Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2011, № 3 (60) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Июль – сентябрь 2011 № 3 (60)
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Артём Сафрончук – Артём Сафрончук – персона грата персона грата Радио России Радио России |
|
В передаче Радио России из цикла «Персона грата» 11.07.2011 принял участие президент Фонда «Здравомыслие» 1 Артём Сафрончук. |
Ушканов. В середине июня 2011 г. появилось сообщение, что ваш Фонд
Сафрончук. Мы начинали как инициативная группа. И, начиная с
У. Вы считаете, что право человека не верить в Бога надо защищать?
С. Я считаю, что надо не только защищать это право, но и говорить, что вера в Бога не делает человека лучше или хуже того, кто не верит. Это один из вопросов. И второй – это, конечно же, свобода совести, т. е. никто не может быть обязан верить или не верить, никто не может быть принуждён к тому, чтобы зафиксировать для себя эту точку зрения.
У. А у нас разве
С. Мы исходим из того, что те преференции, которые мы сейчас наблюдаем в отношении РПЦ, свидетельствуют о том, что эта светскость несколько утрачивается. А утрата светскости, естественно, может привести и приводит к тем случаям, когда есть необходимость зафиксировать для себя, с какой ты стороны, относишься ли ты
У. Например, какие?
С. Например, то, что называется религиозным обучением в общедоступных общеобразовательных государственных школах. Многими исследователями признано, что те учебники, которые поступают в школу в рамках предмета Основы православной культуры, – это фактически катехизис. А раз так, то не надо обманывать, что это основы православной культуры, а говорить прямо, что это катехизис. Это противоречит законам о свободе совести и об образовании, согласно которым государство обязано обеспечить светское образование. И второй пример – то, что связано с капелланами в армии, что противоречит закону о статусе военнослужащего. Т. е. здесь есть элемент определённой манипуляции с законодательством. Может быть, нет прямого нарушения, но мы видим, что нарушается дух и буква Конституции относительно светскости нашего государства. Парад преференций и эти инициативы свидетельствуют о том, что государство перестаёт быть светским и обращается по большому счёту в сторону одной религиозной конфессии, что в многонациональной и многоконфессиональной стране в принципе очень трагично. Это может привести к крайне печальным последствиям, поскольку мы получим один зелёный свет для
У. Оппоненты скажут вам, что не надо противодействовать продвижению религиозных идей, потому что они заполняют тот идейный вакуум, который существует сегодня в обществе. А ведь он существует.
С. Не спорю, существует. Но такая практика в нашей стране уже была. До 1917 г. у нас было православие на государственном уровне, и мы знаем, с какими печальными последствиями это закончилось. Потом в течение 70 лет у нас была другая идеология тоже на государственном уровне, одна-единственная. И тоже закончилось плохо. Из этого можно сделать стойкий вывод, что любая центральная идеология, которая насаждается сверху как единственно возможная, всегда приводит к печальным последствиям. Тот вакуум, который есть, должен заполняться очень аккуратно. Если он опять будет заполнен
У. Я подойду с другой стороны. Ведь светскость не мешает нашим гражданам поклоняться, например, золотому тельцу. А чем это поклонение лучше, чем исповедование христианских ценностей?
С. Поклонение золотому тельцу – это же не
У. В названии вашего Фонда есть слово региональное. Вы собираетесь в перспективе расширить сферу своей деятельности и распространяться в другие регионы России?
С. Да, мы будем делать это обязательно. И это связано не с нашим желанием роста или амбициями, а с реализацией закона о передаче религиозной собственности. Согласно этому закону для преодоления возникающих конфликтов должны быть созданы комиссии в каждом регионе. В Москве она уже создана, и Фонд планирует принять в ней участие (если, конечно, позволят). Мы с удовольствием сделали бы это, поскольку являемся нейтральной, незаинтересованной силой. Никакого конфликта интересов у нас здесь нет. И в таких комиссиях предусмотрено участие общественных организаций. Мы более-менее подходим. Получится или нет, сказать пока не могу. И вот в связи с этой логикой мы призываем подключаться к нам людей в регионах, которые уже сейчас сталкиваются с нарушениями в данной сфере. Такие регионы отмечены на нашей карте «Клерикальная Россия». Там нанесены горячие точки имущественных конфликтов между религиозными объединениями и светскими учреждениями.
У. Т. е. там, где церковь хочет вернуть себе
С. Проблема в том, что она, как правило, не стремится вернуть себе какой-нибудь полуразрушенный храм XVII века в селе, чтобы его отреставрировать и те 10 человек, которые там живут, могли его посещать. Речь идёт о совершенно других учреждениях, которые выселяются без всякого контроля со стороны общественности. И они могут быть выселены просто на улицу. Один из самых вызывающих случаев – то, что происходит на Валааме, где собственность передана монастырю вместе с жилыми квартирами. Люди должны оставаться там и быть лишенными медицины, транспорта и других социальных институтов, поскольку там их нет. Государство устранилось. Когда говорят, что восстанавливают историческую справедливость, то почему она восстанавливается до такого уровня, что имущество передается вместе с крепостными? Это просто абсурд
У. И без учёта интересов мирян.
С. В
У. А кто им должен компенсировать потерю жилья?
С. Государство, это зафиксировано в законе. Более того, частная собственность не подлежит передаче, т. е. в данном случае явно нарушается закон. Об этом много говорят журналисты, но молчит государственная исполнительная структура. И Валаам не единственный пример, их много. К сожалению, всюду фигурирует исключительно РПЦ. Её иерархи договариваются с чиновниками и осуществляют свою деятельность без согласования с местными жителями.
У. У вас есть опыт прямого диалога с оппонентами?
С. Такого опыта у нас пока нет. Мы не стремимся к дискуссиям с ними о том, что мы атеисты, а они верующие. Не эта тема для нас важна. Для нас важна только светскость, вопрос – в балансе сил. Мы готовы к этому диалогу, и мы хотели бы
У. Кажется, в случае такого прямого диалога у ваших оппонентов найдётся гораздо больший набор аргументов. Вы им будете говорить про Конституцию и баланс сил, а они – про многовековую российскую историю, наш особый путь, нашу ментальность, русский характер и проч. И вам будет очень сложно.
С. Я отчасти согласен с этим, но есть важное замечание. Мы оперируем в правовом гражданском обществе. Историческая роль религиозных объединений – это одно обстоятельство, но мы живём в современной реальности. Любое религиозное объединение – это, прежде всего, юридическое лицо, которое оперирует на религиозном рынке и должно работать в рамках закона, который регулирует их деятельность. То, как религиозные объединения видят себя в контексте взаимоотношений с государством и верующими – это их дело. Мы говорим о том, что мы все, включая религиозные объединения, равны перед законом, есть Конституция, есть светскость и законы для этих объединений. И крайне трагично, когда они начинают думать, что они чуть выше этих законов. Это никакого согласия в обществе не принесёт.
У. Скажите, проблемы, которые мы обсуждаем, существуют только в России, или клерикализации не избежали и другие развитые страны?
С. В Европе тоже усиливаются тенденции клерикального характера. Христианство там постепенно утрачивает позиции, но наращивают свою роль другие религии, в основном ислам. В связи с этим христианство старается сохранять и усиливать свою роль. Тут, безусловно, нужен баланс. Неприемлемо, чтобы с властью сращивались исламские организации. Роль христианства связана в основном с социальными проявлениями в жизни человека: ситуации, связанные с абортами, с образованием. Всему этому пытаются дать религиозную оценку.
У. А у них есть
С. Я думаю, мы не должны ориентироваться на то, как это решается в рамках культуры, которая распространена в Европе, поскольку мы, хотя и относимся к христианской культуре в глобальном смысле, но у нас есть определённая исторически сложившаяся ситуация. Россия – очень молодая демократия, ей всего 20 лет. Это пик максимализма, когда легко пытаться искать
У. А в нашей стране кто может поддержать ваши идеи, ваш Фонд? Вы же должны за счёт
С. Мы не позиционируем себя как атеисты. Это было бы неправильно делать, потому что нас поддерживает очень большое количество верующих. Атеизм, как и вера, – тоже личное дело. Они, безусловно, отличаются друг от друга, но не могут быть навязаны
У. А теперь блиц-опрос. Вы крещёный?
С. Нет.
У. Когда Вы последний раз заходили в церковь, например, просто потому, что она красивая?
С. Достаточно давно. Я заходил в Храм Христа Спасителя потому, что шёл дождь.
У. Во что Вы верите, на что опираетесь?
С. Я опираюсь на то, что своё будущее связываю с Россией, и мне важно жить в гражданском обществе.
http://humanism.su/ru/articles.phtml?num=000978
1 О делах Фонда см.:
http://humanism.su/ru/articles.phtml?num=000904
http://humanism.su/ru/articles.phtml?num=000913
http://humanism.su/ru/articles.phtml?num=000918
http://humanism.su/ru/articles.phtml?num=000957