Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2012, № 2 (63)
Сайт «Разум или вера?», 05.12.2012, http://razumru.ru/humanism/journal2/63/kuv_sen.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Специальный выпуск 2012 № 2 (63)

ОБ ЭТОМ ГОВОРЯТ

ИДЕЯ ГУМАНИЗМА:

ИДЕЯ ГУМАНИЗМА:

ИДЕЯ ГУМАНИЗМА:

ОБЗОР ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ТОЧЕК ЗРЕНИЯ

В интернет-рассылке членов Российского гуманистического общества (http://groups.google.com/group/civilhumanism?hl=ru) возник вопрос о сути «нового гуманизма». Её участникам было предложено высказать своё мнение о гуманизме и дать ему определение. Предложение было поддержано, и мы получили много откликов и различных дефиниций гуманизма. В результате возникла возможность систематизировать их и опубликовать в ЗС весь спектр высказанных суждений.

В целом проблема нового гуманизма достаточно сложна. Формально говоря, гуманизм, коль скоро он, как и всякие идейные течения и представления, постоянно обновляется, то неизбежно несёт в себе элементы новизны. Однако если мы отождествим его с современным гуманизмом, то это будет слишком широкое понимание нового гуманизма. Думаем, что термин «новый гуманизм» может быть понят в двух более конкретных смыслах: как неогуманизм в определении Пола Куртца, написавшего манифест нового гуманизма и собравшего под ним подписи многих выдающихся людей, и новый гуманизм как провозглашенная ЮНЕСКО стратегия, в которой важное значение придаётся уважению культурных и мировоззренческих различий народов и этносов нашей планеты. Очевидно, что новый гуманизм ЮНЕСКО не может быть религиозным или атеистическим. Скорее всего, имеется в виду гуманизм именно секулярный или светский, т. е. независимый от религий и каких-либо конкретных политических движений и тем более от того или иного государства.

***

Но каковы определения гуманизма? Их много, однако большая их часть устарела, т. е. плохо согласуется с новыми достижениями культуры и прогресса. Сегодня всё чаще определения вырабатываются и принимаются коллективно на мировых форумах, а также в ходе научных исследований и дискуссий. Приведём сначала лишь те из них, которые выработали на сегодня наиболее авторитетные гуманистические организации.

Международный гуманистический и этический союз (International Humanist and Ethical Union): Гуманизм – это демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей.

По определению Американской гуманистической ассоциации, (American Humanist Association), гуманизм – это прогрессивная жизненная позиция, которая без помощи веры в сверхъестественное утверждает нашу способность и обязанность вести этический образ жизни в целях самореализации и в стремлении принести большее благо человечеству.

Российское гуманистическое общество (РГО): Гуманизм – это мировоззрение, которое провозглашает высокую и уникальную ценность человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей, на свободное и ответственное участие в жизни мира и общества.

В. А. Кувакин: В различных книгах и статьях я давал разные определения гуманизма, постоянно уточняя или акцентируя ту или иную его особенность. Приведу такие его определения:

Гуманизм – это мировоззрение, в центре которого человек как высшая и приоритетная по отношению к себе ценность, но равноправная в ряду других фундаментальных ценностей – общества, животного мира и космоса.

Гуманизм – это мировоззрение и образ жизни, которые утверждают приоритетную ценность человека по отношению к самому себе, но его относительную ценность или равноправие по отношению к другим людям, обществу и природе.

Гуманизм – это коллективное мировоззрение, культурно-историческая традиция, зародившаяся в «осевое время» мировой истории человечества, развивавшаяся в последующие века и сохранившаяся в современной культуре как её общечеловеческая основа.

А. Г. Круглов (вице-президент РГО): Гуманизм – это проект человеческого общежития, в котором общечеловеческие (точнее, «каждочеловеческие») ценности должны оставаться безусловно приоритетными, а все прочие – быть уважаемым частным делом каждого. Гуманизм – это бережное отношение к человеку. Гуманизм – это зрячая гуманность.

***

А. С. Шутов (председатель Кировского регионального отделения РГО) В моём сравнительном анализе, представлении и убеждении общественный, идейно-политический, партийный гуманизм (от лат. humanus – человеческий, человечный) – новое, универсальное, многогранное и многомерное, комплексное и системное явление и понятие социальной человечности, т. е. это: 1) социальный закон развития человечества и человека; 2) общественная и личностная цель – идеал; 3) мировоззрение, учение, наука; 4) социальная ценность и идеология; 5) политика; 6) интеллектуально-социальное движение и общественная практика, социальный прогресс; 7) общественная система и общественный строй, исторический тип общества и государства; 8) культура, образ и качество жизни человека и народа; 9) методология и методика, критерий общественного развития.

Новый гуманизм есть прогрессивное, человечное и всечеловеческое, личностное и гражданское, научное и интеллектуальное, творческое и инновационное, всестороннее и гармоничное развитие народа, эволюционное и реформаторское совершенствование общества и государства. Для нового гуманизма народ как интеграл интеллектуальных людей, личностей – главный субъект творчества и развития общества и государства.

***

В. А. Ляшенко (член РГО). Можно, конечно, связывать гуманизм с той или иной общественной формацией (социализм, пост-коммунизм или что-то иное). Расшифровать подобную формулу всегда трудновато. Предлагаю формулу личного гуманизма, без которого гуманизм обобществлённый не получается. Итак, гуманизм – это осознанная и общественно активная ДОБРОТА.

Не считайте, что это так просто. Доброта – одна из сильных эмоций. Эмоции осознать трудно в принципе, а сохранить их, осознав, трудно вдвойне (например, осознанная любовь – рискованная позиция…). А вот АКТИВНАЯ доброта иногда становится предметом подвига и почитания…

Но без доброты, боюсь, гуманизм никак не получится – будь то социализм или «хороший» капитализм.

Не предлагаю готовую формулу, но – необходимую составляющую гуманизма: Будьте добры!

***

А. Ф. Доньшин (член РГО). Дорогие друзья-гуманисты! Гуманистическое мышление своей уникальностью: человеколюбием, – обладает высоким историческими, духовными качествами, определяющими ценность жизни человека в системе «природа – человек – общество».

Гуманизм – это просвещение. Если человека освобождать от невежества, то в нём проявится та доброта, которую в него заложила природа. Мне нравится мысль А. Н. Толстого о гуманизме: «Гуманизм – это то единственное, что, наверное, осталось от ушедших в небытие народов и цивилизаций, – книги, народные сказания, мрамор изваяний, архитектурные пропорции».

Проявление гуманности должно быть в крови человека, но чтобы это проявилось, нужна не только повседневная работа каждого гуманиста, но и корневые ответвления его жизни в пространстве семьи, двора, школы, поселения, региона, государства.

Гуманизм как мировоззрение – это наивысший уровень самосознания, осмысленное человеколюбие, исключающее все виды, формы и методы насилия над человеком, это мировоззрение, основанное на духовно-нравственных и правовых нормах, обеспечивающих жизненное пространство людей принципами добродетельности и справедливости.

К. Гельвеций писал: «Гуманность в человеке есть результат воспоминания о страданиях, которые ему знакомы либо по собственному опыту, либо по опыту других людей».

Проявление естественной заботы к людям, нуждающимся в Вашей помощи – акт гуманистический.

***

А. С. Шутов: Мой гуманизм – инициативный.

***

А. Г. Сушанский (член Санкт-Петербургского регионального отделения РГО): У меня гуманизм конструктивный. Предлагаю некоторые определения гуманизма и гуманиста. Определения гуманизма заимствовал из разных источников и немного переформулировал, определение гуманиста – сформулировал сам. Гуманистическое общество – это сообщество людей, разделяющих и поддерживающих основные принципы научного мировоззрения и светской государственности, ценности фундаментальных прав и свобод человека. Фундаментальными основами гуманистического общества являются человечность, нравственность, права, свободы и достоинство личности, её социальная и экологическая ответственность, социальная справедливость, равноправие, толерантность, милосердие, ненасилие.

Гуманизм (от лат. humanitas – человечность, humanus – человечный, homo – человек) – это мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности, обладающего всей полнотой своих личностных качеств, человека зрелой этической, правовой, гражданской и экологической культуры.

Гуманист – это человек, обладающий позитивными личностными качествами и такими же устремлениями и действующий соответственно своим убеждениям – только во благо людей и природы.

***

А. Л. Локтев (член РГО): Гуманизм – мировоззрение и образ жизни, исходящие из следующих принципов:

а) самоценность жизни как планетарно-космического явления;

б) свобода, свободомыслие человека и его самореализация суть для человека высшие ценности;

в) демократия: свободное и ответственное участие в жизни общества, равенство всех перед законом, социальная справедливость, общественное благосостояние;

г) наука, культура и просвещение – движущие силы технического и нравственного прогресса;

д) критическое и экологическое мышление;

е) толерантность (терпимость во взаимоотношениях с окружающими, уважение к человеческому достоинству, отсутствие претензий на обладание истиной в конечной инстанции).

На бытовом уровне, человек гуманный это непременно добропорядочный человек, т. е. человек доброй воли, которому можно довериться и на которого можно положиться, а его гуманность – конкретные проявления гуманизма.

***

А. И. Тасминский (член РГО): Гуманизм это деятельность по сохранению и развитию Жизни на Земле Жизни вообще, а не только человека. Ибо все формы жизни сопряжены между собой. Обратите внимание: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, а не только МИРОВОЗЗРЕНИЕ…

К такому определению гуманизма меня подтолкнула следующая мысль известного гуманиста Александра Абелева: «Человек, в отличие от животного, не только сохраняет свой вид, сохраняя потомство, но он более того берёт на себя ответственность за сохранность жизни вообще».

Вообще-то, следует различать гуманизм общий – когда речь идёт о сохранности жизни вообще на планете Земля, и гуманизм конкретный – если имеется в виду забота о реальных людях или сообществах людей здесь и сейчас. (И всё выделенное здесь жирным шрифтом – ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, её различные виды.)

***

В. А. Мейдер (председатель Волгоградского регионального отделения РГО): Гуманизм – это гармоническое удовлетворение здоровых потребностей человека.

***

С. В. Ковалёва (председатель Костромского регионального отделения РГО) …Сама идея [светского] гуманизма не является продолжением наших русских, отечественных традиций, ни философских, ни культурных, ни исторических. Как можно… больше конструктивных, положительных, обоснованных мнений, публикаций, которые позволят выявить имманентные связи русской ментальности с положительными смыслообразами гуманизма. В этом вопросе нельзя отмахиваться от русской религиозной философии… Мне кажется, нужно несколько переосмыслить их понимание веры и найти ей адекватную замену в эстетическом акте сознания, который, по сути, является тождественным этическому истоку нравственности, основанному на со-участном (М. Бахтин) восприятии и осмыслении Другого.

***

О. В. Пастушкова (вице-президент РГО, г. Воронеж) Мне кажется, что нужно расширять гуманизм, не ограничиваться только его светской формой. Как только почитаемый нами гуманизм обретёт почву (онтологию), он тут же привлечёт многих людей в наши ряды. Гуманизм, фундированный онтологией, а не искусственно созданным проектом Просвещения, построенным на разуме и правах человека (без онтологии все это пустые слова), только такой гуманизм обладает своей подлинностью и общезначимостью.

Да, мне всё больше кажется, что светский гуманизм не для России. И нужно искать те струны души россиянина, которые окажутся восприимчивы к гуманизму.

У русского гуманизма, действительно, очень много есть идей и главное, что он строится на онтологии (онтологии веры), а поэтому он трогает человека и даже нерелигиозного по своей сути. Как трогает подлинное искусство человека, далёкого от всего этого.

Я за расширение гуманизма, за то, чтобы он не был представлен только в его секулярной форме. Светлана Викторовна предложит религиозную версию гуманизма, я экзистенциально-онтологическую, другой социальную, но везде мы найдём общую точку соприкосновения, так как человечность определяется пониманием, диалогом и открытостью. А не выяснением, чья позиция лучше.

РГО нужна «межгуманистическая прививка», и тогда возможен его ренессанс.

Вот моё определение гуманизма:

Гуманизм в широком смысле – это ценностный принцип и учение, рассматривающие человека как самоопределяющееся, развивающееся, открытое существо, находящееся в диалоге и взаимодействии с бытием в целом, природой, другим человеком, обществом, осознающее степень своей гуманности через ответственность и реализуемую им свободу. Гуманизм в узком смысле слова – это мировоззренческое движение, социальная практика, идеология некоторых политических движений, построенных на теоретических основаниях гуманистического учения.

***

Таковы мнения тех, кто высказался в рассылке.

Для полноты картины нам хотелось бы привести некоторые мнения зарубежных гуманистов. В первую очередь – президента Международной академии гуманизма, профессора Пола Куртца.

В статье «Светский гуманизм и политика: в каких случаях мы высказываемся» 1 он пишет: «Существуют аргументы против того, чтобы мы становились политической силой. Во-первых, нам, как некоммерческой организации, запрещено поддерживать каких-либо определённых кандидатов и/или заниматься политической пропагандой.

Во-вторых, хотя светские гуманисты и разделяют определённый общий набор положений и ценностей, они могут расходиться во мнениях относительно многих конкретных политических и экономических мер.

В-третьих, если гуманистическая организация будет официально поддерживать те или иные политические платформы или кандидатов и/или идентифицирует себя с какой-либо одной частью политического ландшафта, это может оттолкнуть от нас сочувствующих нашему движению. Не следует ли нам избегать политического тестирования и приветствовать каждого, кто пожелает укрыться под нашей широкой кровлей?

В-четвертых, наше движение, прежде всего, образовательное и научное, философское и этическое. Политика не составляет нашей подлинной миссии».

Приведем фрагменты из Манифеста «Неогуманизм…» 2:

«…Неогуманисты признают необходимость активного участия в политической жизни. Хотя гуманистические организации обычно не встают на сторону какого-либо политика или политической партии, ныне мы вынуждены признать необходимость политической организованности… Одной из причин, почему они сопротивляются вовлечению себя в политику, является препятствующий этому некоммерческий статус их организаций, который они имеют во многих странах. Но это не мешает неогуманистам, совершенно независимо, создавать самим или присоединяться к группам политического влияния, вступать в коалиции с другими общественными движениями».

«Современные гуманисты различаются во взглядах. Некоторые гуманисты принимают термин “религиозный гуманист”, употребляя его в метафорическом смысле. Среди религиозных гуманистов мы можем найти людей, идентифицирующих себя с либеральными протестантскими деноминациями, универсалистскими унитариями, секулярными евреями, бывшими католиками, мусульманами или индуистами и даже тех, которые вносят в понятие “религиозность” содержание, которое не связано с каким-либо религиозным опытом. Так или иначе, они скорее натуралистические гуманисты, чем супранатуралисты, верящие в трансцендентного Бога, и движет ими стремление создать новую гуманистическую культурную идентичность, основанную, прежде всего, на этических идеалах, являющихся гуманистическими».

«Потому, многие могут желать присоединиться к светским гуманистическим группам и центрам, чтобы повысить уровень общения и обмена ценностями единодушия и дружбы. Термин “неогуманизм” наилучшим образом описывает этот новый подход, который должен глубже и полнее соответствовать задачам сотрудничества в рамках широких общественных связей».

«Неогуманисты поддерживают прогрессивный гуманизм, то есть точку зрения, согласно которой необходимо гарантировать, насколько это возможно, равные возможности для всех членов общества. К этим гарантиям относятся право на образование, всеобщее здравоохранение, право, там, где это возможно, на оплачиваемую работу и получение достаточного дохода, с тем, чтобы могли быть удовлетворены основные потребности человека».

Следующие фрагменты взяты нами из статьи П. Куртца «Личная нравственность» 3, основной идеей которой является принцип единства убеждений гуманиста и его общественного и личного поведения.

«Мы призываем к Новому Просвещению. Во-первых, – это использование методов науки для изучения основ религиозной веры, и, во-вторых, – это развитие этических принципов и ценностей, руководствуясь которыми мы можем достойно жить.

