Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2010, № 4 (57) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Осень 2010 № 4 (57)
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА
ЭТИКА |
В советский период педагогика решала проблему комплексного формирования личности в основном через деятельность октябрятских, пионерских, комсомольских организаций на идеологической основе марксизма-ленинизма и, в частности, на базе так называемого морального кодекса строителя коммунизма. В современной России модернизация педагогики проходит через изменение научно-педагогической парадигмы, в центре внимания которой образование всесторонне развитой и нравственно зрелой личности, способной к самоорганизации и саморазвитию. Иерархия моральных ценностей больше не опирается на
Мораль имеет непреходящее образовательно-воспитательное значение, поскольку через неё реализуется одна из фундаментальных жизнеориентирующих функций – оценочная, которая наряду с познавательной позволяет человеку быть человеком. При помощи таких понятий, как «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо» мораль помогает человеку видеть окружающее как мир ценностей, а не просто вещей и механических отношений, она помогает ему совершить выбор и регулирует поведение человека в обществе. С помощью базовых понятий морали школьник может сам оценить свой поступок, поэтому их изучение через систематическое сообщение нравственных знаний на уроках этики превращает нравственное образование в нравственное воспитание, помогает родиться в человеке нравственному самосознанию.
Мораль напрямую связана с другими формами общественных знаний – правовых, политических, экономических, культурологических, экологических и др. Среди них этика как наука о морали является базовой отраслью, сквозь призму которой оцениваются все другие области знания и действительности. Поэтому основы морали рано или поздно, но с необходимостью и неизбежно станут общеобразовательным школьным предметом.
Современное российское общество, растерявшее то разумное, что входило в нравственные ориентиры советского человека, неспособно сегодня сделать школам определённый социальный заказ, сформулировать нравственный идеал, этический минимум выпускника государственного образовательного учреждения. В таких условиях в учебно-воспитательном процессе возникли большие трудности, которые сопровождались этическим невежеством, моральным разбродом. Нравственная стагнация возникла и продолжает существовать на фоне распространения разного рода квазиэтических суррогатов: в виде предрассудков, паранормальных верований и других экзотических «заменителей» классических моральных ценностей и норм. Разрешить возникшие здесь трудности можно только сообщением учащимся базовых моральных знаний об универсальных общечеловеческих нравственных понятиях и ценностях. Именно сейчас, как никогда ранее, школе необходимо систематическое нравственное образование, способное стать основой для оздоровления общественных нравов и отношений, для дальнейшего развития человеком своей этической грамотности и обогащения нравственного облика. Однако введение нового школьного курса по этике сопряжено с рядом трудностей, вызванных непониманием проблемы со стороны общества, с одной стороны, и недостаточным вниманием к научным разработкам в этой области – с другой. Нравственное образование большей частью понимается как нравственное воспитание, для которого нет необходимости создавать отдельный школьный предмет. Сложилось мнение, что сообщение детям нравственных знаний достаточно проводить в рамках гуманитарных предметов и в процессе классного руководства. Нередко этику в школе пытаются свести к этикету, то есть к внешним правилам поведения человека в обществе: в общественном транспорте, за столом, при знакомствах, приветствиях, обращениях, тогда как речь идёт о науке, изучающей структуру морали, закономерности нравственных отношений, особенность нравственного сознания, правила принятия морально грамотных решений и выбора. Этика изучает изменения в иерархии моральных ценностей в истории, она учит видеть вечное и временное в морали, её динамику и развитие. Определение содержания, форм и методов нравственного образования становится одной из актуальнейших задач общего образования школьников.
Выделение нравственного обучения в особую образовательную область продиктовано спецификой его положения в обществоведческих и антропологических знаниях. Мораль, как форма общественного сознания, относится к обществоведческим дисциплинам, но овладение её базовыми понятиями и превращение этих абстрактных понятий во внутренние нравственные принципы индивида имеет глубоко личностный, антропологический и психологический характер и потому этика должна рассматриваться как отдельная педагогическая проблема. Введение систематического нравственного образования призвано стать одной из главных задач современной педагогики.
Общей целью образовательной области «Основы морали» должно стать нравственное становление и развитие личности. Этот процесс включает в себя:
• усвоение нравственных норм и правил, выработанных обществом и лежащих в основе взаимодействия людей;
• формирование представлений о видах моральной регуляции и об оценочной функции морали;
• выработку основных понятий нравственного сознания школьников;
• формирование культуры нравственного поведения школьников;
• создание условий для возможности нравственного самовоспитания, самосовершенствования;
• выработку навыков нравственной рефлексии, понимания места и роли морали в мировоззрении человека.
Основные содержательные линии новой образовательной области «Основы морали» направлены в целом на создание систематического непрерывного нравственного формирования личности школьника, выработку у него нравственных основ мировоззрения путём освоения моральных знаний. На разных этапах школьного обучения каждая из этих содержательных линий находит своё воплощение в разных формах, которые определяются в процессе учебно-тематического поурочного планирования. Эта тематика включает в себя следующие блоки.
1. Основные понятия морали и морального сознания человека.
2. Нравственные нормы и правила.
3. Нравственные отношения.
4. Нравственная деятельность.
5. Нравственные ценности.
6. Мораль и личность.
Работа над содержательными линиями этического образования представляет собой спиралевидный процесс углубления знаний на каждой школьной ступени в соответствии с учебной программой, ориентированной на обязательный минимум конкретного содержания образовательной области и на возрастные психологические особенности учащихся.
В результате систематического изучения общечеловеческих нравственных норм и правил школьник получает возможность подготовиться к успешной адаптации и социализации в современном обществе. Но чтобы такая возможность возникла, требуется систематическое нравственное образование в течение всего периода пребывания ученика в школе
Нравственное образование должно быть непрерывным – начинаться в начальной школе с уроков «азбуки нравственности», продолжаться в основном как дисциплина «грамматика нравственности» и на последней ступени полной общеобразовательной школы завершаться полноценным курсом «Основ этики». На каждом этапе требуется соблюдение необходимого содержательного минимума.
Начальная школа
«Азбука нравственности» призвана дать учащимся начальных классов основные представления о нравственных качествах личности, об отношениях людей на основе существующих нравственных норм, об отношении к труду, к окружающей нас природе и предметной среде. Содержания основных нравственных характеристик личности школьника раскрывается в ходе специальных игр, разработанных с установкой на усвоение содержания нравственных представлений и понятий норм нравственности в повседневной деятельности детей. На первом этапе изучения морали необходимо использовать разные методические формы и приёмы ведения урока: игра, диалог, комментированное чтение, сценические проигрывания ситуаций морального выбора, составление композиций и другие визуальные способы презентации нравственных сюжетов, обсуждение отрывков из художественной литературы, поступков героев мультфильмов и др.
Основная школа
Программа курса «Грамматика нравственности» направлена на усвоение учащимися опорных нравственных понятий, которые составляют фундамент нравственного сознания человека и норм его нравственного поведения. Эти понятия составляют тот нравственный минимум, который регулирует деятельность и поступки людей с точки зрения их нравственного смысла и значения.
Основные понятия, которые требуется усвоить в
Цель курса «Грамматика нравственности» – раскрытие содержания этих понятий, показ их оценочной роли в обществе. Работа учителя ведётся как путём непосредственного объяснения их содержания, так и в процессе их анализа, разбора нравственно значимых практических ситуаций. Во время работы над усвоением нравственных понятий надо обязательно показывать их связь с долгом, т. е. важно обращать внимание на их нормативный, обязательный для исполнения характер.
Основные понятия морали
Основные моральные понятия – база нравственной грамотности, их содержание и характеристики являются непременным минимумом школьного курса «Грамматика нравственности». Рассмотрение этих понятий на примере конкретных случаев из жизни подростков способствует усвоению нравственных знаний, поскольку они подкрепляются в данном случае личными эмоциональными переживаниями. В образовательный минимум на этом этапе входит усвоение следующих понятий:
- добро и зло как опорные понятия нравственных знаний и нравственных оценок, как центральные понятия морали;
- критерии добра и зла;
- честность и справедливость как элементарные нормы общения людей;
- долг как внутренняя потребность человека и нравственная обязанность по отношению к другим людям, обществу, самому себе;
- достоинство и честь как показатели нравственной ценности человека, их взаимосвязь с понятиями честности, справедливости, долга;
- понятие личной ответственности, связь этого понятия с понятием свободы, его отличия и близость к понятиям чести и достоинства;
- разбор неписаных правил чести и достоинства, выработанных в подростковой субкультуре, через анализ пословицы «Береги честь смолоду»;
- совесть как внутренний регулятор поведения человека и выражение его нравственной сущности;
- виды эмоционального проявление совести: раскаяние, стыд, угрызения совести и др.;
- ответственность как нравственное требование общества к человеку и самой личности к себе в связи с выполнением взятых на себя обязательств и долга, ожидаемого обществом и окружающими людьми;
- нравственная оценка поступка в зависимости от намерения, самого действия и его последствий;
- гуманность как нравственное качество и нравственный принцип.
Нравственные нормы
Мораль – это система норм и правил, выработанная обществом и им же охраняемая при помощи поощрений и порицаний. Их основу составляют простые нравственные нормы, они общеприняты, очевидны и понятны, они суть те главные нравственные требования, которые общество предъявляет человеку.
К образовательному минимуму относятся такие формы нравственных норм, как заповеди, поучения, кодексы, обычаи. Для знакомства с ними можно рассмотреть историческое происхождение этих норм и их применение на практике. Усвоение нравственных норм и их соблюдение без внешнего принуждения – признак сформировавшейся личности.
Трудности в усвоении нравственных норм состоят в том, что проявление их в деятельности и поведении подростков не всегда связаны с достаточно глубоким пониманием ими значения этих норм для жизни человека и для нормального функционирования общества, поэтому в нравственном образовании большую роль играет анализ последствий совершения нравственного или безнравственного поступка.
Моральные отношения
Отношение человека к Родине, к родному городу, к школе, друзьям, родителям определяется в процессе нравственно значимой деятельности и зависят от определённых обязанностей. Совокупность таких зависимостей и связей людей в обществе называется моральными отношениями.
Патриотизм, отношение людей к природе и забота о её сохранении, отношение человека к труду, к другим людям, проблемы настоящего и ложного товарищества – обсуждаются на примерах из кинофильмов, книг, из жизни подростка. Сочетание интересов коллектива и своих собственных личных стремлений – это нравственный выбор, который сопровождает человека всю жизнь.
Собственное отношение к коллективу, друзьям, стремление к самосовершенствованию, личная ответственность, вопросы чести, справедливости и достоинства анализируется в творческих работах: сочинениях, эссе, заметках, репортажах и т. д.
Полная средняя школа
В старших классах новая предметная область «Основы этики» изучается в следующих содержательных направлениях:
Мораль в жизни человека и общества
В этом разделе определяется статус этики как науки о морали, выясняется предметная область этой науки, суть понятий «мораль» и «нравственность», устанавливается различие между сферой сущего и должного, онтологии и деонтологии. Далее выясняется социальная сущность морали, её функции, роль и место в обществе, даётся обзор истории мировых этических учений. Важное место в этическом образовании занимает изучение видов морали, её многообразия, а также соотношение и сочетание общечеловеческих норм, национальных, региональных, семейных нравственных традиций и личных моральных предпочтений. На этом уровне этического образования важно показать единство и объективный плюрализм и релятивизм моральных представлений людей, следует обратить внимание на противоречия в морали, на способы и пути их разрешения, на необходимость толерантности, эмпатии и правовых механизмов, помогающих решать моральные коллизии между индивидами и различными сообществами людей. Своё завершение этот круг вопросов должен получить в ходе обсуждения сущности, единства и различия между личным моральным обликом и общественной нравственностью.
Состав и структура морали, её формирование
В состав этого круга тем входят следующие вопросы:
- виды и уровни морали;
- нравственное сознание, нравственные чувства и нравственное поведение как структурные части морали, пути формирования морали;
- содержание и формы нравственного сознания;
- нравственная мотивация как составная часть нравственного сознания;
- понятия нравственных норм поведения;
- личные нравственные качества, нравственные принципы и идеалы;
- базовые понятия морали и их содержание: добро и зло, долг, совесть, справедливость, честь, достоинство, честность, ответственность, гуманность;
- культура как образ жизни индивида: этикет, дисциплина, честность и справедливость по отношению к другим людям и к себе, воля, отношение к труду и собственности;
- ценностно-нормативные понятия: дружба, добродетель, любовь;
- нравственное требование – основа моральных норм и нравственного сознания.
Моральные нормы в обществе
Данный раздел включает в себя такие темы, как
- понятие о моральных нормах как правилах поведения людей;
- происхождение моральных норм;
- нравственные нормы в истории развития общества;
- виды нравственных норм: правила, кодексы, обычаи, заповеди, поучения, законы, повеления, завещания, притчи, традиции, наставления, конвенции;
- моральная норма как нравственное требование, элемент моральных отношений и форма морального сознания;
- нравственная норма и моральная деятельность;
- значение нравственных норм в социализации личности;
- виды нравственных норм в современном обществе: коллективные, групповые и индивидуальные нормы морали;
- нравственные нормы различных государственных устройств;
- сравнительный анализ заповедей разных религиозных учений: христианства, иудаизма, ислама, буддизма.
- основные пути освоения нравственных норм;
- формирование и воспитание нравственных чувств;
- выработка навыков и привычек поведения;
- формы языкового выражения моральных норм: предписывающие (прескриптивные), оценочные, дефинитивные моральные суждения;
- особенности выражения моральных норм, принципов, идеалов;
- логические и эмоциональные формы языка морали.
Мораль и другие формы общественного сознания
Важной частью курса «основы этики» является прояснение общественного характера морали. В этой связи главными становятся такие вопросы, как мораль в структуре общественных сознаний и отношений; связь морали с другими формами общественного сознания: мораль и религия, мораль и право, мораль и политика, мораль и искусство, мораль и наука; уникальная роль морали среди других форм общественного сознания.
Сферы влияния морали в обществе
Школьники должны хорошо представлять себе, как мораль функционирует в обществе. Такое представление они могут составить при изучении влияния морали на все сферы социальной жизни. Важными здесь являются такие темы, как мораль и труд, мораль и этикет, мораль и национальные отношения, толерантность, экологическая этика, мораль и экономика, мораль, окружающая среда и воспитание, мораль и семейные отношения, связь психологии и морали.
Мораль как вид общественных отношений
Социальное происхождение морали предполагает ясное понимание её сути как межчеловеческих отношений. Поэтому в круг изучения входят такие вопросы:
- моральная деятельность и нравственные отношения;
- нравственные отношения как основа взаимодействия и взаимопонимания людей;
- виды нравственных отношений;
- личность и мораль;
- моральный выбор;
- нравы, обычаи, самовоспитание;
- «золотое правило нравственности»;
- моральные ценности как форма проявления нравственных отношений в обществе.
Функционирование морали в обществе
Поскольку мораль относится не только к индивиду, но и к обществу, то необходимыми темами курса являются:
- регулятивная функция морали;
- мораль как система общественных требований и норм;
- язык морального общения и нравственного суждения;
- основные формы проявления морали в обществе;
- единство нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения;
- нравственные санкции, соотношение нравственных норм, требований и санкций;
- формы общественного контроля и предупреждение аморальных форм поведения.
Нравственное развитие личности
Личный характер морали раскрывается в таких темах, как структура нравственной деятельности человека; моральное здоровье личности и её нравственная культура; этический рост и нравственное развитие личности; нравственность как составная часть мировоззрения человека, его нравственного самосознания; связь нравственного самосовершенствования с самовоспитанием и самопознанием.
Требования к уровню подготовки
Заканчивая в начальной школе курс «Азбука нравственности», учащиеся должны:
а) иметь представление о нравственности и знать содержание понятий «добро» и «зло», «правда», «честность», «справедливость», ответственность»;
б) уметь давать нравственные оценки поступкам;
в) знать и применять правила культуры поведения;
г) правильно с точки зрения нравственных правил эмоционально реагировать в рамках понятий «хорошо» и «плохо».
Заканчивая курс «Грамматика нравственности» в основной школе, учащиеся должны:
а) знать содержание и уметь характеризовать на уровне выделения
б) иметь представление о нравственных ценностях;
в) знать все основные нормы и правила культуры нравственного поведения людей;
г) знать, называть и применять знания об основных обязанностях человека по отношению к самому себе, семье, друзьям и обществу в целом.
Заканчивая курс «Основы этики» в полной средней школе, учащиеся должны:
а) знать сущность морали, давать ей определение через основные признаки, отличать её от этики и этикета;
б) знать общечеловеческие нравственные требования;
в) рассматривать мораль в системе других форм общественного сознания;
г) знать основные уровни морального сознания: общечеловеческий, национально-региональный, групповой, семейный, личный, понимать их взаимосвязи и различия;
д) уметь соединять нравственное сознание и поведение;
е) знать пути нравственного совершенствования и самовоспитания.
Оценка уровня и качества знаний
Главные усилия по проверке выполнения образовательного минимума должны быть направлены на усвоение нравственных норм и на их практическое применение учащимися.
Формы проверки уровня грамотности учащихся и глубины усвоения ими этических знаний ориентированы не только на простое запоминание содержания курса, но и на выяснение личностной оценки учащимися изучаемых проблем. Критерии оценки знаний имеют свои специфические особенности, поскольку допустима альтернативность ответа, присутствие в ответе морального выбора, личной позиции, а также проявление принципа свободомыслия, свободы совести и убеждений.
Основными критериями измерения усвоенных знаний в образовательном стандарте новой образовательной области «Основы этики» являются нравственные понятия, нормы и правила поведения, характеристика и содержание ценностей, анализ нравственной деятельности и нравственных отношений, оценка нравственно-значимых ситуаций и поступков, письменное анкетирование и тестирование.