Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2012, № 3 (64) – № 4 (65)
Сайт «Разум или вера?», 09.06.2013, http://razumru.ru/humanism/journal2/64_65/kondrashin.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Осень – зима 2012 № 3 (64) – № 4 (65)

«СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО – ГАРАНТ ОБЩЕСТВЕННОГО МИРА»

От редакции. 25 ноября 2012 г. по инициативе Регионального общественного Фонда поддержки секуляризма «Здравомыслие» в гостинице «Метрополь» прошла конференция, посвященная вопросам мировоззренческой ситуации в России, социальным, психологическим и культурным последствиям клерикализации в России, перспективам борьбы за удержание светского статуса государства и отделение церкви от школы. В работе конференции приняли участие представители Фонда «Здравомыслие», атеистического общества «Атом», «Российского гуманистического общества», «Общества современного атеизма, гуманизма и межрелигиозной толерантности», «Союза имморталистов России», «Portal-Credo.ru», политических партий РКРП, «Россия без мракобесия», «Россия для всех» и других общественных движений, всего более 100 человек. По своему составу это была конференция, собравшая свободомыслящих и верующих, представителей естественных и гуманитарных наук, религиоведов и экспертов в области церковно-государственных отношений.

По результатам конференции была принята резолюция в форме обращения к Президенту РФ В. В. Путину «О защите светского государства, Конституции и законодательства». Подробнее о конференции «Светское государство – гарант общественного мира» можно узнать на сайте Фонда «Здравомыслие»
(http://www.zdravomyslie.ru/).

Мы публикуем в этом номере ЗС три выступления участников этой конференции.

Игорь Кондрашин

РОССИЯ –

СВЕТСКОЕ

ГОСУДАРСТВО

Общеизвестно, что статья 14 Конституции РФ однозначно провозглашает, что «Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

Это означает, что действия и решения должностных лиц, т. е. чиновников всех уровней государственного аппарата, но прежде всего руководителей государства, в том числе Президента страны, гаранта Конституции должны носить светский характер, а сами государственные служащие должны быть сугубо светскими людьми, служебным образом никак не связанными ни с одной из конфессий. Светские интересы общества как подлинно общенародные должны ставиться во главу угла, быть приоритетными. Граждане государства в свою очередь должны сознавать свою гражданственность, участвовать в формировании гражданского общества, которое в этом своём качестве имеет светский характер, т. е. является светским обществом.

Что же подразумевается под термином «светский»? Обратимся, как принято в таких случаях, к Вл. Ив. Далю, который считал, что разум является первым, основным значением слова свет, означающего помимо этого также истину, правильное учение, науку, просвещение. Следуя этой логике, светом стали называть общество, мир, земной шар («На свету и смерть красна», «…Мы объехали весь свет…» А. С. Пушкин). В Новое Время слова «свет» и «разум» соединились со словом «просвещение», означавшего прежде всего культурный подъём, появление ответственных и свободных членов общества. Пушкинское выражение «Да здравствует разум, да скроется тьма!» стало лозунгом эпохи русского просвещения, восклицанием, понятным всем людям.

Тот же Владимир Даль узрел элементы светскости и в понимании слова «человек», трактуя его как «высшее из земных созданий, одарённых разумом и волей, нравственными понятиями и совестью». Это означает, что уже по своей природе человек одарён общими чертами, входящими в понятие светскости как характеристики такого социума, в котором люди равны друг другу по этим качествам.

Но чтобы в полном смысле стать человеком, т. е. человеком, сознающим своё достоинство и гражданский статус, надо учиться, учиться человечности и светскости. По закону государственная политика в области образования должна основываться на светском характере образования. И это совершенно справедливо закреплено в законе РФ «Об образовании». Однако всё остаётся на бумаге и не идёт дальше деклараций и благостных пожеланий. На практике картина прямо противоположная.

Светскому просвещению россиян государство в лице руководства страны, чиновников Министерства образования и Минкульта РФ не уделяют никакого внимания, прямо нарушая 14-ю статью основного закона страны и Закон об образовании, т. е. ведут они себя антиконституционно. Многие из них по церковным праздникам, не скрывая этого, потупившись, стоят со свечками в руках перед камерами ТВ, демонстрируя попрание своего гражданского статуса, как и соответствующие статьи закона. Ведь делают они это публично, бросая вызов общественному мнению и принятым в обществе нормам достойного поведения людей светского государства.

Прискорбным антисветским фактом является сведение на нет просветительской деятельности Общества «Знание» России, учреждённого для этой цели Российской академией наук более 65 лет назад. В СМИ, в том числе и государственных, практически ничего не говорится о светских ценностях. Напротив, большую часть времени занимают сериалы с лженаучной, криминальной или пошлой обывательской тематикой, окрашивая медийное пространство и сознание россиян во всё более мрачные тона, делая его всё более невежественным и замусоренным. Несмотря на то, что подавляющее большинство родителей выбрало для своих детей в школах курс «Светской этики», а не «Основы православия», в СМИ систематически выступают проповедники разных конфессий, всё чаще идут различные религиозные передачи за счёт уменьшения научно-просветительских. В армии появились священники, навещают они и школы, ими «освящаются» здания, танки, ракеты и военные корабли, «святой» водой кропят на различных официальных мероприятиях, огромные средства тратятся на церковные нужды. При этом полностью отсутствуют, как будто они под запретом, передачи о светскости, о современном гуманизме и его сути.

Диссонансом и вызовом всему светскому звучат бравурные заявления и отчёты о темпах возрождения религии в России и в странах бывшего Советского Союза, об очередных актах десекуляризации. Подсчитано, что с начала 90-х гг. на просторах СНГ построено и восстановлено несколько тысяч церквей, мечетей, прочих молельных домов, при этом на каждое открытое религиозное учреждение приходится ликвидация двух школ, трёх клубов, четырёх библиотек, пяти дворцов или домов культуры. Среди последних случаев агрессивной клерикализации можно назвать скандал, вспыхнувший в Нижнем Новгороде, где местная религиозная организация потребовала передать ей здание Нижегородской консерватории, завоевавшей статус крупнейшего центра музыкальной культуры и признанной ведущим высшим музыкальным учебным заведением страны. Если здание будет передано церкви, то в Нижнем Новгороде, культурной столице Поволжья, не будет ни одного профессионального концертного зала. Кстати, правительство нижегородской области уже передало епархии более 300 объектов. Речь в первую очередь идёт об учреждениях культуры, образования и здравоохранения, которые были закрыты или расформированы.

Данный случай не является ни единичным, ни исключительным – в одном лишь Нижнем Новгороде передано церкви здание планетария, а также Дом офицеров, где до недавнего времени сотни детей в кружках и секциях получали художественное образование. Счёт фактически уничтоженных музеев, концертных залов, больниц, образовательных и культурных учреждений в России идёт на тысячи. Всё это даёт основание обвинить Русскую православную церковь в антиконституционном рейдерстве, а власти – в попустительстве этому произволу.

Более того, в Москве утверждён и начал выполняться план построения церквей так называемой «шаговой доступности», но нет плана построения культурно-досуговых и научно-просветительских учреждений. Кому-то очень хочется загнать население страны обратно в средневековье, сделать его сознание окончательно помутившимся (алкоголизации и наркомании для этого, видимо, недостаточно).

Из учебных программ высших учебных заведений изгнано научное изучение такого важного социально-исторического феномена, как свободомыслие и атеизм, последовательно изживают преподавание научной философии. Но «свято место пусто не бывает». Поэтому вместо этого всё больший упор делается на проповеди средневековых религиозных догм.

Наибольшую же заботу наше светское государство уделяет так называемым «традиционным конфессиям», постоянно оказывая им всяческую, в том числе и финансовую и медийную помощь. При вузах государство открывает студенческие храмы. Не иначе как скандалом можно считать открытие кафедры теологии в МИФИ. Для ознакомления молодёжи с христианской и исламской догматикой приглашаются богословы. В результате вместо светского просвещения – ведущего фактора демократии и культурного прогресса в современном мире – в российском государстве идёт откровенная воинственная религиозная агитация и пропаганда, разум и здравомыслие всё больше вытесняются из общественного сознания.

Современное общество – это общество людей разных убеждений, индивидуальных вкусов и стилей жизни, это общество верующих и неверующих, свободомыслящих и людей, индифферентных к религии или просто о ней ничего не знающих и не желающих знать. Верующие, в свою очередь, – люди разных религиозных верований. Среди неверующих тоже имеет место большое разнообразие убеждений: просвещённые или стихийные атеисты, агностики, скептики, рационалисты, люди научного мировоззрения, которые привыкли полагаться на разум и верить на основе знания и опыта в естественные законы объективно развивающейся природы. Как показала история, научная картина мира в наибольшей мере соответствуют свободе совести и убеждений, помогая человеку быть ответственным и уверенным в себе.

Упадок культуры и человеческих отношений в России очевиден для всех. Это накладывает отпечаток и на качество превалирующих мировоззрений. Среди современных российских верующих наиболее многочисленную группу составляют неискренне верующие, конформисты, т. е. верующие стадно, следуя моде, только для вида. Это – мимикрирующие верующие. Немало в стране и невежественных атеистов, нигилистов, эгоистов, людей, мало думающих о себе и других. Они живут, повинуясь привитыми им СМИ примитивным инстинктам и следуя тому, что считается модным или «крутым». Немало в стране и просто несчастных людей, вся жизнь которых сводится к тому, чтобы «свести концы с концами», выжить, любыми способами вырастить детей и дожить до пенсии. Им не до рефлексии. Они – жертвы неэффективной экономики и социальной политики коррумпированного режима.

Чем же отличается научно-атеистическое мировоззрение от любого религиозного? Прежде всего тем, что оно использует научные знания для понимания законов развития бытия, общества в целом, поведения индивидуума в нём. Религиозные же учения, как правило, построены на ортодоксальных схоластических догмах многовековой давности, уводя индивидуума от света разума, от общества, от знания законов природы; они концентрируют внимание на его собственных, индивидуальных чувствах, надеждах и тревогах, лишают его чувства реальности, зомбируют, вызывая у него мистические ощущения грядущего спасения и будущей блаженной жизни. Привязывая верующего к той или иной церкви, религия навязывает ему соответствующие ритуалы и поведение, тем самым ещё больше манипулируя его сознанием и действиями. А будучи социальным институтом и требуя от своих адептов пожертвований, церковь при этом извлекает для себя соответствующую коммерческую выгоду, наращивает своё социальное и политическое влияние.

Задачу воспитания и гражданского образования в светском государстве можно определить как процесс передачи индивидам научных взглядов на жизненные явления. Это обучение здравомыслию, правильной ценностной ориентации, культурным навыкам и традициям, нравственным устоям с целью обретения индивидом полноценного статуса человека, гражданина с максимально возможной выраженностью разума, совести, интеллигентности, гражданина с соответствующим поведением, учитывающего разумные интересы и желания других членов общества и противоборствующего невежеству, безнравственности, порокам, злу и насилию.

В противном случае не развивается чувства долга, такта, скромности и ответственности; из индивида формируется, как правило, лишь невежественное и невоспитанное существо с прямо противоположными ментально-нравственными качествами, которое и ведёт себя соответственно.

Вполне очевидно, что всякая религиозность способствует росту невежества, засилью мракобесия и всё большей разобщённости граждан страны, что является противоестественным, поскольку с момента своего рождения, т. е. появления на свет, на Земле, человеку предопределено большую часть своей жизни пребывать в обществе (в миру, в свете). Вот почему и поведение его должно быть общественным, светским, а значит, разумным, нравственным, добродетельным.

В светском государстве, по определению, церковь в законодательном порядке отделяется от участия в управлении государством, и её иерархи не могут и не должны влиять на принятие государственных решений, на светскую, т. е. общественную жизнь. В то же время государство обеспечивает свободу совести, сохраняя право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, вести светскую просветительскую работу среди населения. Власть церковных проповедников должна простираться только на тех прихожан, сознанием которых они сумели овладеть и манипулировать, но простираться только в пределах их культовых помещений. Вне этих помещений их власть и влияние должны заканчиваться.

В то же время в светском государстве должна бытовать внятная светская система ценностей, светская система образования и просвещения. Нередко нравственно здоровое общество имеет таких своих представителей, которых называют совестью нации. Это люди, которые выражают лучшие черты культуры и морали этого общества. Отсутствие таковых в сегодняшней России – тревожный знак. Можно предположить, что развитое светское общество должно создавать условия для взращивания и поощрения тех своих общественных лидеров, которых можно будет считать совестью страны. Поддержка таких благородных личностей – хорошее лекарство против деградации культуры; они – образцы для подрастающих поколений людей. В этом смысле светская элита – носители общественного разума, светской духовности, проповедующие элементы светской нравственности и общечеловеческих ценностей. В идеале именно глава светского государства и должен быть светским лидером, последовательно отстаивающим идеалы светскости, быть образцом человека здравого смысла, разумности и человечности.

Однако, к сожалению, в мире пока что сплошь и рядом игнорируются светские ценности, интересы и права неверующих. В отсталых странах или в обществах незрелой демократии власти мало заботятся о светском воспитании сограждан и обычно далеко не бескорыстно вступают в союз с господствующей в обществе религией.

Итак, вроде бы не требуется каких-то дополнительных доказательств того, что важнейшей чертой индивидуального и общественного поведения граждан светских государств должна быть их светскость, являющаяся своего рода признанием их конституционного достоинства и статуса в обществе разумных и нравственных людей.

Россия – это не только страна православного христианства. В ней никогда не умирала традиция свободомыслия и разума. В. Г. Белинский в своё время писал: «Присмотритесь хорошенько к нашему народу, и вы увидите, что он глубоко атеистичен». Ему вторил А. И. Герцен: «Религия… – это только крепкая узда для масс, самое страшное пугало для простаков, высокая ширма, которая мешает народу ясно видеть то, что происходит на земле, заставляя его возводить взор к небесам».

Ещё ранее князь М. М. Щербатов, известный русский историк и просветитель, будучи даже человеком консервативных убеждений, тем не менее, в своих оценках причин «повреждения нравов» в России утверждал: «Наши попы и церковники, имеющие малое просвещение без нравов, суть наивреднейшие люди в государстве». По его мнению, для просвещения страны необходима философия, которая «ценна тем, что может способствовать исправлению нравов». Выводы Щербатова актуальны и для сегодняшней России.

Конституционная норма об отделении церкви от государства, закрепляет фундаментальные принципы светскости: свободу совести, юридическое равенство церквей и непризнание ни одной из них как государственной, обязательной или господствующей. Долг светского государства – не поддержка какой-либо религии или церкви, а максимальное содействие развитию образования, просвещения, науки и культуры. Его долг – не строительство храмов и молельных домов, а дворцов и домов культуры, культурно-просветительских, научно-образовательных и культурно-досуговых центров, музеев, заповедников, зон отдыха и спортивно-оздоровительных комплексов, способствующих просвещению, гуманистическому и гражданскому воспитанию, интеллектуально-нравственному, эстетическому и физическому развитию населения, прежде всего молодёжи.

Один из важнейших принципов светскости – свобода совести. Он предполагает содействие государства в распространении научной информации и норм светской нравственности, произведений литературы и искусства, вошедших в золотой фонд мировой культуры. Светское государство – это прежде всего защита и укрепление в общественном сознании всей системы светских ценностей – от этических до семейных и экологических.

Принято считать, что одно из важнейших условий демократии – обеспечение свободы убеждения и вероисповедания, а значит, прав граждан без всяких опасений быть неверующими и не скрывать своих убеждений, так же как и верить в бога. Конституция Российской Федерации формально отвечает этим требованиям, но на практике они, как мы знаем, не соблюдаются. Светскость не против религий и тем более она как таковая не атеистична и не имеет никакого отношения к признанию или отрицанию бытия бога. Светскость очерчивает внерелигиозную сферу общественной жизни, то необходимое общее пространство человеческих отношений, которое в современной культуре имеет решающее значение для успешного развития всех и каждого. Светское – против экспансии религиозной веры и церкви в область государственного и муниципального управления, светской культуры, образования и воспитания.

Фундаментальные принципы светскости и секуляризма известны давно 1, но в школьных учреждениях они не изучаются. Никто не разъясняет само понятие светскости, предполагающего свободу совести и разума, право иметь любые религиозные верования, так же как и право отказаться от них в пользу научного мировоззрения, здравого смысла, разума и добродетельности, в пользу просвещённого атеизма. В России традиционно низок уровень критического мышления граждан. Учитывая это обстоятельство, вполне уместным выглядит введение дисциплин, развивающих критическое мышление, высокую оценку науки и её достижений, рациональное отношение к любым догматическим или суггестивным доктринам, включая религиозные и паранормальные верования, столь популярные сегодня.

Таким образом, светскость является универсальной общей основой социума, но при условии, что она остаётся открытой для обсуждения и критики, признаёт не только единство нравственных ценностей, но и их разнообразие и динамику. Под светским поведением следует понимать общепринятый в данном обществе благовоспитанный образ жизни – разумный, мудрый, высоконравственный, добродетельный, основанный на здравомыслии, солидарности и взаимопомощи.

Светское поведение исключает недостойные и безнравственные поступки, а также проявление в поведении индивидов фанатизма и нетерпимости, в том числе и религиозной. Чувства и убеждения людей – как верующих, так и неверующих – должны одинаково уважаться и охраняться.

В светском государстве важно сохранять баланс прав и обязанностей граждан. Поведение любого человека определяется не только его свободами, но и системой обязанностей – от семейных ииндивидуальных до общественных и экологических. Такой баланс может быть обеспечен должным образованием и воспитанием, доведением до простой привычки соблюдение базовых обязанностей индивида. Немаловажное значение имеют обязанности человека по отношению к самому себе. Осознание этого – важнейшая предпосылка для повышения уровня самооценки, которая у россиян традиционно занижена. Не в меньшей степени человек должен помнить о своих обязанностях по отношению к ближнему (своей семье, родственникам, друзьям), к обществу и окружающей среде. Чем сильнее развита светская компонента мировоззрения человека, тем лучше понимаются и больше уважаются интересы других, интересы общества и государства.

Общество светской культуры – это высоко социализированное открытое и демократическое общество, что, в частности, мы можем видеть в некоторых скандинавских странах – Швеции, Норвегии и др. Вспоминаются слова французского философа XX в. Анри Бергсона из его сочинения «Два источника морали и религии», в котором он утверждает: «Закрытое общество – это такое общество, члены которого тесно связаны между собой и равнодушны к остальным людям… Открытое общество – это то, которое в принципе охватывает всё человечество». Известно, что все теократические и религиозно индокринированные 2 общества и государства являются своего рода ЗАО. Сегодня религия служит разделению народов Земли на подозрительные, полувраждебные или откровенно враждебные сообщества индивидов, которых церковная власть исподволь или открыто натравливает на людей иных религий и культур. Светское же общество является полностью открытым для всех, но требующим соблюдения общепринятых правил поведения. Из всего этого становится вполне очевидным, что только светскость способна объединять людей и в итоге спасти человечество от самоуничтожения и нескончаемых кровопролитных конфликтов на религиозной почве.

Воспитание у индивидов достойного, т. е. светского поведения – это не прихоть и не блажь. Это насущная потребность любой нации, нацеленной на выживание, желающей иметь достойное будущее. И если иногда говорят, что «красота спасёт мир», то по трезвом размышлении лучше сказать: «Светскость спасёт мир!».

Светскость, светская культура – один из важнейших, если не самый важный фактор национальной безопасности страны. Воплощение в жизнь этого конституционного принципа – залог успешного решения огромного комплекса накопившихся проблем, способ вывести Россию из затянувшегося нравственного, культурного и социального кризиса.


Секуляризация – процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под контроля религии. Уже с XI – XII вв. в Европе судопроизводство, образование, здравоохранение из ведения церкви, духовенства постепенно переходят в руки светских властей. В России вопрос о секуляризации церковных земель возник ещё на рубеже XV и XVI вв. 26 февраля 1764 г. Екатериной II был издан указ о секуляризации, по которому все вотчины синодальные, архиерейские, монастырские и церковные земли были переданы в ведение Коллеги экономии. Крестьян, населявших секуляризованные вотчины, было больше миллиона.

Индоктринация населения – насыщение массового сознания определённым, выгодным правительству, политической организации или церкви содержанием в форме убеждений, верований, образов, установок, стереотипов.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика