Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Осень – зима 2012 № 3 (64) – № 4 (65)
«СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО – ГАРАНТ ОБЩЕСТВЕННОГО МИРА»
От редакции. 25 ноября 2012 г. по инициативе Регионального общественного Фонда поддержки секуляризма «Здравомыслие» в гостинице «Метрополь» прошла конференция, посвященная вопросам мировоззренческой ситуации в России, социальным, психологическим и культурным последствиям клерикализации в России, перспективам борьбы за удержание светского статуса государства и отделение церкви от школы. В работе конференции приняли участие представители Фонда «Здравомыслие», атеистического общества «Атом», «Российского гуманистического общества», «Общества современного атеизма, гуманизма и межрелигиозной толерантности», «Союза имморталистов России», По результатам конференции была принята резолюция в форме обращения к Президенту РФ В. В. Путину «О защите светского государства, Конституции и законодательства». Подробнее о конференции «Светское государство – гарант общественного мира» можно узнать на сайте Фонда «Здравомыслие» Мы публикуем в этом номере ЗС три выступления участников этой конференции. |
От коммунистической диктатуры – к диктатуре церковной? |
Евгений Дергунов |
||
В 1993 году была принята Конституция Российской Федерации. Тогда многим казалось, что заложенные в ней идеалы и принципы свободы, демократии и прав человека – это всерьёз и надолго. А теперь оказывается, что свобода, принципы светского государства и светской гуманистической культуры не очень востребованы современной властной элитой. И уж тем более они никак не устраивают Русскую православную церковь. Происходящие в настоящее время в России общественные процессы идеологи Русской православной церкви называют «духовным возрождением» и даже «великой религиозной революцией». Только на самом деле – это облачённая в овечью шкуру консервативная идеологическая контрреволюция. Она направлена против происходившего с начала перестройки утверждения в общественном сознании общедемократических, общечеловеческих светских ценностей. Это именно контрреволюция, так как ведёт российское общество не вперёд, не к обновлению духовной культуры, а назад, к возрождению российской имперской идеологии, русского национального шовинизма, к возрождению традиций черносотенных погромщиков, к массовому православному радикализму и фанатизму. |
От мирного христианства – к православному радикализму
В жизни человека и общества трудно найти абсолютно положительные или абсолютно отрицательные явления. Религия, конечно, несёт в себе положительный заряд, ориентируя человека на служение определённым нравственным ценностям, она сдерживает нравы дикого, непросвещённого индивида. Однако в современном светском российском обществе религия в целом, и православная религия, в частности, проявляют явные тенденции к радикализму, они порождают фанатизм, религиозную нетерпимость и экстремизм. Православный радикализм и фанатизм я считаю крайне опасными и разрушительными для современной российской жизни. И именно крутой поворот общественного сознания от атеизма и умеренной религиозности к разжигаемому и всё более широкому православному радикализму и фанатизму кажется мне наиболее негативным и тревожным фактом истории моего отечества за последние двадцать лет.
Известным для многих российских граждан примером проявлений радикализма со стороны православного духовенства служит идейная позиция и деятельность телевизионного актёра и «заштатного священника» Ивана Охлобыстина. В его поведении явно сквозит «православная» мании величия. Во всяком случае, до него ни один обычный православный священник не высказывал претензий занять пост Президента Российской Федерации. А чего только стоят его публичные заявления об особом божественном пути русской православной нации под непременным предводительством «божьего помазанника» – самодержца «святой Руси»?
Охлобыстин всего лишь «заштатный священник», тогда как штатные «святые отцы» позволяют себе гораздо большее. Например, в московской церкви «Всех скорбящих» духовные пастыри «заблудших российских овец» Олег Стеняев и Борис Гузняков устроили публичную акцию наподобие «костра инквизиции». К счастью, сжигали они не настоящих еретиков, а только еретические мысли, изложенные в неугодной для них литературе. Фрагмент этого действия был показан по центральному телевидению.
Ещё более радикальную позицию занимает прославившийся своими ультранационалистическими речами московский священник Сергий по фамилии Рыбко. Это именно он призывает очищать от всякой «швали» российскую землю, ибо, «если этого не делает государство, то будет делать народ». Летом 2012 г. далеко не мирными высказываниями господина Рыбко официально заинтересовались правоохранительные органы. Только, вряд ли последуют
Курс на радикализацию православия поддерживается далеко не всем российским духовенством. Всё громче звучат голоса тех православных священников, которых никак не вдохновляют методы «великой битвы» РПЦ «за души» российских граждан. Их никак не радует объявленная радикалами духовная борьба «передового» христианского воинства с еретиками, атеистами и прочими «кощунами» и «кощунницами». Даже известный идеолог православия протодиакон Андрей Кураев предупреждает: «А сегодня мы слышим, что идёт война и, значит, разрешается бить и ненавидеть. Если вы кипите – это, оказывается, не ваша плохая воспитанность, а святая злость. Нынешняя сиюминутная ситуация пройдёт, а вот эта привычка кипеть и “от имени Церкви” давать сдачи может остаться» («Аргументы и факты» (2012 г., № 46).
РПЦ: руководящая и направляющая сила российского общества?
В советской Конституции была статья о Коммунистической партии как главной и направляющей силе всего советского общества. Теперь на роль такой силы в посткоммунистическом обществе всё более претендует Русская православная церковь.
Почему и как это происходит? Ещё двадцать лет назад многим казалось, что достаточно разрушить политическую коммунистическую диктатуру и наступит эпоха свободы, процветания, демократии и единения со всеми передовыми и цивилизованными народами мира. Мало кто говорил о неизбежности серьёзного и трудного этапа освоения новых форм общественной демократической жизни, новых светских ценностей. Это касалось и новых форм отношений с властью, и отношений с бизнесом, и отношений с религией.
К сожалению, в сознании массового российского гражданина преобладало несбыточное желание получить побыстрее и побольше всего, чего только не предлагало общество всеобщей свободы и всеобщего потребления. Преобладали несбыточные иллюзии, ожидания того, что придут к власти новые и добрые руководители и обеспечат всеобщее счастье и народное благоденствие. Такие же иллюзии были и относительно бизнеса в России. Но долгожданного чуда не произошло и не могло произойти с пассивными, не знакомыми с демократией людьми. Людям просто хотелось чуда, они продолжали наивно верить в лучшее будущее для себя и своих детей. В этой обстановке всеобщей растерянности на историческую сцену российской жизни вышли православные священники и вполне профессионально стали обещать исполнение чудес и воплощение мечты о счастливой и блаженной жизни, но только не на грешной земле (здесь, в юдоли слёз и плача такая жизнь невозможна), а за гробом на территории вечного райского блаженства.
В конце XX века российские граждане оказались в глубоком мировоззренческом вакууме: утратив привычное прошлое с его старыми идеалами, они не обрели новых.
Но человек, нация, общество не могут нормально развиваться без личных, национальных и общественных идеалов, без веры в будущее. Как говорил писатель и драматург Бертольд Брехт, «человеку для жизни надо иметь хотя бы два гроша надежды».
Образование нравственного и ценностного вакуума стало громадной общественной проблемой и даже трагедией России.
К сожалению, в распоряжении российских политиков и общественных деятелей не нашлось привлекательных идей и ценности светской демократической культуры были отброшены демократами, забывшими о ней в пылу борьбы за власть. А когда возникший вакуум стал заполняться старыми и уже апробированными в Средние Века идеалами и ценностями консервативного догматического православия, то вполне светские лидеры стали стесняться говорить, что они неверующие. Нет! Они в одночасье стали православными, правда, во имя электората, а не во имя Господа Бога.
«Духовным голодом» российского общества умело воспользовались хорошо подготовленные к «окормлению» народа иерархи Русской православной церкви. Место идеологического отдела ЦК КПСС быстро стало замещаться соответствующими отделами Московской патриархии, поддерживаемой мощным бюрократическим аппаратом коррумпированного государства. И теперь уже и РПЦ и бюрократия в унисон заверяют нас, что единственно правильная идеология и самое истинное в мире учение – это учение Русской православной церкви.
Глубокая и искренняя религиозность, преданность настоящей вере простых людей позволила православию выжить в годы испытаний и большевистских гонений. Но едва ли в жизни всё так просто: не получилось жить по моральному кодексу строителей коммунизма, давайте теперь жить по руководящим указаниям церковных иерархов во главе со «святым Патриархом».
Высшие деятели Священного синода во главе с Патриархом ведут себя и действуют так, будто они действительно имеют
А у особой руководящей элиты Русской православной церкви такое благословение и особое «пожизненное священство» есть. А значит и место православной элиты – возвышаться над элитой государственной. Потому, что с самых давних времён Церковью на веки вечные утверждён не требующий никаких доказательств догмат о том, что «священство выше царства». На современном языке это означает, что власть церковная выше власти государственной, власть архиепископа выше власти губернатора, а власть Патриарха выше власти Президента. И хотя власть на Руси всегда «припахивала» церковь и заставляла её делать самую грязную работу: оправдывать насилие и несправедливости государства, – теоретически и идеологически именно церковь ставит себя выше всякой власти и всякого земного закона.
Многим людям, далёким от церкви и политики, кажется, что не всё так страшно. Что всё понемногу образуется, бурные страсти последних лет утихнут и можно продолжать спокойно отгораживаться и от политики, и от церкви в своём далёком от Кремля и резиденции Патриарха уютном семейном гнездышке?! Нет! Теперь уже так не получится. Если парткому было дело до семейных отношений между мужем и женой, то РПЦ влезет в такие тайники души каждого из нас, которые КПСС и не снились.
Тотальное наступление Церкви и Власти на конституционные права и свободы российских граждан – это всерьёз и надолго. Если процесс будет продолжаться столь бурными темпами, то совсем скоро у нас перестанут строить заводы и электрические станции, а будут строить одни храмы и монастыри. О свободном труде или научных открытиях думать будет ни к чему, да и некогда. Вся жизнь вплоть до повседневности будет расписана православным священством для каждого из нас. Да, многим это кажется преувеличением. А если бы им сказали
Значительная часть населения, прозванная в народе дармоедами, будет находиться в кельях многочисленных монастырей, чтобы замаливать многочисленные грехи россиян. Руководители монастырей будут тщательно заботиться, чтобы никакая лишняя информация не тревожила «богоугодную жизнь» смиренных «рабов божьих». А заодно монахи будут выполнять роль надсмотрщиков над всякими работными людьми. Не исключено, что как и в добрые старые времена российской истории монастыри будут выполнять роль тюрем для всякого рода неугодных власти и церкви «смутьянов».
Растёт число жертв судебных расправ над «религиозной оппозицией»
В настоящее время наша российская власть активно поддерживает руководящую роль Русской православной церкви в духовной жизни общества. И не только поддерживает финансами налогоплательщиков, как верующих, так и неверующих, но и судебными преследованиями граждан, осмеливающихся выступать с критикой «самой главной церкви страны». Уже начинает работать государственная машина «религиозных репрессий».
Думаю, всем хорошо известно, что одним из первых примеров жестоких и несправедливых государственных расправ над критиками православия были события в Московском музее и общественном центре имени академика А. Д. Сахарова. 14 января 2003 г. в этом музее открылась художественная выставка «Осторожно, религия!». А уже 18 января группа «православных активистов» из шести человек устроила хулиганский погром, уничтожила несколько художественных работ. 11 августа 2003 г. Замоскворецкий суд Москвы оправдал хулиганов. А вот Таганский суд Москвы 28 марта 2005 г. признал уголовными преступниками организаторов выставки Юрия Самодурова и Людмилу Василовскую. В качестве меры наказания «преступников» их обязали заплатить государству по 100 тысяч рублей.
В 2009 г. псковский журналист Олег Дементьев опубликовал в газете «Псковский рубеж» статью «Осиное гнездо под золотыми куполами». Эта статья содержала обвинения в адрес руководства женского Спасо-Елизарьевского монастыря в коррупции и незаконной попытке присвоения государственных земель. Вместо объективного расследования указанных фактов псковские власти встали на защиту интересов церкви, а местный городской суд признал журналиста виновным в распространении ложной информации.
Вероятно, руководители православной псковской епархии крайне прогневались на Олега Дементьева и в 2009 г. приняли специальное решение о его «отлучении от церковного общения и предании анафеме – проклятию». Вот так простой псковский журналист был предан исключительному для Русской православной церкви наказанию вслед за русским государем Дмитрием Донским, писателем Львом Толстым и священником Глебом Якуниным.
К счастью, против Олега Дементьева уголовного преследования не последовало. А вот в весьма похожей ситуации, связанной с серией публикаций по поводу незаконной передачи земель Русской православной церкви в Калининградской области, было возбуждено уголовное дело по статье 282 Уголовного кодекса «о возбуждении религиозной вражды». В 2011 г. журналист и издатель газеты «Тридевятый регион» Борис Образцов был признан местным судом виновным и осуждён к денежному штрафу в 110 тысяч рублей.
Государственная политика «закручивания религиозных гаек» и «промывания атеистических мозгов» в настоящее время набирает всё более широкий размах. В подтверждение можно привести акт вопиющего государственного произвола и насилия по отношению к лидеру молодежной правозащитной группы в Карелии Максиму Ефимову.
Этот молодой свободомыслящий не рубил крестов, не разрушал икон. Он только посмел в свободном ещё Интернете разместить в 2012 г. небольшую статью под названием «Карелия устала от попов». С содержанием этой статьи любой желающий может познакомиться 1. Там выражается протест против стремления церкви проникнуть во все сферы российского общества, протест против антиконституционных действий государственных органов, финансирующих отделённую от государства религиозную организацию. Автор отмечал, что за бюджетные деньги, которых не хватает на самое необходимое, в Карелии строятся храмы, РПЦ получает в пользование помещения детских садов, которых катастрофически не хватает.
За подобное вольнодумство и критику власти и церкви Максим Ефимов подвергся унизительному обыску, принудительному психиатрическому обследованию и уголовному преследованию по всё той же, крайне широко трактуемой, статье 282 Уголовного кодекса. В защиту Ефимова выступили многие российские правозащитные организации, в органы прокуратуры были направлены акты независимой юридической экспертизы. Однако для нашей судебной системы это как об стенку горох.
Конечно, Ефимову можно было продолжать обречённую на поражение юридическую борьбу с государственной судебной системой. Однако молодой гражданин «свободной России» предпочёл другой путь – путь получения международной поддержки. Он попросил политическое убежище сроком на три года в соседней Эстонии, чтобы продолжить антиклерикальную борьбу. По аналогии со «списком Магнитского» он составил «список Ефимова» для передачи его в международные правозащитные организации.
Какой вывод следует сделать из анализа ситуации в России? Перспективы светской культуры и демократии в России крайне тревожны. Преследование российских вольнодумцев и «религиозных диссидентов» будут нарастать, а их последствия будут всё более суровыми. Государственная судебная машины уже готова фабриковать несправедливые приговоры. Количество жертв будет с каждым годом расти. Будут расти и денежные суммы штрафов, и сроки исправительных работ, и количество лет пребывания в тюремных исправительных учреждениях.
Что делать в этих условиях? Прежде всего, необходимо предавать гласности все факты несправедливого преследования современных «религиозных диссидентов». Необходимо обращаться во все крупные российские и международные правозащитные организации. Необходимо обращаться за помощью в международные европейские организации, включая Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе и Парламентскую Ассамблею Совета Европы.
Было бы очень правильным и полезным создать Фонд помощи жертвам радикального православия и несправедливых судебных решений по религиозным мотивам. Понятно, что пострадавшим гражданам крайне важно простое человеческое сочувствие, необходима психическая и духовная поддержка, наконец, необходима материальная и денежная поддержка. Поэтому актуальной практической задачей Фонда будет сбор денежных средств для помощи российским гражданам, пострадавшим от репрессий со стороны религиозных экстремистов. Вполне возможно, что такую денежную помощь смогут оказывать и представители российского бизнеса, и зарубежные общественные фонды и организации.
