Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Специальный выпуск 2012 № 2 (63)
ВЕК XXI: К НОВОМУ ГУМАНИЗМУ
От редакции. 23 – 24 января 2012 г. в Российском центре науки и культуры во Франции и в штаб-квартире ЮНЕСКО проходила международная конференция на тему «Век XXI: К Новому Гуманизму». В конференции от РГО участвовали: проф. В. Кувакин, проф. В. Разин, к. ф. н. Ю. Сенчихина, Я. Головин. На конференции выступили руководитель Федерального агентства «Россотрудничество» Ф. М. Мухаметшин, Семинар открыл зам. генерального директора ЮНЕСКО Ханс Д’Орвиль, который зачитал приветствие Ирины Боковой и выступил с кратким приветствием к участникам семинара. На следующий день заседание продолжалось в штаб-квартире ЮНЕСКО в форме круглого стола. Кроме отмеченных выступили зам. директора Института науки и человеческих ценностей Тони ван Пелт (помощник П. Куртца), руководитель движения «Афроамериканцы за гуманизм» Норманн Аллен, высшие чиновники ЮНЕСКО. Ниже мы публикуем выступления участников международной конференции. |
НОВЫЙ ГУМАНИЗМ НОВЫЙ ГУМАНИЗМ НОВЫЙ ГУМАНИЗМ как стратегия ЮНЕСКО в XXI веке |
Инициатива генерального директора Ирины Боковой – положить в основание стратегии ЮНЕСКО идею Нового гуманизма, является поворотным пунктом в осознании планетарной гуманистической миссии всех научных, образовательных, просветительских и культурных программ этой самой авторитетной организации. И вместе с тем – это возврат к тому, о чём говорил и мечтал первый её руководитель – Джулиан Хаксли, выдающийся гуманист, учёный и общественный деятель.
В своих выступлениях Ирина Бокова подчёркивает, что быть гуманистом сегодня означает умение гармонично сочетать завещанную предками традицию с требованиями современности. Процесс глобализации ускоряет сближение и взаимодействие самобытных культур мира. Развитие информационных технологий помогает объединению людей, интеграции в жизнь общества и в культуру всё более широких слоёв населения планеты.
Коллективизм гуманизма, гуманистическая община – это сегодня сообщество, которое начинается с самых близких людей и охватывает всех людей на Земле. Их объединяет то общее в мировой культуре, которое объективно есть и является результатом творчества и труда всех предшествующих поколений, это то, что мы называем культурным наследием человечества. Оно объединяет людей, создаёт общее пространство человеческого общения и существования.
В наше время происходит глобализация ценностей гуманизма через общемировой диалог. Новый гуманизм – это осуществление равноправия в доступе к культуре и участию в жизни общества, это равенство во всех его базовых измерениях. Новый гуманизм – это солидарность с ближними и дальними народами. В XXI веке это уже не просто установление контактов, а глобальное сотрудничество, обобществление человечества, подчёркивает Ирина Бокова.
Но было бы ошибкой считать, что новый гуманизм – это стремление к унификации и однообразию; последнее только скрывает и накапливает противоречия, так как несовместимо с многообразием культур, с творческой и свободной природой человека. Включённость и вовлечённость, образование, наука, культура, коммуникация – вот ключевые слова нового гуманизма.
Так что же такое современный гуманизм? В Уставе Международного гуманистического и этического союза сказано, что гуманизм – это демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни.
Гуманизм – это мировоззрение и образ жизни, которые утверждают приоритетную ценность человека по отношению к самому себе, но относительную ценность или равноправие по отношению к другим людям, обществу и природе. Это освобождает гуманистическое мировоззрение от высокомерных идей высшей и абсолютной ценности человека, от претензий на господство человека над живой и неживой природой и ставит вопрос о пересмотре его отношений с окружающей средой, о переводе их на принципы равноправных коммуникаций и партнерства.
Гуманизм как жизненная позиция защищает право человека на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей, на свободное и ответственное участие в жизни мира и общества. Гуманизм – это и коллективное мировоззрение, культурно-историческая традиция, зародившаяся в древнегреческой цивилизации, развивавшаяся в последующие века и сохранившаяся в современной культуре как её общечеловеческая основа.
Гуманизм принимают и практикуют многие люди, тем самым превращая гуманизм в личный образ жизни, программу социальных преобразований, в моральную силу, в широкое и международное культурное движение.
Гуманизм как открытое и общечеловеческое мировоззрение не связывает себя с определённой философской системой идей, поэтому существует большое многообразие гуманистических течений и школ. Главные среди них – религиозный и светский гуманизм. Эти гуманизмы не конкурируют, а находятся в постоянном конструктивном диалоге. И уже в этом проявляется единство гуманизма в его многообразии.
Гуманист – это, прежде всего, доброжелательный, сознательный и ответственный человек, человек разумный, справедливый, это человек доброй воли и личной нравственности. Совершаемый личностью акт выбора своей человечности как основы своего мировоззрения означает не просто оценку ею позитивного в себе, но и принятие определённых обязательств перед собой, обществом и средой обитания. Этот акт выбора трансформирует гуманность как естественное и врождённое качество человека в гуманизм как мировоззрение, составляющее содержание сознания и самосознания индивида. Гуманизм предполагает самосознание, рефлексивность сознания, заботу об экологии внутреннего мира, интеллектуальную честность перед своими убеждениями и взыскательное отношение к его ценностям.
Среди требований, которые светский гуманизм предъявляет человеку, различают: личностные (экзистенциальные или смысложизненные) – требование жить здоровой и осмысленной жизнью; нравственные – соблюдение общепринятых норм морали; гражданские – следование правовым нормам общежития; эстетические – воспитание эстетического вкуса, умения отличать прекрасное от безобразного; интеллектуальные – культивирование ценностей разума, познания, критического мышления; экологические – соблюдение экологической этики, направленной на сбережение и оздоровление окружающей среды.
Изначально гуманисты, ориентирующиеся на научную картину мира, высоко ценят разум, познавательные, нравственные и гражданские добродетели. Поэтому большое значение придаётся идее просвещения и самообразования. Гуманизм в этом смысле является системой знания, психологией и концепцией образования. Наибольшую роль играют антропологические, психологические, юридические, экологические и педагогические знания. С методологической точки зрения гуманизм – это программа защиты человека как человека, она базируется на научной картине мира (научном мировоззрении), общепринятых нравственных нормах и принципах этического познания и роста, на здравом смысле и исследовательском скептицизме. Новый гуманизм осознает ошибки проекта Просвещения и делает ценностным центром не разум, а человека во всём многообразии его позитивных интеллектуальных и эмоциональных качеств. Он переносит центр тяжести с проповеди – на методологию, с внушения – на осмысления, с пропаганды – на свободный выбор общечеловеческих ценностей и программы самодетерминации, свободы и ответственности за свои убеждения.
В круг важнейших интеллектуальных добродетелей гуманизма входит принцип свободного критического исследования и идея распространения познавательной рациональной деятельности на все области жизни человека. Гуманисты последовательно выступают за свободу совести и равенство убеждений. Ввиду единства человеческого рода, составляющего первую и исходную предпосылку гуманизма как общечеловеческого мировоззрения, гуманисты выступают за равенство всех людей Земли в их достоинстве, правах и свободах.
Гуманистическое мировоззрение чуждо любым телеологическим концепциям: ни Вселенная, ни мировое человечество, ни личность не заключают в себе ни трансцендентного замысла, ни
Современные гуманисты всё более определённо говорят, что существует или должно существовать изначальное равноправие человека по отношению к другому человеку, природе, обществу и даже пока ещё не известным нам реальностям и существам. Такая точка зрения ведёт к расширенному или инклюзивному гуманизму, отличительными чертами которого является включение в него нетрадиционных для гуманизма областей оценок или исследования: живое вещество планеты, экзобиология, экология и т. д. Это открывает новые области гуманистических исследований и практики. Экогуманизм также является составной частью гуманистического проекта нашего времени.
Гуманизм – это бескомпромиссная форма оптимизма, не отрицающего драматизм и трагическое в жизни человека и мира, его открытый характер, наличие в нём неизвестности и непредсказуемости. Как стиль мышления гуманизм позитивен, ему присуща уверенность в неограниченных возможностях самосовершенствования человека, в неисчерпаемости его эмоциональных, познавательных, адаптивных, преобразовательных и творческих способностей.
Гуманисты не идеализируют человека, не отрицают наличие антигуманного в нём. Но они стремятся максимальным образом ограничивать силу тёмной стороны человеческого естества. Признавая у человека наличие не только конструктивных, но и деструктивных потенциалов, гуманизм ставит задачу всеобщего и непрерывного гражданского образования и светского воспитания с целью максимально надёжного обуздания и контроля человеком изначально встроенных в его природу негативных качеств. Они убеждены в способности людей всё более успешно реализовывать созидательные ресурсы человека на базе прогрессивных образовательных и воспитательных технологий, в ходе самосовершенствования человека и поступательного развития мировой цивилизации.
Современный гуманизм традиционно рассматривает себя как трансполитическое мировоззрение. Но гуманизм не чужд политики. Он помогает понять плюрализм политических ценностей, признать общечеловеческие ценности в качестве общей основы любой созидательной политики. В диалоге, конкуренции и обмене политическими идеями в обществе гуманизм способен выполнять коммуникативную функцию, функцию примирения, поиска компромисса и согласия.
Не являясь идеологией, гуманизм не является и не должен являться официальной государственной доктриной, так же, как и
Гуманизм – это научно ориентированный скептицизм, который рекомендует критически относиться ко всякого рода экстрасенсорным, оккультным, магическим, спиритическим, ясновидческим, астрологическим, телекинетическим и т. п. явлениям. Эти парапрактики – пережитки первобытных времён, полных невежества и страхов; они архаичны по своим истокам и не подтверждают своей достоверности в ходе независимой научной экспертизы. Правило гуманизма – необходимо независимое и объективное научное исследование заявлений о такого рода феноменах с целью выяснения их реальной достоверности и смысла. Это особенно актуально для России, в которой шарлатанство и псевдонаучные идеи составляют реальную конкуренцию образованию и науке. Долг гуманистов в этой общественной сфере – препятствовать невежеству, популяризировать науку и повышать уровень её позитивной оценки населением.
Таковы общие черты гуманистического мировоззрения, принятые в программных документах Российского гуманистического общества, учитывающих как нашу национальную гуманистическую традицию, так и опыт мировой гуманистической мысли. Соотнося высказанные здесь соображения с идеями Нового гуманизма, лично я не вижу между ними
ЛИТЕРАТУРА
Борзенко И. М., Кувакин В. А., Кудишина А. А. Человечность человека: Основы современного гуманизма.
Гивишвили Г. В. Феномен гуманизма. М.: РГО, 2001.
Гинзбург В. Л. Об атеизме, религии и светском гуманизме. М.: РГО, 2008.
Кувакин В. А. Твой рай и ад. Человечность и бесчеловечность человека. М.: Логос – СПб.: Алетейя, 1998.
Кувакин В. А. Стать собой. М.: РГО, 2010.
Кувакин В. А. Личность и Просвещение: От постмодернизма к неомодернизму. М.: РГО, 2011.
Кудишина А. А. Гуманизм – феномен современной культуры. М.: Академический проект, 2005.
Кудишина А. А. Экзистенциализм и гуманизм в России: Лев Шестов и Николай Бердяев. М.: Академический проект, 2007.
Куртц Пол. Что такое светский гуманизм? М.: РГО, 2008.
Куртц Пол. Мужество стать: Добродетели гуманизма. М.: РГО, 2000.
Куртц Пол. Утверждения: Жизнь, полная радости и творчества. М.: РГО, 2005.
Современный гуманизм:
Kurtz, Paul, Meaning and Value in a Secular Age. – Amherst: Prometheus Books, 2012.