политических и экономических войнах и конфликтах, и что невежество и взаимное недоверие часто создают очаги напряжённости, такие как в нынешней Африке и на Среднем Востоке. Между тем, проблемы сохранения окружающей среды перед лицом галопирующей хозяйственной деятельности бросают человечеству ужасающие вызовы: глобальное потепление, таяние полярных льдов, исчезновение лесов, наступление пустынь и неконтролируемый рост населения. Они порождают образы страшных пророчеств Армагеддона. И всё же гуманисты верят, что мы можем и должны справиться с этими проблемами. Поскольку нам предстоит это сделать, то существенно важно, чтобы мы обеспечили доступность образования для всех детей планеты, распространили подлинную демократию и права человека повсеместно и сумели бы устранить унаследованные с древности религиозные, этнические, националистические, расовые и идеологические перегородки.
Гуманисты приветствуют исчезновение европейских колониальных империй и быстрое развитие азиатских стран и Японии, Северной Кореи, Китая и Индии – хотя и осознают, что
экономические и политические конфликты
Противостоит же этому жизнеутверждающему гуманистическому воззрению другой, пессимистический сценарий, коренящийся в догматических религиях прошлого. Особенную тревогу вызывает возрождение нетерпимых фундаменталистских религий, препятствующих человеческому прогрессу и не верящих в способность человеческих существ решать свои проблемы и самим строить для себя лучшую жизнь. Эти реакционные религии хотят вернуть человечество к древним «святым книгам» давно ушедших веков. Эти писания были порождением доисторической сельской и кочевой культуры, выраставшей из страха и предрассудков и отягощенной экономикой скудости. Они были измышлены в донаучную эпоху, до индустриальной, демократической и информационной революций современности, и даже задолго до эпохи Просвещения XVIII столетия. Очевидно, что мир должен принять Новое просвещение XXI века, охватывающее разум и науку, образование и демократию. Но это будет нелегко, пока мы не осознаем нашу общую взаимозависимость и не подготовим себя к новой глобальной этике. В решении этой великой задачи особенно необходимы приверженность новым принципам Планетарного гуманизма и признание «естественного достоинства и неотъемлемой ценности человеческих существ». Этот всеобщий принцип зиждется на разуме, но вдохновляется чувством эмпатии. Если нам суждено жить по гуманистическому сценарию, мы должны включиться в энергичную борьбу за благополучие человечества в целом 1.
Исторически, многие авторы, как светские, так и религиозные, превозносили «человеческое братство», – термин, в наше время, явно анахронический. Так или иначе, стоицизм в эллинистическом мире признавал важность всеобщего морального закона, так же как и христианство и другие патриархальные религии. Слишком часто, однако, этот закон увязывался с верованиями, коренящимися в определенных религиях – христианстве, иудаизме или исламе – что скрыто предполагало концепцию «избранного народа». К сожалению, этот принцип распространялся лишь на тех, кто был привержен их собственной религиозной вере; лишь им было суждено обрести ключи от райских врат, божественное откровение или спасение. Всем прочим был уготован ад. Насколько дискриминационным и деструктивным было это апокалипсическое воззрение, согласно которому теологи предписывали смерть без надежды на воскресение всем, кто не разделял божьи заповеди, косвенно можно видеть по поведению тех или иных пророков и сект. Слишком многие войны до сих пор развязывались во имя божественных санкций. Настало время, чтобы человечество провозгласило свою свободу от них.
Др. Трамбле указывает в своей книге, что нам следует избегать любой морали избранных, сочинённой во времена детства человечества. Нам следует продвигаться к тому более высокому уровню морали, на котором все члены человеческого рода рассматриваются как равноправные личности, «цели в себе», – как Иммануил Кант постулировал в своём втором категорическом императиве. Важный пункт, ставший сегодня очевидным, – это насущная необходимость заставить работать всеобщий моральный кодекс.
Один из неотразимых доводов в пользу того, что настало время развивать глобальную этику, состоит в том, что впервые научные исследования эмпирически продемонстрировали общность происхождения рода homo sapiens. Возникнув в Африке, люди мигрировали около 60000 лет назад в Европу, Азию, Австралию, и через Берингов пролив – в Северную и Южную Америку. Мы разделяем общие черты, основанные на генетических признаках, несомненно указывающих на наше общее происхождение. Таким образом, наш род не разделяется на фиксированные расы; постоянные миграции связывают нас неразрывно. Люди пересекали континенты пешком, караванами, на верблюдах, ослах, в колесницах, а в новые времена пересекают их на кораблях и самолетах. Наземные армии и морские армады, вторгавшиеся на соседние территории, так же как и мирные торговые и коммерческие связи, иммиграция и эмиграция постоянно создавали возможности для смешивания населения, межрасовых браков.
Сегодня Северная и Южная Америка, Европа, Азия, Австралия и Африка открыты для мирного взаимодействия, и мы, таким образом, живём во взаимозависимом мире. Мы дышим одним воздухом, разделяем одну атмосферу. Чтобы жить, мы одинаково нуждаемся в чистой питьевой воде, пище и крове. Несмотря на географические различия, мы имеем общую историю своего происхождения как единого человеческого рода. Соответственно, каждый из нас, независимо от места своего проживания, лично заинтересован в сохранении общего земного дома. Космические путешествия теперь со стороны показывают нам нашу живую зелено-голубую планету, и мы ощущаем, что все исторические, политические, социальные и экономические перегородки, разделявшие нас в течение тысячелетий, суть фикции. Геологи доказали, что континенты дрейфуют, хотя и медленно, так что Земля находится в постоянном процессе своего изменения, и что все виды живого должны адаптироваться к изменениям, если им суждено выжить. Сложные по своему строению окаменелости, сохранившиеся в глинистых сланцах в Burgess (Канада), имеющие возраст в 500 миллионов лет, показывают, что миллионы видов вымерли. Выживет ли человеческий род? Да. Но лишь в том случае, если мы предпримем смелые шаги, необходимые для прогресса.
Мы выработали научные методы, дающие нам мощные силы для того, чтобы совершать мудрые поступки. К несчастью, существует огромное несоответствие между продолжающимися научными открытиями, с одной стороны, и культурной отсталостью исторически унаследованных моральных доктрин, вырастающих из теистических религий – с другой. Преодолеем ли мы этот дуализм между наукой и моралью? Да. Но только в том случае, как говорится в этой полной прозрений книге, если сумеем выработать новую, разумную гуманистическую этику. Основанные на науке технологии, позволившие открыть и распространить по миру новые средства общения, делают ныне эту задачу осуществимой. Не планете больше нет изолированных ниш, глухих районов, где люди жили бы вне связи с миром. Радио, телевизор, телефон и в особенности Интернет мгновенно связывают нас друг с другом. Канадцы или американцы, латиноамериканцы или африканцы, китайцы или русские, французы или индийцы – каждый из нас имеет такую возможность узнать и понять другого. Прежде такого никогда не было.
«Никакое божество не спасёт нас, мы должны спасти себя сами», – говорится в Гуманистическом манифесте II 2. Мы нуждаемся в реалистическом понимании условий человеческого существования и в твёрдой решимости взять – насколько это в наших силах – в свои собственные руки ответственность за наши судьбы. Это – путь Прометея, согласно мифу о титане, бросившем вызов богам и передавшем людям огонь, искусства и науки, с тем чтобы первые люди смогли выбраться из пещер, в которых теснились до тех пор, и вступить в мир с отважной решимостью переменить его к лучшему. Ныне у нас достаточно мощи для этого. Как никогда ранее мы нуждаемся в осознании необходимости выработки общих ценностей и совместного труда с целью создать лучшее мироустройство. Но если мы должны совершить это, нам нужен новый кодекс глобальной этики.
Эта книга представляет собой мощный и громкий призыв именно к этому.
1 См. Humanist
Manifesto 2000, chapter VI, Prometheus Books, Amherst, N. Y.: 2000. В русском переводе: Гуманистический манифест 2000: Призыв к новому
планетарному гуманизму. В сб.: Современный гуманизм. Материалы и исследования. М.: РГО, 2000.
2 Humanist Manifesto I
and II, Prometheus Books, Amherst, N. Y.: 1973. В русск. пер.: Гуманистический манифест I и II. В сб.: Современный гуманизм. Материалы и
исследования. М.: РГО, 2000.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Оглавление книги Родрига Трамбле
«Кодекс глобальной этики»
Родриг Трамбле (1939) – известный канадский экономист, гуманист и общественный деятель. Специалист в области макроэкономики, международной торговли
и финансов. Автор многочисленных книг по экономике и политике. С 1967 г. – профессор экономики Монреальского университета. Профессор в отставке
с 2002 года.
http://en.wikipedia.org/wiki/Rodrigue_Tremblay
Предисловие др. Пола Куртца
Предисловие автора
Благодарности
Введение
Этическая инфраструктура всякого общества
Глава 1. Достоинство и равенство: провозглашение естественного достоинства и равенства всех человеческих существ
Провозглашение естественного достоинства и врождённого равенства всех человеческих существ, везде и в любых обстоятельствах
Глава 2. Уважение: уважение к жизни и собственности
Уважение к жизни и собственности другого при всех обстоятельствах
Глава 3. Терпимость: проявление терпимости и открытости по отношению к другим, принцип эмпатии
Практическая терпимость и открытость по отношению к поступкам и образу жизни других
Глава 4. Взаимовыручка: делиться с менее удачливыми и нуждающимися
Делиться с тем, кому менее повезло в жизни, и помогать тем, кто нуждается в помощи
Глава 5. Исключение доминирования: не допускать насилия и эксплуатации других при помощи обмана, религиозной или светской власти
Никогда не использовать ни лжи, ни светской, ни какой-либо духовной власти для того, чтобы доминировать над другими или эксплуатировать их. Провозглашение принципа равенства возможностей
Глава 6. Исключение предрассудков: прибегать к разуму и логике, и избегать предрассудков
Обращение к разуму и науке для того, чтобы осмысливать универсум и решать жизненные проблемы, избегая предрассудков, сковывающих сознание и составляющих препятствие к самостоятельному мышлению
Глава 7. Бережливость: сохранять и улучшать среду обитания
Сохранять и улучшать естественную среду обитания – землю, почву, воду, воздух и космос – как общее наследие человечества
Глава 8. Нет войне: не прибегать к насилию или войнам
Разрешать несогласия и конфликты совместно, не прибегая к насилию и войнам
Глава 9. Демократия: признание политической и экономической демократии
Строить публичные отношения на принципах личной свободы и ответственности, методами политической и экономической демократии
Глава 10. Образование: развивать ум и талант человека путём обучения и его собственных усилий
Развивать ум и талант человека путём обучения и старания, с целью достижения благополучия и счастья, совершенствования человечества и будущих поколений
Глава 11. Обеспечение нравственного поведения и социального согласия
Необходимая, но ограниченная социальная роль институтов: конституций, правительств, судов и полиции
Заключение: Будущее человечества
Эпилог
Приложение: Всеобщая декларация прав человека (ООН)
Цитируемая и рекомендуемая литература
Именной и предметный указатели
Перевод с английского
Александра Круглова