Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2009, № 4 (53) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Осень 2009 № 4 (53)
РЕЦЕНЗИИ
Моё знакомство ГУРУ |
В прошлом году моя знакомая, профессиональный художник, в воскресенье, в 14 часов включала свой микроприёмничек, чтобы послушать, как
Михаил Веллер отвечает на вопросы. Они были различны, например – почему владелец приватизированной квартиры чувствует себя
Книжка называется многозначительно: «Всеобщая теория всего». Завлекательно. Пришлось прочесть. Во вступлении автор говорит, что был он несчастлив и неудачлив, долго эту книгу вынашивал, и вот теперь… Пересказывать книгу целиком не надо. Основная её мысль – «Послушайте, что говорит умный человек».
Здесь я хочу, так сказать, заранее объясниться. У меня вовсе нет желания обидеть автора. Думаю, что М. Веллер – человек широко эрудированный, хороший полемист (как он шёл к бывшему «барьеру» на ТВ!). Несомненно, он интересуется самой современной историей нашего Отечества и общими взглядами на будущее Мира. Но… «Всеобщая теория всего» производит странное впечатление. Местами автор как бы шутит, даёт бытовые рекомендации, например – не ревновать неверную даму, а задабривать её, местами же появляются претензия на новое слово в философии и даже некое презрение к существующей науке (мы все вместе серьёзно думаем, что философия – это наука).
Для того, чтобы составить общее представление о книге, проще всего перечислить её разделы, сопроводив их важнейшими выводами.
Начинаем с «Познай себя». Обругав профессиональных философов за их непонятный язык
Раздел – «Главная цель». Здесь на примерах доказано, что для человека хорошо – здоровье, семья, деньги, хорошая работа. И кто же с этим спорит?.. В конце раздела – серьёзный вопрос: «Почему не получается, чтобы всё было хорошо?» Чтобы объяснить это, автор делает далее серьёзные заимствования, очевидно, из учебника психологии и заканчивает выводом: «Можно сказать: субъективно для человека жизнь есть то, что он чувствует». Согласимся, но не автор же открыл эту незамысловатую истину, точнее частичку её.
Раздел «Стремление к счастью». Общий вывод: «Результат хотенья – больше гадостей в жизни, чем счастья». Нехорошо, некрасиво. Сказал бы: «Нет в жизни счастья». И всё тут!
Раздел «Самореализация» – опять экскурс в учебники психологии. Всё тут есть – и мазохизм, и садизм, инстинкты и чувства и т. д. Общий вывод: «В отличие от зверя, в программе человека заложена разумная деятельность».
Звучит солидно, но хочется поточнее, ну, хотя бы, что есть разумная деятельность?
Далее начинается что-то вроде собственных философских построений (Раздел «Максимальное действие, самоутверждение»). Важный вывод: «Сильный берёт лучший кусок и лучших
женщин… Мы все – потомки победителей»…
Здорово сказано и, главное, как оригинально! Просто плакать хочется.
Далее следует седьмой раздел, который автор назвал «Энергетический уровень», а я бы обозначил как «Большое заблуждение». Здесь звучат как бы открытия, например:
Сомнительно. Почему «энергии», а не «материи»? Что это – «биологический путь»? Или: «Отличие [человека от животных] – это способность к разуму». Ну сколько можно!
А вот оригинальность: «Человек энергичнее всех прочих животных…».
Несколько слов собственно о философии.
И – чем дальше, тем страшней. Со смаком описывается «неизбежная гибель человечества».
Конечно, если хочешь быть гуру, нужно уметь пугать.
Небольшие подразделы посвящены огромным проблемам. Религии – одна страница. Смыслу жизни – две страницы.
«Цель и результат» – уже четырнадцать страниц. Общий вывод: «Создание новой вселенной, нового бытия, новой жизни – после себя». (Этот ужас в качестве главной всеобщей цели можно считать заимствованным из какого-нибудь американского фильма. Супермена, героя-избавителя только недостаёт.)
Вы думали – всё? Нет, ещё есть глава третья – «Универсальная теория». Уж
Всё это, слава Создателю, соответствует «Диалектике природы». Далее – немного об эволюции (пять страниц). Это, оказывается, повышение КПД живого организма. КПД – одна из технических характеристик двигателей. Относить это слово к живым организмам неправильно. Тут же появляется и «избыточная психическая энергия человека». Об этом уже приходилось слышать от профессиональных философов, но сам Веллер такую избыточность не объясняет (полагаю, понятие это весьма спорно).
Кое-что есть и по части апокалипсиса: «Мы, развивая науку и технику, придём к возможности всё вещество земли превратить в свето-тепловое излучение…». Что же, подобных гипотез в научной и не научной фантастике предостаточно. И последнее заключение – о Боге: «Бог же есть сознательное достижение (постижение) той точки, которая недостижима знанием как идеал идеала». Вы всё поняли? Тогда Бог, несомненно, с вами.
Вот какую «оригинальную» философию предлагает Михаил Веллер. Не хочу уж совсем его обижать – в книге есть и кое-какие интересные повествования (например, о супервзрыве водородной бомбы на Новой Земле). Есть и полезные советы, которые могут заинтересовать вненаучную публику… Написана книга с живым, задорным нахальством (что сегодня модно).
Вот такое «знамение времени». Что ж, какое время – такое и знамение.
В нашем «бомонде» такой самодеятельный философ, как некий новоявленный Дюринг, может прослыть и мудрецом – этаким наукоподобным всерьёз-эрзацем. Ну и как же тут быть? Спорить с нагромождением неточных, произвольных, банальных и пошлых определений не имеет никакого смысла. Только автора разрекламируешь.
Обращусь к молодёжи:
Пишите, студенты! Пишите, аспиранты! Стройте новую или дополняйте старую философию, только не сочиняйте таких тощих (пара десятков страниц) «универсальных теорий», и тем более – толстых. Это – не современно.
Давайте, господа-товарищи, будем серьёзны.
Потому что и человек, и мир заслуживают серьёзного к себе отношения.