Первая часть нашей программы была и остаётся достаточно эффективной. Многие, кто был вовлечён в эту работу по исследованию основ религиозной веры стали скептиками, агностиками или атеистами.

Вторая часть проекта – развитие этических принципов и ценностей – оказалась много труднее, и она ещё далека от реализации. В этом небольшом эссе я хочу обратить внимание на то, что мы недостаточно адекватно связывали её с личной нравственностью, которая должна быть в центре гуманистической этики. К сожалению, личная нравственность слишком часто оказывалась вне поля зрения людей светского мировоззрения, которые львиную долю внимания уделяли освобождению личности от репрессивных институтов церкви или государства и достижению социальной справедливости».

«Очевидно, что светские гуманисты должны поддерживать автономию индивида, свободу выбора, его право на частную жизнь. Светские гуманисты выступают за то, чтобы плодами демократии пользовались все слои населения. Тем не менее, это не обязательно означает, что все, кто поддерживает эти цели, обладают достаточной личной нравственностью в отношениях с другими. Это банальная истина, но многие, кто привержен “человечности” в абстрактном смысле, часто нечувствительны по отношению к конкретному человеческому существу».

Среди многих принципов гуманизма П. Куртц выделяет довольно оригинальные и мало обсуждаемые в отечественной литературе. Один из них – постеритизм 4. В «Манифесте 2000» об этом говорится следующее: «Мы несём ответственность перед потомством – как тем, что будет жить в ближайшем будущем, так и в более крупном временном масштабе. Таким образом, люди, основывающие свою нравственность на разуме, сознают долг по отношению к потомкам детей наших детей, к сообществу всех человеческих существ, живущих ныне и будущих жить после нас».

Другая тенденция современного гуманизма – это расширение круга моральной ответственности, т. е. включение в область ответственности людей биоты Земли и планеты как таковой. Это ещё раз говорит в пользу того, что современный гуманизм не ограничивается метафизическим антропоцентризмом. Утверждая беспрецедентность и автономию разума, свободы и ответственности человека (так называемый anthropocentric speciesism – от англ. species – вид живых существ), он, тем не менее, за счёт «расширения морального круга» включает в круг человеческой заботы, ответственности и долга как животный мир, так и окружающую среду, а по сути всю природу. Тем самым новый гуманизм выходит на уровень планетарного экогуманизма.

Эту тенденцию гуманизма к расширению морального круга разделяют многие. Так. Например, известный ученый П. Сингер считает, что критерием для включения в круг моральной заботы человека и человечества является способность живых организмов к страданию. Это выводит гуманизм за рамки видового антропоцентризма (speciesism) в область синтиентизма (sentientism) 5, т. е. к сострадательности по отношению ко всему живому.

Таким образом, легко видеть, что гуманизм сегодня – это обширный круг идей и морально-правовых норм, разветвлённая система учений и практик, отвечающих сложности и динамизму XXI века.

Гуманистическому мировоззрению чужд догматизм и высокомерие. Он открыт всему тому, что позволяет человеку укрепить и развить в себе человечность, что помогает ему лучше понять окружающее, что объединяет и солидаризирует человечество. Ведь на его знамени лозунг: «Все, кто не против нас, тот с нами!»

Валерий Кувакин,
Юлия Сенчихина


Здравый смысл, № 4 (37), 2005. См. также http://razumru.ru/humanism/journal/37/kurtz.htm

Полный его текст был опубликован в журнале «Здравый смысл», № 4 (57), 2010. Он также размещён на сайте РГО http://www.humanism.ru/neohumanism.htm

Куртц П. Личная нравственность // Здравый смысл, № 1 (58), 2011. См. также http://razumru.ru/humanism/journal/58/kurtz.htm

Posterity – англ. потомки, будущие поколения людей. Одним из первых постеретистов в США был Льюис Р. Эрлич (Louis R. Ehrich (1849 – 1911), который определил постеритизм как «священное уважение высших форм благосостояния потомков» («a sacred regard for the highest welfare of posterity»). В 1901 г. он опубликовал памфлет с одноименным названием «Posteritism».

Sentientism, от англ. sentient – сознательный, заботливый, осмысляющий, ответственный.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика