Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2012, № 2 (63)
Сайт «Разум или вера?», 31.12.2012, http://razumru.ru/humanism/journal2/63/kuvakin1.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Специальный выпуск 2012 № 2 (63)

ВЕК XXI: К НОВОМУ ГУМАНИЗМУ

От редакции. 23 – 24 января 2012 г. в Российском центре науки и культуры во Франции и в штаб-квартире ЮНЕСКО проходила международная конференция на тему «Век XXI: К Новому Гуманизму». В конференции от РГО участвовали: проф. В. Кувакин, проф. В. Разин, к. ф. н. Ю. Сенчихина, Я. Головин. На конференции выступили руководитель Федерального агентства «Россотрудничество» Ф. М. Мухаметшин, чл.-корр. РАН, зам. директора Института философии А. В. Смирнов, проф. МГУ Д. А. Леонтьев, член Общественной палаты при Президенте РФ, проф. А. В. Очирова, спец. представитель МИД К. В. Шувалов, ректор РГГУ, проф. Е. И. Пивовар, исполнительный директор фонда «За выживание и развитие человечества», к. ф. н. Р. И. Хаиров, Президент Международной академии гуманизма, проф. Пол Куртц, Директор Центра исследований гуманизма в странах Бенилюкса, проф. Флорис ван ден Берг, президент Международного гуманистического и этического союза Соня Эггерикс, эксперт Российского центра науки и культуры во Франции, доктор филологии И. Меркулова, представители Испании и Шри Ланка в ЮНЕСКО и др.

Семинар открыл зам. генерального директора ЮНЕСКО Ханс Д’Орвиль, который зачитал приветствие Ирины Боковой и выступил с кратким приветствием к участникам семинара.

На следующий день заседание продолжалось в штаб-квартире ЮНЕСКО в форме круглого стола. Кроме отмеченных выступили зам. директора Института науки и человеческих ценностей Тони ван Пелт (помощник П. Куртца), руководитель движения «Афроамериканцы за гуманизм» Норманн Аллен, высшие чиновники ЮНЕСКО.

Ниже мы публикуем выступления участников международной конференции.

 

НОВЫЙ ГУМАНИЗМ

НОВЫЙ ГУМАНИЗМ

НОВЫЙ ГУМАНИЗМ

как стратегия ЮНЕСКО в XXI веке

Валерий Кувакин

 
 

Инициатива генерального директора Ирины Боковой – положить в основание стратегии ЮНЕСКО идею Нового гуманизма, является поворотным пунктом в осознании планетарной гуманистической миссии всех научных, образовательных, просветительских и культурных программ этой самой авторитетной организации. И вместе с тем – это возврат к тому, о чём говорил и мечтал первый её руководитель – Джулиан Хаксли, выдающийся гуманист, учёный и общественный деятель.

В своих выступлениях Ирина Бокова подчёркивает, что быть гуманистом сегодня означает умение гармонично сочетать завещанную предками традицию с требованиями современности. Процесс глобализации ускоряет сближение и взаимодействие самобытных культур мира. Развитие информационных технологий помогает объединению людей, интеграции в жизнь общества и в культуру всё более широких слоёв населения планеты.

Коллективизм гуманизма, гуманистическая община – это сегодня сообщество, которое начинается с самых близких людей и охватывает всех людей на Земле. Их объединяет то общее в мировой культуре, которое объективно есть и является результатом творчества и труда всех предшествующих поколений, это то, что мы называем культурным наследием человечества. Оно объединяет людей, создаёт общее пространство человеческого общения и существования.

В наше время происходит глобализация ценностей гуманизма через общемировой диалог. Новый гуманизм – это осуществление равноправия в доступе к культуре и участию в жизни общества, это равенство во всех его базовых измерениях. Новый гуманизм – это солидарность с ближними и дальними народами. В XXI веке это уже не просто установление контактов, а глобальное сотрудничество, обобществление человечества, подчёркивает Ирина Бокова.

Но было бы ошибкой считать, что новый гуманизм – это стремление к унификации и однообразию; последнее только скрывает и накапливает противоречия, так как несовместимо с многообразием культур, с творческой и свободной природой человека. Включённость и вовлечённость, образование, наука, культура, коммуникация – вот ключевые слова нового гуманизма.

Так что же такое современный гуманизм? В Уставе Международного гуманистического и этического союза сказано, что гуманизм – это демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни.

Гуманизм – это мировоззрение и образ жизни, которые утверждают приоритетную ценность человека по отношению к самому себе, но относительную ценность или равноправие по отношению к другим людям, обществу и природе. Это освобождает гуманистическое мировоззрение от высокомерных идей высшей и абсолютной ценности человека, от претензий на господство человека над живой и неживой природой и ставит вопрос о пересмотре его отношений с окружающей средой, о переводе их на принципы равноправных коммуникаций и партнерства.

Гуманизм как жизненная позиция защищает право человека на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей, на свободное и ответственное участие в жизни мира и общества. Гуманизм – это и коллективное мировоззрение, культурно-историческая традиция, зародившаяся в древнегреческой цивилизации, развивавшаяся в последующие века и сохранившаяся в современной культуре как её общечеловеческая основа.

Гуманизм принимают и практикуют многие люди, тем самым превращая гуманизм в личный образ жизни, программу социальных преобразований, в моральную силу, в широкое и международное культурное движение.

Гуманизм как открытое и общечеловеческое мировоззрение не связывает себя с определённой философской системой идей, поэтому существует большое многообразие гуманистических течений и школ. Главные среди них – религиозный и светский гуманизм. Эти гуманизмы не конкурируют, а находятся в постоянном конструктивном диалоге. И уже в этом проявляется единство гуманизма в его многообразии.

Гуманист – это, прежде всего, доброжелательный, сознательный и ответственный человек, человек разумный, справедливый, это человек доброй воли и личной нравственности. Совершаемый личностью акт выбора своей человечности как основы своего мировоззрения означает не просто оценку ею позитивного в себе, но и принятие определённых обязательств перед собой, обществом и средой обитания. Этот акт выбора трансформирует гуманность как естественное и врождённое качество человека в гуманизм как мировоззрение, составляющее содержание сознания и самосознания индивида. Гуманизм предполагает самосознание, рефлексивность сознания, заботу об экологии внутреннего мира, интеллектуальную честность перед своими убеждениями и взыскательное отношение к его ценностям.

Среди требований, которые светский гуманизм предъявляет человеку, различают: личностные (экзистенциальные или смысложизненные) – требование жить здоровой и осмысленной жизнью; нравственные – соблюдение общепринятых норм морали; гражданские – следование правовым нормам общежития; эстетические – воспитание эстетического вкуса, умения отличать прекрасное от безобразного; интеллектуальные – культивирование ценностей разума, познания, критического мышления; экологические – соблюдение экологической этики, направленной на сбережение и оздоровление окружающей среды.

Изначально гуманисты, ориентирующиеся на научную картину мира, высоко ценят разум, познавательные, нравственные и гражданские добродетели. Поэтому большое значение придаётся идее просвещения и самообразования. Гуманизм в этом смысле является системой знания, психологией и концепцией образования. Наибольшую роль играют антропологические, психологические, юридические, экологические и педагогические знания. С методологической точки зрения гуманизм – это программа защиты человека как человека, она базируется на научной картине мира (научном мировоззрении), общепринятых нравственных нормах и принципах этического познания и роста, на здравом смысле и исследовательском скептицизме. Новый гуманизм осознает ошибки проекта Просвещения и делает ценностным центром не разум, а человека во всём многообразии его позитивных интеллектуальных и эмоциональных качеств. Он переносит центр тяжести с проповеди – на методологию, с внушения – на осмысления, с пропаганды – на свободный выбор общечеловеческих ценностей и программы самодетерминации, свободы и ответственности за свои убеждения.

В круг важнейших интеллектуальных добродетелей гуманизма входит принцип свободного критического исследования и идея распространения познавательной рациональной деятельности на все области жизни человека. Гуманисты последовательно выступают за свободу совести и равенство убеждений. Ввиду единства человеческого рода, составляющего первую и исходную предпосылку гуманизма как общечеловеческого мировоззрения, гуманисты выступают за равенство всех людей Земли в их достоинстве, правах и свободах.

Гуманистическое мировоззрение чуждо любым телеологическим концепциям: ни Вселенная, ни мировое человечество, ни личность не заключают в себе ни трансцендентного замысла, ни какой-либо заведомой цели, идеала, рока или судьбы. Не имея предназначения своего существования, человек и человечество получают тем самым свободу и ответственность самим созидать смыслы и вырабатывать пути их реализации. Мир – это открытая, свободная и вместе с тем внутренне детерминированная система. Её составные части – общество и человек, – суть своего рода грандиозные проекты, основанные на разуме, свободе, фундаментальных ценностях истины и добра, на надежде, идеалах и творческом воображении.

Современные гуманисты всё более определённо говорят, что существует или должно существовать изначальное равноправие человека по отношению к другому человеку, природе, обществу и даже пока ещё не известным нам реальностям и существам. Такая точка зрения ведёт к расширенному или инклюзивному гуманизму, отличительными чертами которого является включение в него нетрадиционных для гуманизма областей оценок или исследования: живое вещество планеты, экзобиология, экология и т. д. Это открывает новые области гуманистических исследований и практики. Экогуманизм также является составной частью гуманистического проекта нашего времени.

Гуманизм – это бескомпромиссная форма оптимизма, не отрицающего драматизм и трагическое в жизни человека и мира, его открытый характер, наличие в нём неизвестности и непредсказуемости. Как стиль мышления гуманизм позитивен, ему присуща уверенность в неограниченных возможностях самосовершенствования человека, в неисчерпаемости его эмоциональных, познавательных, адаптивных, преобразовательных и творческих способностей.

Гуманисты не идеализируют человека, не отрицают наличие антигуманного в нём. Но они стремятся максимальным образом ограничивать силу тёмной стороны человеческого естества. Признавая у человека наличие не только конструктивных, но и деструктивных потенциалов, гуманизм ставит задачу всеобщего и непрерывного гражданского образования и светского воспитания с целью максимально надёжного обуздания и контроля человеком изначально встроенных в его природу негативных качеств. Они убеждены в способности людей всё более успешно реализовывать созидательные ресурсы человека на базе прогрессивных образовательных и воспитательных технологий, в ходе самосовершенствования человека и поступательного развития мировой цивилизации.

Современный гуманизм традиционно рассматривает себя как трансполитическое мировоззрение. Но гуманизм не чужд политики. Он помогает понять плюрализм политических ценностей, признать общечеловеческие ценности в качестве общей основы любой созидательной политики. В диалоге, конкуренции и обмене политическими идеями в обществе гуманизм способен выполнять коммуникативную функцию, функцию примирения, поиска компромисса и согласия.

Не являясь идеологией, гуманизм не является и не должен являться официальной государственной доктриной, так же, как и какой-либо формой религии.

Гуманизм – это научно ориентированный скептицизм, который рекомендует критически относиться ко всякого рода экстрасенсорным, оккультным, магическим, спиритическим, ясновидческим, астрологическим, телекинетическим и т. п. явлениям. Эти парапрактики – пережитки первобытных времён, полных невежества и страхов; они архаичны по своим истокам и не подтверждают своей достоверности в ходе независимой научной экспертизы. Правило гуманизма – необходимо независимое и объективное научное исследование заявлений о такого рода феноменах с целью выяснения их реальной достоверности и смысла. Это особенно актуально для России, в которой шарлатанство и псевдонаучные идеи составляют реальную конкуренцию образованию и науке. Долг гуманистов в этой общественной сфере – препятствовать невежеству, популяризировать науку и повышать уровень её позитивной оценки населением.

Таковы общие черты гуманистического мировоззрения, принятые в программных документах Российского гуманистического общества, учитывающих как нашу национальную гуманистическую традицию, так и опыт мировой гуманистической мысли. Соотнося высказанные здесь соображения с идеями Нового гуманизма, лично я не вижу между ними каких-либо диссонансов и отличий. Можно лишь выразить чувства солидарности и поддержки усилий Генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой в реализации ею этой замечательной инициативы. Российские гуманисты готовы оказать всяческое содействие новой стратегии ЮНЕСКО. Свидетельство этому – международный семинар, в котором с большим желанием и энтузиазмом участвуют учёные из ведущих научных и университетских центров России и зарубежных стран.

ЛИТЕРАТУРА

Борзенко И. М., Кувакин В. А., Кудишина А. А. Человечность человека: Основы современного гуманизма. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: РГО, 2005

Гивишвили Г. В. Феномен гуманизма. М.: РГО, 2001.

Гинзбург В. Л. Об атеизме, религии и светском гуманизме. М.: РГО, 2008.

Кувакин В. А. Твой рай и ад. Человечность и бесчеловечность человека. М.: Логос – СПб.: Алетейя, 1998.

Кувакин В. А. Стать собой. М.: РГО, 2010.

Кувакин В. А. Личность и Просвещение: От постмодернизма к неомодернизму. М.: РГО, 2011.

Кудишина А. А. Гуманизм – феномен современной культуры. М.: Академический проект, 2005.

Кудишина А. А. Экзистенциализм и гуманизм в России: Лев Шестов и Николай Бердяев. М.: Академический проект, 2007.

Куртц Пол. Что такое светский гуманизм? М.: РГО, 2008.

Куртц Пол. Мужество стать: Добродетели гуманизма. М.: РГО, 2000.

Куртц Пол. Утверждения: Жизнь, полная радости и творчества. М.: РГО, 2005.

Современный гуманизм: Док-ты и иссл. М.: РГО, 2000.

Kurtz, Paul, Meaning and Value in a Secular Age. – Amherst: Prometheus Books, 2012.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика