Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2009, № 4 (53) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Осень 2009 № 4 (53)
ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ
Коста |
К 150-летию со дня рождения |
Мария Хасиева |
15 октября 2009 г. исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося поэта, просветителя и общественного деятеля Константина Левановича Хетагурова.
Он родился 15 октября 1859 г. в осетинском селении Нар в небогатой семье прапорщика русской армии. Рано лишившись матери, Коста воспитывался мачехой и дальними родственниками. Сначала он учился в Нарской школе, затем – во Владикавказской гимназии. В 1881 г. будущий поэт был принят в Петербургскую академию художеств, но через два года был лишён стипендии, и, оказавшись без средств к существованию, был вынужден уехать во Владикавказ, где жил вплоть до 1891 г.
Он печатал свои стихи и статьи в местных газетах и журналах, активно занимался общественной и правозащитной деятельностью. В 1891 г. за свою литературную и общественную деятельность Коста был выслан за пределы Осетии. Ссылка продлилась вплоть до 1899 г. Во время ссылки поэт заболевает тяжелой формой костного туберкулеза. Несмотря на проведённые операции, болезнь постепенно прогрессирует, и, вернувшись в 1901 г. во Владикавказ, Коста уже не в состоянии работать. Умер поэт 19 марта 1906 г. в селе Георгиевско-Осетинском.
Творчество Коста Хетагурова поистине многогранно. Его перу принадлежит множество стихов, поэм, пьес, очерков и статей как на русском, так и на осетинском языках. Коста Хетагуров является основоположником литературного осетинского языка. Кроме своей литературной деятельности, Коста был талантливым художником, сам иллюстрировал свои произведения. В советскую эпоху Хетагурова представляли как революционера и богоборца, а его творчество интерпретировали в традиционном марксистском ключе. В последние годы некоторые исследователи, напротив, стали акцентировать внимание на религиозных мотивах его поэзии и представлять поэта как истово верующего христианина-ортодокса. В действительности, он был одинаково далёк и от революционной деятельности, и от материализма, и от догматического православия. Его мировоззрение, которому он неуклонно следовал и которое он страстно воспевал, – это гуманизм с его идеями человеколюбия, свободы и равенства всех людей.
Центральная тема его творчества – свобода человека – понималась им в позитивном смысле. Он отрицал анархистскую и ницшеанскую трактовку свободы как свободу отрицания, имморализма, бунта и разрушения. Свобода для Коста – не произвол, а справедливость. Личное развитие индивида не должно ущемлять права и свободы окружающих, а общество должно быть основано на равенстве и взаимном уважении граждан, на их совместной созидательной работе.
Призвание поэта, по мысли Коста, состоит в служении народу, а его творчество должно быть созвучно эпохе, направлено на выявление и решение социальных проблем. Творчество Хетагурова в высшей степени социально, но не политизировано. Он боролся против коррупции и бюрократии, против угнетения и нарушения прав человека. К своим современникам он обращался со словами:
Хочу, чтоб не были вы | |
в жизни торгашами | |
Душой и совестью, свободой | |
и умом, | |
Чтоб друг на друга вы | |
смотрели не врагами, | |
А каждый бы искал | |
сочувствия в другом. | |
Константин Леванович Хетагуров |
Не являясь учёным или политическим мыслителем, Коста определял степень эффективности государственной системы в первую очередь по уровню личной свободы, благополучия и счастья граждан. Он вряд ли согласился бы с известным высказыванием Платона о том, что счастье государства превыше счастья одного человека. По мнению Коста, государство должно служить людям, а не угнетать их.
Отрицая насилие во всех его проявлениях, Хетагуров считал, что революция должна совершиться прежде всего в умах. Перестраивать политическую систему бессмысленно, пока
человек не искоренит раба внутри себя. Основным средством духовного освобождения народа Коста считал просвещение. Он много сделал для развития образования. В своих
статьях и выступлениях он неоднократно указывал на важность распространения женского образования. Когда в
Идеалы гуманизма Хетагуров пытался выразить, в том числе, и в религиозной форме. Несмотря на то, что его нельзя назвать атеистом, он был далёк от канонического религиозного мировоззрения. Мне видится, что в произведениях Коста, посвященных религиозным темам (а их немало: поэма «Се человек», посвященная последним часам жизни Иисуса перед распятием, а также стихотворения) заметна тенденция к гуманизации религиозной веры. Коста понимал бога как высшее воплощение идеи человеколюбия, стремления к созиданию и братскому единению между людьми. Поэт видел, что церковь зачастую вольно или невольно поддерживает заблуждения закосневшего в невежестве и суевериях народа, но насильственное насаждение атеизма среди необразованного народа не принесло бы, по его мнению, ничего хорошего. Он видел в христианстве мировоззрение, аккумулирующее в себе ценности свободы, равенства, взаимной терпимости и любви между людьми.
