Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2012, № 3 (64) – № 4 (65)
Сайт «Разум или вера?», 23.06.2013, http://razumru.ru/humanism/journal2/64_65/litvinova.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Осень – зима 2012 № 3 (64) – № 4 (65)

ЭТИКУ – В ШКОЛУ!

Семь этических

«ДА…»

Наталья Литвинова

учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 848 г. Москвы

Таинственное число семь! Каким его только не считают: и священным, и магическим, и счастливым. Поэтому, не случайно мне хочется поразмышлять о тех семи этических «ДА…», которые, на мой взгляд, надо соблюдать при общении учителя с учениками и родителями, особенно в современной общеобразовательной и уже многонациональной школе, где светское нравственное образование должно стоять во главе всего процесса обучения.

Нормы этики учителя устанавливаются на основании Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании» и принятых в соответствии с ним иных законодательных актов, норм международного права, а также общечеловеческих моральных норм и традиций российской школы. Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя общаться и договариваться, не уважая друг друга. Есть две важные системы, которые регулируют наше общество: закон и мораль, предполагающая определённый этикет. «Закон не позволяет нам поубивать друг друга, а этикет не позволяет нам свести друг друга с ума», – писал Д. Мартин.

Так каких же норм должен придерживаться учитель?

Дарите свою улыбку. Улыбка, смех у всех народов означают доброжелательность и хорошее настроение. Поэтому, произнося слова приветствия нужно слегка улыбнуться, ведь, когда человек видит улыбку на вашем лице, он и вас примет более радушно. Смех, как говорил Виктор Гюго, прогоняет зиму с человеческого лица.

Придавайте значение словам. Вежливость – неотъемлемая часть этикета. Она подразумевает, в первую очередь, употребление так называемых «волшебных» слов. Хотелось, чтобы не только ученики говорили «спасибо» своим учителям, но и учителя говорили «спасибо» своим ученикам. «Спасибо» за урок, за совместный труд, за понимание, за внимание и просто за то, что они у него есть. Ведь учитель – это не только призвание, это состояние души. Кстати, слово «спасибо», по уверению психологов, действительно является действенным. Слыша его, человек испытывает эмоции, сходные с теми, которые возникают у детей, когда их ласково гладят по голове. Получив устную благодарность, человек подсознательно настраивается на позитив.

Давайте быть тактичными. Ещё в первом уставе российских гимназий говорилось: «В обращении с учениками учитель должен быть мягким и выдержанным. Первою заботой учителя должно быть то, чтобы вызнать свойства и нравы детей, дабы можно было лучше управлять ими».

Педагогический такт – характерный профессиональный признак учителя. Учитель должен быть внимательным, уметь слушать ученика, а главное – быть неравнодушным.

Давайте слышать и понимать друг друга. С детьми гораздо легче работать, если есть полное взаимопонимание с родителями. А как этого достичь? Мы часто говорим: «Хороший или трудный класс». Большинство родителей объясняет это явление тем, что в разных классах разные учителя и классные руководители. «У хорошего классного руководителя класс передовой, – говорят они. – У неважного – плохой». В этом есть доля правды. Но говоря так, родители забывают о себе. А ведь многое исходит из семьи. Родителям трудно это осознать. Возможна конфликтная ситуация. И здесь очень важно не опускаться до банального выяснения отношений: кто виноват, а совместно искать выход. «Главное в людях – талант человечности», – отмечал А. Алексин.

Давайте не забывать о справедливости. В. А. Сухомлинский писал: «Справедливость – это основа доверия ребёнка к воспитателю. Но нет какой-то абстрактной справедливости – вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребёнка». Справедливый человек – это и тот, кто честен и с детьми, и с собой, кто не боится вовремя рассказать об ошибке, признать её. «Самое дурное, что может быть на белом свете, – воспитатель, не признающий, не видящий, не желающий видеть своих ошибок. Учитель, который ни разу не сказал своим ученикам, их родителям, самому себе: «Извините, я ошибся» или: «Я не сумел». (А. Лиханов «Драматическая педагогика»).

Далеко не отходите от золотой середины. «Древние греки недаром говорили, что последний и высший дар богов человеку – чувство меры», – писал И. Тургенев. Золотая середина хороша во всех делах – и есть надо столько, чтобы насытиться, а не столько, сколько позволяют возможности, и одеваться надо так, чтобы прилично выглядеть, а не так, словно вы ограбили банк. Золотая середина хороша и в человеческих отношениях.

Отдавайте детям своё сердце. Далеко не каждый учитель умеет создать тёплую эмоциональную атмосферу в классе, которую впоследствии выпускники будут вспоминать как счастье. Но если вы посещаете урок с удовольствием, вам интересно, вы чувствуете себя комфортно, значит, вам повезло. Повезло, как когда-то ребятам из киноповести Г. Полонского «Ключ без права передачи».

Людям свойственно верить. И пусть «счастливая семёрка» нравственных правил поведения ещё раз покажет нам, что вытекающий из морали этикет – это вежливость, во многом доброта, уважение и хорошее отношение к людям.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика