ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Октябрь 2011 № 4 (61) – март 2012 № 1 (62)
ЭТИКУ – В ШКОЛУ!
Н. Ю. Симонова, |
|
Обучение практическим
Обучение практическим
Обучение практическим |
Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, т. е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признаётся не актуальным. Современные стандарты образования прямо указывают на это: «Начало XXI века требует от образованных людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, способность решать многочисленные задачи производственного и гражданского поведения». Это значит, что ближайшее будущее от каждого сегодняшнего ученика потребует самостоятельного мышления, умения разбираться в ситуации, находить рациональное решение практических вопросов.
Цель организации групповой работы, требующей практических форм знания, – создать условия для развития коммуникативной компетентности и рефлексивного мышления младших школьников средствами обучения.
Для этого необходимо организовать такой практический процесс, как учебное сотрудничество.
Можно выделить три формы сотрудничества:
• учебное сотрудничество со взрослым;
• учебное сотрудничество со сверстниками;
• встреча (множество встреч) ребёнка с самим собой.
Я хочу остановиться на организации учебного сотрудничества со сверстниками. Организацию этой работы начинаю с первого школьного дня. Ритуалы, этикет совместной работы, элементарные навыки взаимодействия осваиваются сначала на внеучебном материале, чтобы не приходилось учить одновременно двум сложнейшим вещам: и навыкам работы с учебным материалом, и навыкам сотрудничества. Как сесть за партой, чтобы удобнее было общаться с соседом, как с ним разговаривать (шепотом, доброжелательно); правила совместного обсуждения – все эти мелочи обсуждаются и апробируются на каждом уроке. Обязательно даю образец сотрудничества, акцентируя тот или иной момент взаимодействия. Внимательно наблюдаю за работой детских групп и выделяю наиболее удачные и наиболее конфликтные способы построения взаимодействия. Далее прошу детей, работавших наиболее слаженно, продемонстрировать свой стиль работы классу. Остальные дети должны рассказать, что им понравилось в работе группы. Мои комментарии помогают детям выделить наиболее продуктивные особенности того или иного стиля групповой работы.
В процессе ведения групповой работы выделяю следующие элементы:
- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
- планирование работы в группе;
- индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;
- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения,уточнения);
- сообщение о результатах работы группы;
- общий вывод о работе группы в достижении поставленной задачи.
Я выделила два внешне наблюдаемых критерия, по которым можно непосредственно судить о слаженности работы группы:
На первых порах высокая продуктивность не должна быть ведущим критерием оценки групповой работы. В остро дискуссионных группах дети могут «застрять» на одном задании, но обсудить его глубоко и всесторонне. В первую очередь хвалю группы за безошибочную и дружную работу. При такой организации учебного сотрудничества, «недружная» работа наблюдается лишь на первых этапах, когда навыки сотрудничества только начинают складываться. Но в течение двух-трёх месяцев работа групп поднимается до уровня подлинного согласованного взаимодействия.
Результаты учебного сотрудничества со сверстниками:
1. Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идёт активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.
2. Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию.
3. Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, формируется чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал обучающихся.
4. Прочнее усваиваются знания. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение применять его на практике. В целом же формируется образовательная компетенция на основе коммуникации: «ученик – учитель», «ученик – сверстники», «ученик (“Я был”) – ученик (“Я есть”)».
5. При подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого школьника. Ребёнку не даётся не усвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдения и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления – контролировать.