Говоря о творческом гении Коста, необходимо учитывать общий облик эпохи, в которой он жил. Социально-экономическое положение Осетии в середине XIX в. было сложным и
неустойчивым. На большей части территории преобладали феодально-крепостнические отношения, народ находился в крайне угнетённом положении. В 1867 г. царское
правительство предприняло попытку реформы, состоявшей в отмене всех видов крепостной зависимости и передаче части земли в руки крестьянской общины. Но после проведения
преобразований,
В этот период общественная жизнь Осетии быстро развивалась. С начала XIX в. происходит интенсивное формирование осетинской интеллигенции. Она складывалась из различных слоёв общества (аристократии, офицерства, свободного крестьянства). Несмотря на свою разнородность, она стала мощной интегрирующей силой, противостоящей сословным и общинно-региональным предрассудкам. В осетинской литературе и публицистике становятся популярными идеи демократии и гуманизма. Резко повышается значение образования и просвещения. Реализуется проект по внедрению повсеместного школьного обучения. Постепенно церковноприходские школы преобразуются в светские, преподавание там ведётся на национальном языке. Начинает уделяться внимание женскому образованию. Единственная женская школа во Владикавказе приобретает статус гимназии.
Я никогда своим словом не торговал, никогда ни за одну свою строку ни от кого не получал денег. И пишу я не для того, чтобы писать и печататься, потому что и многие это делают. Нет! Ни лавры такого писания мне не нужны, ни выгоды от него. Я пишу то, что я уже не в силах бываю сдерживать в своём изболевшем сердце… Коста Хетагуров |
Культурное возрождение, наблюдавшееся в этот период, сочетало в себе самые противоречивые черты и разнонаправленные тенденции: идеалы рыцарства (наследие ещё не изжившего себя феодализма) соседствовали с гуманистическим принципом открытости и стремлением к интеграции; революционные проекты общественного просвещения и идея социального прогресса мирно уживались с почитанием исконных национальных обычаев и традиций. В сущности, возрождение осетинской культуры представляет собой сочетание мировоззренческой системы европейского Ренессанса и оптимистического прагматизма и веры в науку, присущих XIX веку.
Творчество Хетагурова отражает в себе подъём, наблюдавшийся в культуре и в духовном состоянии общества в тот период. Взгляды Коста необыкновенно широки и прогрессивны. В них отражён великий переворот в умах, подобный тому, который совершился в сознании человека, перешедшего от средневекового феодального миропонимания к новому, «ренессансному». Замкнутое и ограниченное пространство повседневного быта, составлявщее до этого единственную реальность человека, внезапно расширяется, необъятные горизонты предстают пред его внутренним взором. Личность человека-творца вырастает до вселенских масштабов, она ставится в центр мира как высшая ценность. В стихотворении «Я не пророк…» поэт фактически выражает один из своих главных гуманистических тезисов:
Весь мир – мой храм, любовь – моя святыня, Вселенная – отечество моё… |
Коста Леванович Хетагуров был человеком своей эпохи, но в то же время он далеко опередил её. В то неспокойное время ему удалось сказать об оптимальном пути развития своего народа. Он верил в прогресс и в то, что человечество само выбирает свой путь развития, в то, что мы в силах изменить своё будущее в лучшую сторону. Современники часто не понимали его. Лишь с годами стал осознаваться тот великий вклад, который внёс Коста Хетагуров в мировую культуру. Его творчество не потеряло своей актуальности в наши дни, ведь проблемы, о которых он писал, к сожалению, не решены и до сего дня.
Наиболее полно силу творческого гения Коста определил известный осетинский ученый XX века В. И. Абаев: «Истинно великие люди имеют ту особенность, что их величие с течением времени не только не тускнеет, но становится всё ярче, убедительнее, зримее… Только теперь образ Коста, его историческое значение встают во весь исполинский рост».