ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Октябрь 2011 № 4 (61) – март 2012 № 1 (62)
ЭТИКУ – В ШКОЛУ!
М. В. Костромина, |
|
Актуальность |
В последнее время вопрос о нравственности молодёжи стоит особенно остро. Стала уже привычной картина: бабушка заходит в вагон, как по команде юноши тотчас же «засыпают». Или тоже вполне привычная ситуация: молодой человек, заходя в магазин, практически сшибает дверью девушку вместо того, чтобы пропустить её вперед и придержать дверь. Если же говорить о более серьёзных нравственных проблемах, то приходится признать, что для некоторой части молодёжи праздник 9 Мая стал просто «очередным поводом выпить». И уж совсем серьёзным показателем нравственного неблагополучия в стране является создание и деятельность фашистских или ультранационалистических молодёжных группировок и организаций.
Безусловно, такое поведение не может не вызывать протеста старших поколений, которые практически мало что могут сделать для изменения ситуации и эффективно повлиять на подрастающее поколение.
Именно поэтому школа – один из первых социальных институтов в жизни каждого человека – должна ввести в свою учебную программу такой предмет, как «Нравственность». Ведь научить человека правописанию и математике и не научить его быть порядочным человеком, личностью – поистине моральное преступление.
Программа нравственного образования, разработанная в лаборатории нравственного образования РАО, предназначена для детей с первого по одиннадцатый классы и учитывает возрастные особенности каждой учебной группы, то она даёт прекрасную возможность заложить фундамент, на который будет опираться надёжный нравственный дом личности, её моральное сознание и самосознание, её нравственная мотивация. Если с первого класса ребёнку предлагать информацию нравственного содержания и методы её освоения, то в дальнейшем, он будет более сенситивен и открыт для дальнейшего восприятия такой информации, полезной и нужной человеку на протяжении всей его жизни. Опыт проектирования ситуаций сотрудничества и анализа нравственных отношений, полученный в школе, в дальнейшем поможет ребёнку «не упасть в грязь лицом» в разных жизненных ситуациях – от собеседования при приёме на работу или в институт до создания здоровой и счастливой семьи.
В качестве конкретного примера приведу своего младшего брата, ученика
Сначала, когда у них в школе ввели такой предмет как нравственное обучение, мой брат приходил домой и откровенно посмеивался как над предметом, так и над самой идеей в частности. Так продолжалось месяца два. А затем он действительно
Сейчас мой брат стал намного серьёзнее, считает своим долгом помогать мне и матери. В школе учителя начали отмечать такие его качества как идейность, сознательность, инициативность, настойчивость и упорство в достижении своих целей. Нельзя не отметить, что нравственное обучение помогло брату
Иногда я задумываюсь: а если бы в их школе так и не было предмета «Нравственное обучение», всё было бы так же? Сомневаюсь. Но я знаю, что у моего брата в школе есть такой предмет, и что он его изменил, и что он сделался настоящим человеком!
Подводя итог, хотелось бы сказать, что было бы разумно ввести нравственное образование во все школы России, ведь каждому человеку нужно дать шанс стать хоть немного этически грамотнее, а возможно и кардинально изменить свою жизнь к лучшему.