Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2011, № 3 (60) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Июль – сентябрь 2011 № 3 (60)
КОЛОНКА РЕДАКТОРА
«Нужно разрушить |
В 1915 г. известный русский публицист Василий Розанов в книге «Опавшие листья» писал:
«Нужно разрушить политику… Нужно создать аполитичность. “Бог больше не хочет политики, залившей землю кровью”… обманом, жестокостью. [Писалось в годы Первой мировой войны, в которой техника впервые сделала её войной массового уничтожения противника.]
Как это сделать? Нет, как возможно это сделать?
Перепутать все политические идеи… Сделать “красное – желтым”, “белое – зелёным”, – “разбить все яйца и сделать яичницу”…
Погасить политическое пылание через то, чтобы вдруг “никто ничего не понимал”, видя всё “запутанным” и “смешавшимся”…
<…>
Меня пробрал прямо ужас ввиду всеобщих культурно-разрушительных тенденций нашего времени… “Всё бы – нивелировать… Одна – пустыня”… Кому? Зачем??
А вот “нам”, “политикам”… <…>
<…>
Но мне, ну вот, именно, мне (каприз истории), до последней степени тошно от этих речей…
<…>
“Хорошо, хорошо”, – слушаю я.
Теперь дайте же я полью серною кислотою в самый стержень, на коем «вертится» туда и сюда «политическая дверь»; капну кислотою в самую «серёдочку», в самую «душку» их… Что такое? В – политическое убеждение (то же, что «догмат» в христианстве). <…>
– Господа, – можно иметь все убеждения, принадлежать ко всем партиям… притом совершенно искренне! чистосердечно!! до истерики!!! В то же время не принадлежа и ни к одной и тоже “до истерики”.
<…>
Ведь все партии “доказывают друг другу”… Но чего же мне (и “нам”) доказывать, когда “мы совершенно согласны”…
Согласны с тоном и “правых”, и “левых”… с “пафосом” их, и – согласны совершенно патетически.
Явно, что когда лично и персонально все партии сольются “в одной душе”, – не для чего им и быть как партиям, в противолежании и в споре… Партии исчезнут. А когда исчезнет их сумма – исчезнет и политика, как спор, вражда.
Конечно, останется “управление”, останется “ход дел”, – но лишь в эмпиризме своём: “вот – факт”, “потому что он – нужен”… Без всяких переходов в теорию и общую страсть.
“Нет-с, позвольте, – я принципиально этого не хочу”… Вот
<…>
<…> Что же скрывать? Политики давно “оказывают покровительство” религии, позволяют поэтам петь себе “достойные стихосложения”, “гладят по головке” философов, почти со словами – “ты существо хотя и сумасшедшее, но мирное”. Вековые отношения… У “политиков” лица толстые, лоснятся… (почти все члены
Но “переспорить” всех политиков решительно невозможно – такая порода.
Нужно со всеми ими – согласиться!
Тогда их упругие ноги (лошадиные) подкосятся; они упадут на колени, как скакун с невозможностью никуда бежать, с бесцельностью бежать. “Ты меня победил и, так сказать, пробежал все пространства, не выходя из ворот”. Тогда он упадёт» 1.
Приведя эту длинную цитату, я чувствую, что без «лирических отступлений» не обойтись. Дело в том, что, будучи по своей профессии историком философии, точнее, русской философии, я, естественно, прочитал много книг, в том числе и книг Василия Розанова. И я не только читал книжки, но и свои писал. Когда ещё в советское время я писал о Розанове – откровенном, но и умном консерваторе, отчасти эротомане и религиозном мистике, анархисте и монархисте, – то мне запомнилась эта цитата, и я даже привёл её в своей книге как пример полного абсурда, цинизма и беспорядка в голове у человека 2. Прошли годы, и, уже в XXI веке, она, эта странная, такая переливчатая и противоречивая розановская мысль, всё чаще стала всплывать в моём сознании. То, что расценивалось как агония «самодержавно-империалистического» сознания, стало приобретать новые смыслы. Стали напрашиваться аналогии. Захотелось проанализировать эту розановскую мысль в свете современной политической атмосферы, Тем более, как кажется, мы вступаем, точнее нас потихоньку втаскивают в очередной «электоральный цикл».
Правящий политический класс погасил нашу возможность и право на статус гражданина России. Опередив нас, идеологи первыми «полили серной кислотой» то место нашего мировоззрения, на котором должны были возникнуть наша собственная свободная и ответственная политическая культура и политическое сознание. |
Главное, что бросается в глаза в постсоветской России – это полная нестыковка политического сознания россиян и политического сознания политиков. У первых – анестезия, точнее вакуум политической культуры и опыта (да и откуда ему взяться, а что было – успели отравить), у вторых – хитрость и расчёт, полные шизофрении, раздвоения сознания: они достаточно умны, чтобы понимать политическую «девственность» электората и потому особенно циничны по отношению к нему (ему можно врать и обманывать, сколько хочешь). Но в то же время они относят этот цинизм и лицемерие на счёт своей политической «культуры» и опыта, даже мудрости. Ситуация трагикомическая. В ней неизбежно, как и показала новейшая история России, должны были победить циники, прагматики, хваткие и напористые люди, словом, «крутые». Все остальные из общественно активных, обнаружив себя как безнадёжных идеалистов или просто порядочных людей, быстро отслоились или их отслоили (некоторых – отстреляли). Обременённые властолюбием, честолюбием, а потом и грузом большого или небольшого богатства, заражённые всплеском жадности «верхов», а то и просто бандитов, политические «элиты» стали быстро приспосабливаться и мельчать морально и интеллектуально. К тому же из подсознания не преминул выскочить большевистский синдром: всё или ничего, компромисс – это только способ усыпить бдительность врага и т. п. (Какую партию не создавай, все равно получится КПСС, как бы с юмором сказал В. Черномырдин.)
После думской избирательной кампании 2003 г. я пришёл к довольно грустному выводу (надежды и иллюзии умирают последними): какая бы партия ни победила – всё равно получилось бы «Единая Россия». Мы получили то, чего заслуживали. Политические и психологические стереотипы и качество человеческого материала оказались решающими. А люди – и их было много, – которые в годы перестройки и начала
Уже в это время начались «зачистки» политического поля. Слово пришло с чеченской войны. И пригодилось. Но корни его глубже: старшие поколения помнят слово «чистки», когда ряды большевиков «очищали» от всяких «троцкистов», «классово-чуждых» элементов, а потом просто от «врагов народа».
Но при чём же здесь Розанов с его призывом разбить все «политические яйца»? По разным основаниям.
Ну а где же настоящая политическая яичница, где же это идеологическое блюдо в виде большой пиццы, в которой можно найти всё, что угодно для глаза и желудка? Никогда не догадаетесь! Оно, это блюдо, эта идеология переместилась в основном в телеящик, и являет себя в виде: ток шоу – от квазиполитических до откровенно кухонных и похабных 3, телесериалов, на которые «подсаживают» в основном пенсионеров и людей, уже ничего не желающих и не могущих знать в этой непонятной для них жизни. Далее, это «боевики», как наши, бандитские, так и зарубежные, «суперменские». Что ещё? Да, конечно же, экстрасенсы, целители, «чудеса» и прочая шелуха, так щекочущая наше примитивизированное воображение и фантазии. Уже этого вполне достаточно, чтобы в голове была такая яичница, что понять её вкус, разглядеть в ней что-нибудь определённое невозможно. В качестве «приложения» к этому блюду хорошо идут спортивные передачи, сообщения о катастрофах и всякого рода бедах человеческих.
Быть может я из человека скептического стал человеком подозрительным, но мне всё больше кажется, что это и есть самая настоящая идеология. Она и вправду необычна. В ней нет ничего напрямую политического, но политический и психологический её эффект очевиден: она делает человека тупым, зависимым от примитивных удовольствий, пугливым, склонным распускать слюни от одного только вида старой или новой «звезды», недоверчивым и агрессивным, при случае жестоким (иначе зачем бы нас вот уже второе десятилетие кормить бандитскими телефильмами?). Она делает человека равнодушным, аполитичным. Говорят, что уже появился особого вида избиратель, его называют человеком с пивным брюшком. Хорошо его себе представляю: несколько упаковок пива и телевизор. Что ещё нужно «простому человеку»?!
Но об одном особенно экзотическом качестве эпохи новой неидеологической идеологии в России стоит поговорить отдельно. Это качество ей придаёт идеолог. Роль личности в истории у нас никто не отрицает, хотя так по казенному вопрос в народе не формулируется. Вот был у нас Ленин. Большой был идеолог. Он называл себя марксистом, прямо и фанатично связывал себя с пролетарским социализмом и коммунизмом. Его эта пролетарская партийность загнала в догмы теории, и он шёл с открытым забралом, наперевес с марксистской идеологией буквально на всех: на буржуазию и помещиков, на мелкую буржуазию, на всяких там меньшевиков, на кулаков и попов, на контрреволюционеров, фракционеров и отщепенцев… Хотя и треснул у вождя – перед тем, как ему впасть в маразм, – этот идеологический догматизм (я имею в виду его идею НЭПа.)
А кто теперь у нас главный идеолог? Гадать можно, наверняка сказать трудно. И это адекватно самой идеологии. Она мутна, непрозрачна. Идеолог тоже
Нет ответа, и не будет. Смотрите в ящик!
Но все-таки, кто же у нас главный идеолог? Говорят, Сурков. А до выселения из Кремля на Павловского пальцем показывали. Согласно закону разбития политических яиц, его и не должно быть, или он должен быть засекречен. Быть может, он или они и есть. Но за занавесочкой. Такова технология изготовления всенародной яичной идеологии (хотя «сурковую массу» легко разглядеть в этой политической бурде). Про «зановесочку» это я, конечно, из страха сказал. Какая уж там зановесочка? Хорошо охраняемые территории ФСБ и других спец- и силовых структур – вот что скрывает идеологию. Там те, кто определяют её методы, технологию, психологию и рецептуру.
Путин. Какая, оказалась, символическая, ёмкая фамилия! То ли путь, то ли распутье, то ли распутинщина, то ли всё вместе и сразу… Он, как
Он, разведчик, простите, «национальный лидер» просто обязан быть подозрительным. И если уж бороться за стабильность, то за кладбищенскую: все молчат и молчание – знак согласия. И всё равно, чтобы всё было покрыто тайной, как сама смерть. А вокруг погоста – международный терроризм и экстремизм. Тоже довольно туманная страна, кого там только нет, разве только «синих ведёрок»? Туман – единственно естественная среда для чекиста. Вот его и напустили, вот и сбились мы с пути. Вместо пути, оказалась беспутица. Поэтому Россию, с одной стороны, обнажили до безобразия (такого грязного информационного пространства как у нас нет нигде в мире), с другой – всё профессионально покрыто мраком. Мраком стала и идеология. Постмодернисты всех стран отдыхают.
Вот и этот тандем – разве не захватывающий детектив, с одной стороны, до примитива простой, с другой – небывалый по интриге и загадочности? А что особенно приятно, это забыть о
Но всё-таки самой гениальной инновацией стало изобретение неидеологической идеологии, загадочно, прямо
Непонятную Россию вылепливают
То, о чём мечтал Василий Розанов, думая, что мы, люди, можем погасить «политическое пылание» думских лошадей и победим их ложь и цинизм, «соглашаясь» со всеми сразу и находясь при этом в своём уме, сбылось с точностью до наоборот. Правящий политический класс погасил нашу возможность и право на статус гражданина России. Опередив нас, идеологи первыми «полили серной кислотой» то место нашего мировоззрения, на котором должны были возникнуть наша собственная свободная и ответственная политическая культура и политическое сознание. И растекается в этом месте, ширится, пузырится и пахнет всеми запахами помойки большая российская политическая яичница, одновременно маразматически примитивная и дьявольски изощрённая.
1 http://lib.rus.ec/b/177988/read
2 Кувакин В. А. Религиозная философия в России. М.: Мысль, 1980.
3 Одно время всех заставляли смеяться по выходным. Ну, просто задушили «аншлагами». А теперь даже «стахановца» Задорного и то реже стали показывать. Конечно, «политтехнологи» в СМИ обязаны разнообразить «идеологию большой яичницы»: то «комеди клаб», то