Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2010, № 1 (54) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Зима 2009/2010 № 1 (54)
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СТРАНИЦЫ
Миниатюры из цикла
Брызги
Брызги Александр Смирнов |
Ночь
Ночь. Тёплый сумрак лениво переваливается через подоконник и затопляет комнату. Пушистым одеялом обволакивает предметы, сглаживая острые углы.
Фонари за окном горят тусклым ровным светом, и свет этот, просачиваясь сквозь темноту, оставляет на полу и дальней стене бледный след, рисующий на линолеуме и обоях второе, вытянутое окно.
Полуночным тигром крадётся в глубине коридора кошка.
Над спящим миром царит тишина, лишь изредка нарушаемая проносящейся по дороге машиной, стремительно и шумно разрезающей волны ночи.
Но, пролетев, машина исчезает во мраке, и воды смыкаются, плавным колыханием восстанавливая нарушенный покой. Капли времени продолжают падать, неслышно растворяясь в ночи…
Мёртвый лес
Сворачиваешь с тропинки, и обычная реальность словно исчезает. Весёлый птичий щебет, яркие сочные краски летнего леса, непередаваемый лесной запах – всё поглощается
То, что лес мёртв, и мёртв уже давно, видно с первого взгляда. Стройными рядами безмолвных стражей стоят тёмные ели с серой, засохшей хвоей. На ветвях растянуты обширные паутины, в центре которых – их хозяева – пауки, большие – отчётливо виден светлый крест на сером брюшке. Паутина необычайно липкая – собьёшь такую случайно лицом и придётся долго счищать с себя тонкие нити. В воздухе ни звука, шаги утопают в мягком ковре старой хвои, сквозь который не пробивается ни единой травинки, и лишь бледно-фиолетовые поганки с трудом поднимают свои наполненные ядом головы на дистрофической ножке. Воздух здесь душен и мёртв.
Чем дальше углубляешься в этот лес, оставляя свет и зелень позади, чем больше мрак заволакивает зрение, чем больше одинаковых тёмных безмолвных стражей обступают со всех сторон, тем слабее чувство реальности, и страх, неведомый и беспричинный, ледяной рукой сковывает сердце. И жутко становится на душе. В ней зарождается безмолвный отчаянный крик, понуждающий повернуть, идти обратно как можно скорее, стараясь не сорваться на бег. И бежать, бежать из этого мёртвого леса, бежать к свету и теплу.
Башня
Высокая башня. Ни входа, ни выхода. Обволакивающая темнота, едва различимы контуры предметов. Затхлый воздух. Ирреальным чудищем нависает над головой уходящая в черноту
лестница. Гулкие шаги по старым заржавленным ступеням. От долгого восхождения сводит ноги. Но вот
Залитая солнечным светом терраса на самом верху башни. Вокруг башни простирается голая, бесплодная равнина, в отдалении блестит узенькая полоска моря, притягивающая к себе уставший разум. Но до земли – километры пустого пространства, и в свете умирающего дня возникает щемящее чувство безнадёжности и бессилия от осознания невозможности вырваться отсюда.
Жизнь в тумане
Он стоял на ветру у дороги. Туман застилал город. Туман опутывал, проникал в глаза, уши, нос, добирался до лёгких. Туманные силуэты домов… Из тумана, рассекая его светом фар, выезжали автомобили, размытые контуры которых напоминали судьбу человека, если бы её втиснули в дисплей. Он стоял. Мимо с протяжным гулом проносились автомобили, из ниоткуда появляясь и возвращаясь в никуда.
Он продолжал стоять. Неясные звуки складывались в музыку, похожую на саму жизнь.
Он стоял и слушал эту печальную музыку жизни, и некому было сказать ему, что не стало ни его, ни человечества, ни жизни, что в ядерной вспышке погибла планета Земля.
И он всё слушал, и его сознание продолжало существовать в невидимой субстанции, отслоившейся от Земли и дрейфующей в глубины космоса. Его сознание продолжало видеть последний бесконечный кошмар.
Степь
При приземлении корабль провалился в мягкий грунт. Покинув его, космонавты, углубились в степь.
А ей, похоже, не было до них никакого дела. Она жила своей жизнью. Степь колыхалась, как океан, в густом мареве, пробиваемом лучами тусклого солнца.
Как заворожённые, смотрели космонавты на степь, пока она не поглотила их, превратив в одну из волн.
Ирреальность
Неустанно борется темнота с рассекающими её вспышками молний. Их источник невозможно уловить; как будто они идут отовсюду: из земли, с неба, из воздуха. Неестественные рваные звуки летают в пространстве, сталкиваясь, разлетаясь и высвечивая всё вокруг, убивая привычную реальность. Мимо движутся неясные силуэты, из ниоткуда появляясь и уходя в никуда. Все мысли и чувства прячутся в глубине сознания, сужая восприятия, втягивая его в плоть, не пуская наружу. И окружающие её картины предстают как суть чужого мира, непонятного и пугающего. Ничто, даже пронизывающий ветер, не в силах вызволить сознание из его собственных глубин и включить разум. И по сравнению с ним окружающая и стремящаяся поглотить его ирреальность беспредельна…
Дождь
Шёл дождь… Капли барабанили по крыше, бусинками на мгновения застывали на стекле и скатывались, оставляя мокрый след. Дождь выбивал в земле маленькие ямки, тут же заполнявшиеся водой. Капли падали на листья деревьев, извлекая каждая свою ноту, и от дубравы летела шелестящая мелодия симфонии – симфонии дождя. Движение и шум дождя остановили и заглушили всё. Возникло странное и грустное спокойствие. А симфония продолжала звучать. Время остановилось, вслушиваясь в эту ровную шуршащую мелодию.
Пройдут годы, на смену человеку придёт более совершенное существо. Но всё так же будет идти дождь, даря свою музыку планете Земля.
Мгла
Он стоял на площади в центре города. Был один из тех летних дней, которые наполняют сердце радостью и стремлением сделать
Но, несмотря на атмосферу радости, в его душе шевелилось смутное предчувствие
Он продолжал стоять на площади, любуясь залитым солнцем городом. Мимо шли люди, и казалось, что они идут медленнее, чем обычно, словно пленённые солнечным днём.
Вдруг со стороны реки, протекающей за площадью и скрытой от взора домами, появилась туча непроницаемого чёрного цвета. Она быстро приближалась и вскоре закрыла полнеба.
Солнечный свет померк, звуки затихли и затаились в предчувствии
Автобус
|
Поль Элюар |
Последний автобус ехал по пустынной дороге. Была глубокая ночь. Он сидел у окна в почти пустом салоне и смотрел на оранжевые огни, монотонно возникавшие из черноты и пропадавшие в ней. Старый автобус дребезжал на неровностях дороги. Шуршали по асфальту шины.
Вдруг все звуки исчезли. Вереница огней за окном и темнеющий за ней лес стали смещаться вниз. Автобус взлетел.
Немногочисленных пассажиров это, как кажется, не смутило, и он тоже решил не показывать своего волнения, обратившись к открывавшейся за окном картине.
Автобус поднимался всё выше. Вскоре стали неразличимы контуры спящих домов, и город обозначился лишь мерцающей паутинкой огней, выделявшейся среди лесов и полей бескрайней равнины.
В поразительно ясном небе ярко зажглись звёзды. Появившаяся луна озарила ночной пейзаж своим мертвенно-бледным светом. Город исчез из виду. Остались лишь призрачные просторы.
Автобус покидал атмосферу спящей планеты. Воздух выходил из многочисленных щелей, и пассажиры стали задыхаться.
Печально сияла залитая лунным светом поверхность Земли…
***
Дверь автобуса с резким шумом раздвинулась. Он проснулся и то ли с облегчением, то ли с грустью вздохнул, поняв, что это была только лёгкая грёза.
Море
Я вижу, как волны смывают следы на песке, |
Виктор Цой |
Набережная сверкает разноцветными огнями. Призывно распахнуты двери ресторанов, магазины зазывают витринами. В ночном воздухе разлит пряный восточный запах. Из дверей дискотек доносится музыка.
Но ноги несут меня прочь, сюда – на пляж. Сейчас здесь темно, вокруг – ни души. Шуршащий под ногами песок, за день нагретый солнцем, уже отдал своё тепло морю. С глухим рокотом волны раз за разом накатывают и разбиваются о берег. Всё пропитано солёным запахом моря. В небе стоит полная луна, мерцающей дорожкой отражаясь на поверхности моря. И волны продолжают играть свою извечную музыку.
В душе возникает необычное, неподдающееся определению сильное чувство, сливающее воедино все ощущения и эмоции – от безотчётной радости до первобытного страха. Душа рвётся в свободный полёт, рождая цепочки необычайно ярких ассоциаций. Все поры тела впитывают в себя парящее в воздухе вдохновение…
Колодец
Тёмный квадрат и стены. И окна, много окон, но нет дверей… Этажи… один… два… пять… десять… пятнадцать… и дальше… и окна всё выше и выше… А на самом верху – кусок голубого неба, и солнце в верхних окнах. А здесь внизу – лишь мрак, как на дне колодца, и страх, и ужас, и окна, десятки, сотни окон, тупыми, тёмными глазницами взирающих в пустоту. Окна – бессмысленная насмешка. Зачем они? – Всё равно за ними лишь стена, серая бетонная стена, не пропускающая ни свет, ни звук, ни воздух… Сотни окон – и лишь стены смотрят сквозь них. И только сверху нет бетонной крышки – одно измерение, единственное недоступное, издевательски оставлено неограниченным…
Две тьмы
Город погрузился в сумерки и готовился отойти ко сну. Внезапно
Текли часы, просачиваясь сквозь ткань времени. Ночь густела, наливаясь чёрной краской, и вместе с ночью набирала силу и полыхала чернотой чёрная тьма. Схватка близилась к развязке. Светлая тьма слабела, теряла силы и изнемогала под осыпавшими её безжалостными ударами. Вскоре она была сломлена последним сокрушительным ударом и погибла. Чёрная тьма торжествовала в своём чёрном сиянии. Теперь уж ничто не мешало ей…
Город был в её властных объятьях…
Часть мира, которого нет
За окном густой туман. Видимость – метра два, не больше. Туман поглотил все предметы и звуки, и кажется, что комната выпала из времени и пространства, из самого мира. И пускай за дверью длинный коридор, пускай за туманом город, но – здесь и сейчас другой мир, комната – иное пространство, и время течёт иначе.
Что сегодня – среда или воскресенье? февраль или июль? – неважно. Здесь есть лишь здесь и сейчас лишь сейчас. Право-лево, низ-верх – не всё ли равно,
когда есть только здесь-и-теперь. Здесь – комната, и сейчас она парит в неизвестности густо-молочного тумана, и когда-нибудь она будет
Туман начинает рассеиваться. Вскоре силуэты домов, появившись, вернут комнату из мира, которого нет, в привычную реальность, а, возможно, ещё раньше это сделает
И останется лишь смутный вопрос: а какая реальность реальнее?.. И несколько реальна реальность?..
Поезд
Ночной мороз сжимает землю в ледяных объятьях, обволакивает укрытый одеялом темноты мир, фиксируя его форму, сплавляя её с сущностью ночи. Содрогается усталый металл рельсов, разнося вокруг стук колёс идущего сквозь ночь поезда. Состав проезжает, но отзвуки его ещё долго живут в жилах металла, внезапно пробуждённого от своей ледяной дремоты неожиданным наездом поезда.
А он продолжает лететь, оставляя за собой вёрсты пути, поселки и города, большие и малые. Перестуком колёс он оставляет и отзвуки, проникающие, пусть и не сразу, в сознание разбуженных и бодрствующих жителей, унося их мысли к улетающему в ночь поезду, поезду, держащему свой путь в неизвестность.
А в поезде уж не помнит никто, куда движется он – так давно и далеко позади осталась точка исхода. Её и забыли. Все слились с безмерным движением, забыв даже скорость и время, и путь. И лишь направленье известно – вперёд. Да мороз, примерзший к составу (или, может быть, наоборот). Дни и ночи сменяли друг друга. Слагались недели, месяцы, годы. А поезд всё длил и торил свой путь, в неизвестность спеша.