Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2011, № 1 (58) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Январь – март 2011 № 1 (58)
ТРИБУНА ОППОНЕНТА
Письмо гуманистам |
Разрешите взять слово в порядке обсуждения концепции современного гуманизма.
Очевидно, смысл мировоззрения состоит в следующем: я полагаю, что мир, наша жизнь устроены
Религия есть вариант мировоззрения, который (1) категорически утверждает эти правила и стремится воспитывать безусловную им приверженность; (2) обращается для этого к бессознательному инстинкту подчинения авторитету, создавая образ всесильного Творца, создавшего мир и сами эти правила.
В таком случае гуманизм понимается как альтернативное религии мировоззрение, в рамках которого правила жизни,
Можно утверждать, что на этой платформе, до этого места гуманистами среди прочих были Л. Фейербах, К. Маркс,
Различия возникают там, где гуманист своё мировоззрение трансформирует в план действий, т. е. политическую (неизбежно!) идеологию и, более того, собирает сторонников, способных вместе с ним эту идеологию последовательно, имея в виду отдалённую цель, осуществлять. Здесь возникает множество острейших вопросов. Например, может ли гуманист войти в правительство и что он будет делать, скажем, с манифестацией 9 января 1905 года или с последними московскими уличными беспорядками? Может ли гуманист реквизировать хлебные запасы, чтобы прокормить голодных горожан? Может ли он затем отдать приказ стрелять в грабителей, которые на эти запасы покушаются (пример, который особенно возмутил В. Кувакина)? Может ли он вообще объявить войну и мобилизацию, с колючей проволокой для дезертиров и перебежчиков? Или же гуманист – это жрец альтернативной, беспоповской религии, он может издавать хороший журнал, призывать спонсоров к пожертвованиям и вести пропаганду научного мировоззрения, толерантно избегая затрагивать мистические мотивы священных писаний?
Нет, долой всякую иронию – вопросы эти очень нелёгкие. Однако они создают деление на «непорочных гуманистов» (если использовать выражение С. Перуанского) и гуманистов-политиков. Некоторые из этих последних пытаются, кроме всего прочего, найти объективную тенденцию в мировой истории, с помощью которой уже субъективными действиями можно помочь человечеству выйти к состоянию, при котором гуманизм станет естественным законом его бытия. Часть из них, включая некоторых советских диссидентов и даже бывших преподавателей теории марксизма, раскаивается («бойся единственно того, кто скажет – я знаю, как надо!») и обращаются кто в чистый гуманизм, а кто и в настоящую религию. Есть и другие, кто, как Эрнесто Гевара, от гуманной врачебной работы в условиях дикого периферийного капитализма вынужден был обратиться к политике с автоматом в руках, но это уже крайний случай. Можно всё же надеяться, что такое размежевание гуманистов преодолимо и по высшему счёту не антагонистично.
Теперь, должен ли гуманист выступать (слово «бороться» явно не для гуманиста в узком смысле) – выступать за социализм или за капитализм? Или же это ложная дилемма, как считает В. Кувакин (сайт от 29.12.2010)? Однако сейчас мы видим почти повсеместное торжество рыночной экономики, отношений найма и предпринимательства для извлечения личной прибыли, которое установилось в течение последних
В какую сторону? В. Кувакин указывает, что оптимальное общество «должно быть демократическим и свободным, многоукладным и правовым, трудовым и просвещённым». Хорошо бы так, если только демократия не ограничивается избирательными бюллетенями, свобода основывается на осознании собственных рамок, культурных и природных, многоукладность не включает систему паразитирования, а право одинаково для всех и из функции особой корпорации превращается в общее правосознание. Движение в таком направлении одни авторы считают уже социализмом; другие предпочитают закреплять терминами уже достигнутые ступени.
А пока что, согласимся, есть более конкретные и острые вопросы. Надо полагать, все гуманисты готовы работать против разрушения отечественной науки и образования, против использования религии и шовинизма в интересах чиновничье-олигархической верхушки, наконец против авантюристов и рвачей всех рангов и их высоких покровителей.
Так что пожелаем успехов РГО, пусть гуманисты находятся в наступлении и не считают, что страшнее Петрика зверя нет!
***
Поскольку в письме упоминается моё имя и мои высказывания, то хочу сразу же и ответить, приглашая при этом и других включиться в обсуждение некоторых важных для гуманизма вопросов. Но оговорюсь: считаю, что в письме Г. С. Бискэ много тем и не все они, на мой взгляд, связаны с гуманизмом. Причина – в небрежности. Смею так думать, потому что Г. С. Бискэ допускает довольно грубую небрежность в отношении того, что я высказал в одной из своих публикаций. Речь идёт о рассказанной мне сцене расстрела обезумевших от голода людей, пытавшихся подплыть к баржам с зерном, отправлявшимся большевиками за границу. Историю голодомора нужно знать не только гуманистам, но и коммунистам и беспартийным. Это страшная история и поучительная. Но вот Г. С. Бискэ всё перепутал или ничего не понял. Как он пишет, «приказ стрелять в грабителей, которые на эти [хлебные] запасы покушаются… пример, который особенно возмутил В. Кувакина». Нехорошо заниматься такой подтасовкой или, что ещё хуже, искажать суть дела. Я бы назвал настоящими грабителями большевиков, а не отчаявшихся и умирающих от голода людей, у которых отбирали последнее. Такая грубая путаница особенно огорчительна, если этим грешит учёный. Ведь для него одна из первых доблестей – это точность.
Автор письма с лёгкостью необыкновенной предлагает мне ряд больших и трудных этических дилемм, не думая, судя по всему, самому в них разобраться (а возможно потому, что решил, что уже всё знает). Он спрашивает:
Гуманист – всего лишь нормальный, достаточно просвещённый и разумный, морально здоровый человек. Он прежде всего думает в конкретной ситуации и ищет наиболее адекватного, с его точки зрения, решения вопроса. Мы же не желаем обычно проводить исследования даже простых моральных или политических ситуаций, даже боимся этого. Что же тогда говорить о сложных проблемах. Письмо – яркая тому иллюстрация.
Вот предложил я
Хотите обижайтесь, хотите нет, господин хороший, но в голове у Вас, простите, большой вихрь, настоящая разруха. Не думаете Вы о своём мировоззрении, не приводите его в порядок. Кстати, это едва ли не первая добродетель гуманизма: забота о своём внутреннем мире, о критичности и ясности мышления. Так может быть Вам стоит взять в руки какую-нибудь серьёзную книгу о современном гуманизме?..