Однако, прежде всего, нужна ясная и оптимальная тактика и стратегия борьбы с поднимающим голову православным фундаментализмом. Нужно определить главные цели антиклерикального движения, сформулировать идеи и содержание популярных мобилизующих лозунгов.
Но возникает вопрос, а с кем бороться, против чего и за что? И кого считать своими ближайшими соратниками, а кого – потенциальными помощниками? Наверное, большинство здравомыслящих российских граждан согласятся с тем, что нельзя объявлять борьбу и считать своими врагами всех верующих православных граждан. Более того, следует выступать в поддержку конституционного права любого человека на избранную им веру, в поддержку уважительного отношения к представителям всех религиозных организаций, независимо от их численности или особенностей их религии.
Основное направление борьбы должно быть неразрушительным, а созидательным. Бороться надо не против, а ЗА. За простые и понятные всем российским гражданам свободы, права человека, светские конституционные ценности. Отсюда вполне ясным и понятным будет звучание главного вдохновляющего и объединяющего лозунга – «Защитим нашу главную общественную святыню – Конституцию Российской Федерации!»
Вполне понятно, что борьба в защиту демократической светской Конституции способна объединить широкие круги российских граждан, включая здравомыслящих представителей государственной власти, трудовых коллективов на государственных и коммерческих предприятиях, наконец, ту часть православного духовенства, которая выступает за миролюбивую христианскую веру.
Особо следует сказать о явных союзниках и сторонниках демократической Конституции, представителях либерального бизнеса и коммерческих организаций. Речь идёт именно о тех кругах российского общества, которых патриарх Кирилл ещё весной 2012 г. причислил к «врагам» православной церкви. Его нападкам подвергся «агрессивный либерализм». И это понятно, потому что любой либерализм – это противостоящая церковному консерватизму и авторитаризму идеология приоритета общественной свободы и прав человека на светское образование, свободный труд, светскую коммерческую деятельность. Вне таких свобод и светских ценностей бизнес и рыночная экономика существовать не могут. И страна просто будет катиться в сторону всё большей экономической отсталости, авторитаризма, а в итоге – к феодализму и теократии.
В качестве вывода следует сформулировать более детальный лозунг борьбы вольнолюбивых российских граждан, здоровых патриотических сил, представителей демократических организаций и предпринимательских структур. Этот лозунг может звучать так: «За светское государство и культуру, за свободу, права человека, демократию и рыночную экономику!»
Итак, мы определились с позитивными идеями и целями борьбы. А теперь, давайте определимся с тактикой сопротивления и противодействия. Против чего готовы выступать и бороться российские демократы, либеральные бизнесмены, прогрессивно мыслящие учёные, инженеры, преподаватели, врачи, деятели искусства? Они готовы выступать против политической диктатуры, против государственной коррупции и удушения бизнеса, против радикальных националистов и шовинистов, против воинственного православия, против антиконституционного сращивания церкви и государства.
Имеет смысл сформулировать главный лозунг сопротивления. Против чего должно быть направлено это сопротивление? «Против политической диктатуры, удушения властью частного бизнеса, шовинизма, православного радикализма, клерикализации государства!»
Необходимой составной частью, основой тактики и стратегии борьбы за социальный прогресс России должно быть соединение политической демократиии широкого движения в защиту светскости государства, образования и культуры. На сегодня религия в России становится (а в исламских странах уже стала) составной частью политики, политической жизни и политического устройства общества. Без сохранения в России конституционных принципов светского демократического политического устройства бесполезно говорить о сохранении ценностей гуманизма и свободе религиозной жизни. Более того, российским организациям, выступающим за светское демократическое общество, следует осуществлять всесторонний гражданский контроль прежде всего государственных органов, осуществляющих правовое регулирование деятельности православной церкви и других религиозных организаций. В принципе, Русская православная церковь является одной из общественных организаций, которая обладает определёнными правами и обязанностями в рамках, предусмотренных законом. Но органы государственной власти обязаны прислушиваться к мнению граждан о деятельности религиозных организаций, реагировать на жалобы и протесты.
Важным направлением практических действий должно быть формирование широкого политического, демократического, светского и антиклерикального движения. По сути, такое движение уже начинает формироваться. Уже действует «Российское гуманистическое общество». Уже появился общественный фонд борьбы за светские ценности «Здравомыслие». Уже создана, имеющая хорошие перспективы для развития, политическая партия «Россия без мракобесия». Недавно, в октябре 2012 г. было приято абсолютно правильное решение об объединении действий этих организаций и создании более широкой Антиклерикальной ассоциации.
Очевидно, что такое важное и полезное дело надо продолжать и развивать. В частности, продолжением этого процесса будет создание и других общественных организаций и фондов. Со своей стороны я поддерживаю идею формирования общественного объединения «За демократию, светское общество и международную интеграцию». Необходимо возрождать широкие культурные и информационные связи с зарубежными странами, необходимо прорвать международную изоляцию страны, в которой она оказалась в настоящее время.
Хочу особо подчеркнуть, что имеется широкая идейная база для привлечения к движению за светскую культуру людей разных взглядов и разных верований. Кроме того, создаётся возможность выхода на международную арену, возможность получения международной поддержки. В перспективе будет целесообразно говорить о создании отделений этой организации в других странах, например, на Украине, в Болгарии, Греции. В этих странах есть граждане и организации, которые занимаются решением проблем отношений церкви и общества. Но решаются они в гораздо более цивилизованных формах, чем в нашем родном российском отечестве. Не знаю, как другим, а мне лично за державу обидно.
Но обида – это пассивное чувство. Нужны реальные дела. И такие дела уже делаются. Например, юристы и адвокаты из научного и правозащитного «Института религии и права» провели общественную акцию протеста «Нет инквизиции!». И протестовали они против действий руководства Министерства юстиции, которое сформировало явно необъективный и пристрастный Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы. Этот Совет был, в основном, сформирован из печально известных борцов с религиозными сектами и любыми проявлениями свободы вероисповедания.
Сегодня, в условиях обострения в отношениях между церковью и обществом объективно формируется достаточно широкая социальная база движения за свободу, демократию и светское общество. Но этот процесс не обрёл ещё своих организационных и институциональных очертаний. В нём ещё много идейной рыхлости и организационной разобщённости, отсутствует общая газета или журнал, отражающие интересы движения за светского ценности, отсутствует издательство и система распространения светской и антиклерикальной литературы. Если зайти в любой книжный магазин, на любую выставку печатной продукции, то там обязательно присутствуют издательства Русской православной церкви, рекламирующие широкий ассортимент религиозной литературы. Между тем светская, серьёзная интеллектуальная литература практически отсутствует на книжном рынке. Это – несомненная победа клерикализма и иррационализма в России.
Мне крайне больно констатировать такое положение. Дело в том, что я сам занимаюсь издательским делом. Прекрасно знаком со всеми плюсами и минусами этой деятельности. Я готов взять на себя издание хотя бы небольшого количества брошюр и книг, отражающих сферу светской культуры и свободомыслия. Однако без начального финансирования в размере хотя бы нескольких миллионов рублей такое начинание и такой издательский проект будет просто не реален.
Почему стоит серьёзно подумать об издательской деятельности и распространении книжной продукции через Интернет и систему «Книга – почтой»? Да потому, что эта деятельность могла бы обеспечить хотя бы небольшими финансовыми источниками общественное движение за демократию и светское общество. Без финансирования и организации доходной деятельности никакое общественное движение или организация не выживут.
Я сразу предвижу злопыхательский вопрос – ага, вы тут деньги хотите на святом общественном поприще зарабатывать? А как ещё можно без денег противостоять тотальному наступлению Русской православной церкви, которая занимается активной коммерческой деятельностью, имеет свои производственные предприятия, имеет десятки тысяч торговых ларьков и магазинов? Да ещё стоит с протянутой рукой возле раздачи государственных бюджетных денег. Это что – святое служение или коммерческое обогащение?
Необходимо признать, что составной частью деятельности общественных организаций по борьбе за демократию и светское общество должна быть доходная и коммерческая деятельность. На самом деле, возможности для такой деятельности есть. Но этим надо серьёзно заниматься.
1 http://tahnahl.livejournal.com/63606.html