Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Специальный выпуск 2012 № 2 (63)
ВЕК XXI: К НОВОМУ ГУМАНИЗМУ
От редакции. 23 – 24 января 2012 г. в Российском центре науки и культуры во Франции и в штаб-квартире ЮНЕСКО проходила международная конференция на тему «Век XXI: К Новому Гуманизму». В конференции от РГО участвовали: проф. В. Кувакин, проф. В. Разин, к. ф. н. Ю. Сенчихина, Я. Головин. На конференции выступили руководитель Федерального агентства «Россотрудничество» Ф. М. Мухаметшин, Семинар открыл зам. генерального директора ЮНЕСКО Ханс Д’Орвиль, который зачитал приветствие Ирины Боковой и выступил с кратким приветствием к участникам семинара. На следующий день заседание продолжалось в штаб-квартире ЮНЕСКО в форме круглого стола. Кроме отмеченных выступили зам. директора Института науки и человеческих ценностей Тони ван Пелт (помощник П. Куртца), руководитель движения «Афроамериканцы за гуманизм» Норманн Аллен, высшие чиновники ЮНЕСКО. Ниже мы публикуем выступления участников международной конференции. |
НЕОГУМАНИЗМ – НЕОГУМАНИЗМ – НЕОГУМАНИЗМ – планетарное мировоззрение современности |
Я рад быть здесь с вами в Париже по случаю международного семинара, проводимого Российским центром науки и культуры в Париже и ЮНЕСКО, встречи, организованной российским Федеральным агентством «Россотрудничество» и Российским гуманистическим обществом. Я приехал сюда из США вместе с моими коллегами из Института науки и человеческих ценностей, Норманном Аллен и Тони Ван Пелт. Как следует из названия нашего института, основателем и директором которого я являюсь, мы рассматриваем вопрос о человеческих ценностях и особенно об их статусе и роли в мире современности, которую я называю постпостмодернистской.
То, что особенно занимает меня – это довольно уникальная черта гуманизма наших дней и воплощение его первого принципа: мы – citoyen du monde – то есть граждане мирового сообщества, члены рода человеческого независимо от пола, национальной, расовой или религиозной принадлежности, которые столь глубоко разделяли людей в прошлом. Прежде всего, мы – планетарные существа, жители Земли и только потом мы американцы или русские, китайцы или африканцы, люди прошлого или сегодняшнего дня. Но мы не замкнуты в границах нашей планеты или солнечной системы, мы открываем галактическое пространство. Наша подлинная идентичность универсальна, мы не сводимся к определениям прошлых измов: христиане, евреи, мусульмане, неверующие или верующие… Скорее всего мы определяемся нашей человечностью, обладание которой предписывает нам разделять общий набор обязательств по отношению к планетарному сообществу, – именно ввиду того, что каждый из нас есть его неотъемлемая часть. Наша человечность (она человеческая и как таковая не мужская и не женская) и есть то, что составляет нашу сущностную характеристику. Человечность заключает в себе возможность реализовать высокие потенциалы, которыми обладаем не только мы, но и все мужчины и женщины прошлого, настоящего и будущего.
На этой встрече мы обсуждаем вопрос о будущем гуманизма. В ходе ведущейся на Западе дискуссии о так называемом «новом атеизме», обнаруживается, что в этом интеллектуальном течении много отрицания, в нём нередко полностью игнорируется позитивная сторона мировоззрения неверующих. Религиозные оппоненты назвали клеветой на религию определение её «новыми атеистами» как посягательство на мораль и вмешательство в общественную жизнь. Вместе с тем они спрашивают, а что может предложить светский гуманизм? На этот вопрос я ответил термином
Позвольте мне предположить, что термин «неогуманизм» наилучшим образом отражает нашу новую позицию, цель которой быть инклюзивной и способной дать обоснованный ответ на критику неверующих.
Во-первых, неогуманисты скептически относятся к традиционному теизму. Среди них могут быть не только атеисты, но и агностики или даже свободомыслящие члены той или иной церкви или общины. Они считают, что традиционное представление о Боге иллюзорно. Они не считают богодухновенными такие тексты, как Библия, Коран или Книга Мормонов. Их скептицизм относительно древних верований опирается на научную и философскую критику аргументов в пользу существования Бога и на новейшие исследования источников «священных текстов». Они также критикуют провозглашаемые в этих древних текстах моральные абсолюты, рассматривая их как продукт архаичных цивилизаций. Но знание этих текстов необходимо, поскольку некоторые содержащиеся в них моральные нормы заслуживают высокой оценки и помогают понять наше культурное наследие.
Тем не менее, новые гуманисты рассматривают концентрацию традиционных религий на вопросах спасения и загробном мире как отказ от необходимости улучшать жизнь людей здесь и теперь. Они последовательно защищают принцип отделения церкви от государства и школы, считают свободу совести и право на инакомыслие жизненно важными ценностями. Они выражают сожаление в связи с тем, что в традиционных религиях защищается зависимое от мужчины положение женщины, репрессии в отношении сексуальности, отстаиваются идеи теократии и отрицаются многие демократические права человека.
Во-вторых, очевидно, что неогуманисты рассматривают науку и разум как наиболее надёжный путь к знаниям, и они стремятся распространять методы науки на все области человеческой деятельности. Они считают, что в своей жизни мы должны руководствоваться рефлективным сознанием и принципами критического мышления. Неогуманисты ценят искусство и литературу столь же высоко, как и науки, черпая из них вдохновение и мудрость. Однако когда речь идёт о выяснении достоверности утверждений, претендующих на истину, то они предпочитают опираться на научные методы исследования, а не на поэтические метафоры или интуиции.
В-третьих, неогуманисты твёрдо привержены определённой системе гуманистических ценностей и принципов, в том числе гражданским добродетелям демократии и терпимости к различным образам жизни. Они высоко ценят свободу личности и всячески приветствуют творчество человека, осуществление им своих идеалов. Они горячо ратуют за счастье и благополучие людей, придавая особое значение ценностям открытого плюралистического общества, праву на личную жизнь и самостоятельность, на достоинство каждого человека. В неменьшей степени неогуманисты озабочены вопросами социальной справедливости и общего блага, охраны окружающей среды и планетарной этики. Они настаивают на том, что люди несут ответственность за свою собственную судьбу и что им нужно опираться на разум и добрую волю при решении своих проблем. Там, где это возможно, неогуманисты ищут разумный компромисс и стремятся снять противоречия с помощью науки, разума и гуманистических ценностей.
Неогуманизм отвергает теизм и утверждает светское мировоззрение. Это широкий взгляд на мир, он способен включить в себя атеизм, агностицизм и гуманистические этические ценности. Это достаточно большое пространство. В нём есть место как нерелигиозным гуманистам, так и тем, кто считают, что гуманизм может иметь функции религии в той мере, в какой в нём провозглашаются и воспеваются человеческие идеалы и ценности. Неогуманисты не верят в Бога, но они хотят оставаться моральными существами. Эта моральная составляющая здесь преобладает, поэтому неогуманистам так важно сосредоточиться на улучшении условий существовании людей в посюстороннем мире, а не на борьбе с иллюзиями сверхъестественного. Соответственно, центральный вопрос состоит в том, может ли новая форма планетарного гуманизма быть развита до такой степени, что поможет, наконец, людям освободиться от ограничений, налагаемых на них древними страхами и моральной скованностью, может ли новый гуманизма помочь людям воплотить в жизнь их исконные чаяния, – если не на все времена, то по крайней мере на обозримое будущее?
1 Проект Манифеста был подготовлен П. Куртцем. Этот документ был опубликован на русском языке в журнале «Здравый смысл», № 4 (57), 2010. См. также http://www.humanism.ru/neohumanism.htm