Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2011, № 2 (59)
Сайт «Разум или вера?», 16.07.2011, http://razumru.ru/humanism/journal/59/ivaneyev.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Апрель – июнь 2011 № 2 (59)

КЛЕРИКАЛИЗМ ШАГАЕТ ПО РОССИИ

НЕТ МИРА ПОД

РЕЛИГИОЗНЫМИ ОЛИВАМИ

Сергей Иванеев

 

Великий русский народ всегда слыл великодушным и дружественным по отношению к другим этносам, народам, нациям. Примеров тому огромное множество. Отношения, например, к северным, сибирским народностям, а равно к народам Средней Азии, Кавказа и Закавказья. Известно, что кавказцы с большим радушием принимали дружбу с русскими и почитали за честь иметь другом русского, называя его «кунаком». Больших успехов в укреплении этих славных интернациональных традиций добилась Советская власть. Уже первые государственно-правовые мероприятия были направлены на углубление и расширение дружбы народов Советской России, а затем СССР. Весь мир знает, что важнейшим фактором победы в Великой Отечественной войне были единство и сплочённость народов СССР. На фронтах Отечественной войны плечом к плечу сражались русские и татары, украинцы и якуты, белорусы и узбеки, казахи и евреи, чеченцы и туркмены… Звание «Герой Советского Союза» получили воины разных национальностей.

С развалом СССР многие позитивные достижения в психологии и образе жизни советских людей оказались утраченными, получение независимости бывшими советским республиками в значительной степени сплелось с националистическими и автаркическими пороками. Одним из следствий этого развала стала идеология узколобого местного национализма, экстремизма и терроризма. Советская власть эффективно препятствовала этим явлениям в основном культурно-просветительскими методами, повышением уровня социальной мотивации и участия в общем деле экономического и научно-технического прогресса. Вместе с тем существовали статьи уголовного права, преследовавшие за национализм. Сегодня же судебные инстанции находятся в затруднительном положении относительно наказания за националистический экстремизм. Особенностью нарушения принципов интернационализма и мировоззренческой толерантности является то, что они нередко облачаются в различные религиозные одеяния. К сожалению, и это факт, поднимает голову и русский великодержавный шовинизм. От него не отстают и другие формы шовинизма, рядящиеся в тогу ислама, иудаизма, буддизма… Эти явления стали настолько обыденными, что мы их либо не замечаем, либо относимся к ним с полным равнодушием.

Позволительно задать вопрос, как же сложилась такая ситуация в стране, занимавшей передовые позиции в гармонизации межнациональных отношений, в дружбе и солидарности между народами?

Сегодня этим благородным принципам остались верны подлинные интернационалисты, свободомыслящие, рационально мыслящие люди, гуманисты и неверующие, в том числе и атеисты. Но их голос теряется в массовом сознании, серьёзно инфицированном клерикальной пропагандой. Особое непочтение, к нашему общему стыду, испытывают атеисты. Сам атеизм как мировоззрение и форма свободомыслия изображается как некий аморализм и даже бесстыдство. Нынешнее падение нравов, коррупцию и захребетничество пытаются связать с неверием в бога. Но почему так оказалось, что сегодня пышный расцвет православия сопровождается взрывом преступности и глубоким падением нравов? Ведь в СССР в атмосфере всеобщего безразличия к религии такого широкомасштабного аморализма и уголовщины не было, а по логике клерикалов Советский Союз должен был бы быть обществом Содома и Гомморы? Да, это не было идеальное общество, но о такой искренности, открытости, скромности и простоте чувств, дружбе между людьми, об уважении к труду, учёным, учителям и инженерам, к людям культуры сегодня приходится только мечтать.

Сегодня почти невозможно найти в магазинах хорошей научно-популярной книги, атеистическая литература фактически находится под запретом. Издатели и продавцы охвачены самоцензурой, боятся окрика РПЦ или обвинений в атеизме. Зато идёт вал церковных книг, брошюр. Горько смотреть, как книжные киоски завалены тремя-четырьмя типами литературы: церковной, «паранормальной», порнографической и детективной. Показательное соседство! Это ли не отравленный «винегрет» для умов россиян, живущих в начале XXI в.?! Людям всё труднее получить доступ к атеистической информации, всё труднее знать, что такое рационализм, научное мировоззрение, критическое и рациональное мышление.

Печальным следствием межэтнических распрей стали недавние события в Киргизии. После развала СССР среднеазиатские республики пустили проблему интернационального, толерантного воспитания на самотёк. И негативные последствия не заставили себя ждать. Неприязнь между киргизами и узбеками вылилась в откровенные военные события. Пострадали тысячи людей, потеряны огромные материальные ценности. Отток беженцев из Киргизии составил более 400 тыс. человек. В зоне взрыва этих националистических страстей оказалось и русское население. До поры до времени оно не испытывало националистического прессинга. Теперь радикальные националисты открыто стали называть русских «кафирами» (неверные, неверующие – ред.), всячески притеснять их и принуждать убираться «с нашей жирной киргизской земли». Эти факты говорят о том, что национализм в союзе с клерикализмом поднимает голову и в этой стране.

Далеко не простая ситуация в Ингушетии. Кажутся несколько странными призывы лидера этой республики Юнус-Бек Евкурова к возвращению русских в республику. Несомненно, что намерения уважаемого президента благие, но вот только насколько они реалистичны. Ведь в своё время русское население достаточно испытало откровенного притеснения и унижения со стороны мусульманских ортодоксов. Последние делали всё, чтобы вышвырнуть из республики «русских кафиров». Вышвырнули. Но теперь спохватились и вспомнили, что русские сделали много ценного для ингушского народа – и в экономике, и в культуре, и для прогресса Ингушетии в целом.

Заявление президента Евкурова о том, что они в Ингушетии создадут активный центр ислама, серьёзно настораживает (см. «Автоматы должны молчать» // Завтра, № 25 (866) от 23 июня 2010 г.). Эти планы особенно тревожат русских. Они достаточно хлебнули унижений от истовых мусульман и едва ли захотят повторить свой печальный опыт. Тем более что в соседней Чечне Рамзан Кадыров утверждает, что «человек если не верит – это опасный человек», а «враг ислама», по его словам, тождествен «врагу народа» 1.

Что бы ни говорили лидеры Ингушетии и мусульманские пропагандисты о миролюбии ислама, за этими словесами нет никакой гарантии того, что активизация ислама позволит сохранить тот уровень интернационализма и толерантности, какой ещё есть в кавказском регионе. История полна фактов того, что, если активизируется какая-то религиозная конфессия, то жди конфликта. Он может вспыхнуть либо на почве абсолютизации «своей» религии, либо как протест против дискриминации по религиозному или мировоззренческому принципу, а то и в виде откровенной борьбы против «чужой» религии. Но в атмосфере современной России в любом случае это будет сопровождаться нападками на свободомыслие и атеизм, столь ненавистные всем традиционным религиям.

Никогда не было и не может быть мира под оливами любых религий, а если он есть, то это мир забитости, смирения покорных, мир духовной неволи.


http://archive.carnegie.ru/ru/pubs/briefings/Briefing%20Malashenko%203%202007%20Rus.pdf

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика