Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Осень – зима 2012 № 3 (64) – № 4 (65)
ПУБЛИЦИСТИКА, ПОЭЗИЯ, ЛИТЕРАТУРА
Аркадий Цоглин |
|
КАК ВЕРИЛИ ПРЕДКИ Народные пословицы о религии |
Важной составной частью культурного богатства народа заслуженно считаются пословицы и поговорки. В них отчётливо и всесторонне, и притом в сжатой форме, воплотилась вековая мудрость этноса. Пословицы охватывают все стороны народной жизни, немало в них и суждений о религии, церкви и её служителях. В прошлом усилиями власти и церкви в жизнь общества веками внедрялись религиозные обряды и понятия, что не могло не наложить сильный отпечаток на образ мыслей народа. В некоторых кругах общества бытует мнение, что наши предки были неколебимо набожны и глубоко преданы Богу. Даже возникло определение русского народа «народ – Богоносец». Это мнение создано деятелями церкви, т. к. облегчает миссионерскую работу духовенства. Церковники придумали и внедрили в сознание народа большое количество изречений, основанных на традиции и выражающих назидательный характер их проповеди. Например:
Одно спасение – пост да молитва.
Молись иконе да будь в покое.
Пост да молитва небо отворяют.
Богу молиться – вперёд пригодится.
Авторы этих церковных пословиц пытаются выдать их за народную мудрость. Но подлинные народные пословицы заметно отличаются от подобного поучительного словотворчества, хотя тоже нередко говорят о вере и молитве. В прошлом широко употреблялась пословица «Вес да мера – христова вера». Как возникло такое сравнение? Для простых людей вес и мера были реальными величинами. Уравнивание с ними веры в бога явно не в пользу последней. Кроме того, здесь есть явный намёк на подмену церковью религиозного служения хозяйственной деятельностью. С этим связана и другая народная пословица – «Вес – не попова душа». Глубокая вера несовместима с таким пренебрежительным отношением к служителям церкви. Снижение образа бога путём такого рода сравнений было частым явлением в фольклоре. Вот несколько образцов таких пословиц:
Деньга не бог, а полбога есть.
Деньга попа купит и бога обманет.
В них подчёркивалось могущество денег, превосходящее силу бога в представлении простых людей.
Постулат божьего всемогущества и милосердия, внушаемый церковниками, вызывал порой у людей ироническое отношение, что отражалось в пословицах:
Бог поберёг и вдоль и поперёк.
Ох, ведает про то бог, отчего живот засох.
Кто сам себя стережёт, того и бог бережёт.
Бог-то бог, да сам не будь плох.
На бога надейся, а сам не плошай.
Интересно, что в некоторых пословицах сохранилось воспоминание о раннем периоде крещения Руси. В частности, о кровавом принуждении к новой вере в древнем Новгороде народ сложил пословицу «Добрыня крести мечом, Путята – огнём». Здесь употребляются имена князей, заставлявших народ принять христианскую веру насильно. О том, как трудно приживалась христианская вера на Руси, свидетельствуют пословицы того времени:
Веру переменить – не рубашку переодеть.
Менять веру – менять и совесть.
Критически относясь к догматам христианской веры, люди говорили: «Свой вертеп лучше Синайской горы». Для них свой дом, даже убогий, был важнее священной горы, на которой, по библейской легенде, пророк Моисей разговаривал с богом! Близка по смыслу к этой пословице и другая – «Наша горница с богом не спорница: каково на дворе, таково и в ней». Под видом безропотного преклонения перед высшей силой здесь сказалась горькая ирония по поводу бедной жизни.
Церковь постоянно внушала народу мысль о его греховности, чтобы вызвать чувство религиозного покаяния. Она пустила в обращение такие афоризмы:
Един Бог без греха.
Один Бог безгрешен.
Виновен да повинен – Богу не противен.
Но ожидаемого смирения не получалось. О своей греховности простые люди часто говорили с иронией:
Согрешающих видим, о кающихся бог весть.
Благословясь не грех.
Что грешно, то и потешно.
Не скажешь «аминь», так и выпить не дадим.
До сих пор широко бытует пословица – «И рад бы в рай, да грехи не пускают». В ней проявилось мнимое смирение, а, по сути, пренебрежение церковной райской сказкой. Не верят люди в реальность христианского рая, и всё тут!
В ответ на настойчивые призывы священников регулярно молиться в церкви народ сочинил немало остроумных пословиц:
Знают и чудотворцы, что мы не богомольцы.
Не до обедни, коли много бредни (т. е. хозяйственных забот).
Нужда – богомолка.
Реальная жизнь показывала людям тщетность молитв, что отразилось в пословице «Нет тяжелее: богу молиться да долги платить». Народ сознавал, что за мотивом молитвы нередко кроется корысть или злой умысел. Отсюда пословицы – «Добрый вор без молитвы не украдёт», «Зашёл в чужую клеть молитвы петь», «Вор слезлив, а плут богомолен», «Иной по две обедни слушает да по две души кушает».
Кто не слышал насмешливую пословицу – «Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибёт»? В ней проявилось ироничное отношение к умственным способностям религиозных догматиков и истовых богомольцев.
В пословицах выражалось и скептическое отношение к церковным постам. Это чувствуется в таких выражениях:
Постись духом, а не брюхом.
За еду не быть в аду.
Бес и хлеб не ест, а не свят.
Люди отстаивали право самим решать, поститься им или нет:
Среда да пятница в доме не указчица.
Опыт показывал, что длительные посты истощают тело, наносят вред здоровью. Это наблюдение породило такие пословицы:
Зачал говеть, да стало брюхо болеть.
Рада бы душа посту, так тело бунтует.
Часто сельские люди делали вывод о необязательности постов:
Пост не мост, можно и объехать.
Согрешил, накрошил да и выхлебал.
Кому скоромно, а нам на здоровье.
•••
Выдающийся общественный деятель России ХIХ века Виссарион Белинский в своём знаменитом письме Н. В. Гоголю решительно возражал против установившегося официального мнения о боголюбивости и особой религиозности русского народа. Он убеждённо писал:
Составитель знаменитого Толкового словаря Владимир Даль иллюстрировал слово «церковь» такой пословицей: «Близко церковь, да далеко от бога». Смысл пословицы откровенно антицерковен. И таких пословиц в словаре Даля немало:
Не строй семь церквей, пристрой семь детей.
Поп сидя обедню служит, а миряне лежа богу молятся.
Голодному да заботному долга обедня.
На бедняка и кадило чадит.
•••
Церковь внушала народу противоречивые понятия. С одной стороны, утверждалось, что человек – ничтожное существо, целиком находящееся во власти бога. С другой стороны, в богословии закреплена идея о том, что человек создан по образу и подобию божьему. В результате, некоторые развитые люди стали сравнивать себя с богом не только по внешности, но и по сути. Так, поэт Державин писал о людях, то возвышающих, то унижающих себя:
Я царь, я раб,
Я червь, я Бог!
Поэт отмечал в этих строках сложность жизни и человеческой натуры, мечту о величии человека. Он догадывался, что именно люди сотворили себе бога, наделили его многими своими признаками. Это проявилось и в народных поговорках:
Ваши слова да богу в уши.
Он живёт как у Христа за пазухой.
Он бога за бороду ухватил (об удачливом человеке).
В них богу приписывают черты человека (уши, борода), он одет в обычную одежду (имеет пазуху). В церковном мифотворчестве небесная божественная иерархия напоминает земную государственную власть во главе с царём-самодержцем, который повелевает целым отрядом архангелов и ангелов. В его услужении находятся многочисленные святые угодники. Даже используется аналог тюрьмы – ад с его палачами и служителями – чертями. Церковь активно поддерживала самодержавную царскую власть как богоугодную. С этой целью церковные авторы придумали такие пословицы:
Всё Божье да государево.
Богом да царём Русь крепка.
Никто, как Бог да государь.
Бог ведает да царь.
Фразу «Всё Божье да государево» царь Иван Грозный включил в наказ гонцу, направляя его польскому королю Сигизмунду. Такая идеология была очень выгодна ему и другим самодержавным правителям. В её основе лежат слова евангельского Христа: «Воздайте кесарево кесарю, а Божие Богу». В связи с этим возникла и церковная пословица – «Правда Божья, а воля царская». В настоящее время стало модным идеализировать царскую власть минувших веков. Это связано с усилением влияния православной церкви, всегда поддерживавшей монархию. Создаются предпосылки для установления в России политического строя, близкого самодержавному правлению (многолетнее управление страной одного известного политика).
Но в народе о верховной власти и её божественном происхождении сложили другие пословицы, куда более точно отражавшие реальное положение вещей:
За глаза и про царя говорят.
В недоговорённости этой пословицы скрыт намёк, что говорят о царе недоброе, такое, что страшно бывает высказать открыто. У неё был и более откровенный вариант, вошедший в фольклорные сборники дореволюционного времени – «Заглазно и царя бранят». Были в ходу и такие пословицы:
Царский праздник не наш день, а государев.
Царю из-за тына не видать.
Царю в народе, а киселю в брюхе место будет.
Если вспомнить, как говорили в народе о «кисельной сытости» – «Барская милость – кисельная сытость», то последняя «царелюбивая» пословица приобретает явно иронический смысл.
Существовали и такие пословицы, в которых люди насмешливо снижали царский образ или уравнивали себя с носителями высшей власти:
Муха и царю кусает брюхо.
Веник в бане и царя бьёт.
Царь без слуг как без рук.
О недоступности народу царской власти сложили пословицу – «До неба умом не сигнёшь, до царя рукою». В ней проявилась и чуждость «неба» простым людям, не понимавшим церковной веры. Широко бытовала пословица «Бог высоко, а государь далеко», возникшая во время правления Петра I. В начале XX века резко усилились бунтарские настроения среди рабочих. Они выражались и в форме пословиц, в которых задевался образ бога. Например:
Богу и царю служить – без штанов всю жизнь ходить.
Шахтер богу не родня: его бойся, как огня.
•••
В Толковом словаре В. Даля собрано много пословиц, характеризующих отношение народа к духовенству, которое зачастую было явно критическим. Ирония видна в таких пословицах:
Поп в колокол, а мы за ковш.
Попы за книжки, а мы за пышки.
Шёл в церковь, а попал в кабак, ну, ин так.
Хоть церковь и близко, да ходить склизко.
Три попа, да заросла в церковь тропа.
Противопоставление церковных и народных интересов в этих пословицах совершенно очевидно.
Целый пласт пословиц был связан с монастырями и монастырской жизнью:
Старичок Сергеюшка в шёлк-бархат всю братию одел (пословица говорит о Троице-Сергиевой лавре).
Не земля монастырь кормит, а мужичок.
Монастырщина что барщина.
Мир нечестив, а им сыт монастырь благочестив.
Не от бога лавре благодать, а от богомольцев.
В этих пословицах видно осуждение корыстолюбия монастырского начальства.
Решение человека стать монахом в пословицах тоже получало негативную оценку:
От беды в чернецы.
Дожила голова до чёрного клобука.
Постриженный – что отпетый.
Келья гроб – и дверью хлоп.
Вчера с кистенём, сегодня с чётками (среди монахов были и преступники).
О монахах резко говорили: «Монах он умом не ах».
До сих пор бытует фразеологизм «подвести под монастырь» с ясным значением поставить человека в трудное и неприятное положение.
Эти пословицы красноречиво свидетельствуют о том, что в русском народе религиозная вера была слаба и часто встречала насмешливое отношение. Не было большого почитания церковных устоев и молитв. Люди видели, что церковь связана с неправедной властью и поддерживает её. Конечно, всегда была часть населения, истово верящая в бога. Чаще всего это были психологически консервативные и догматичные люди, старые или душевнобольные, искавшие в религии утешения от житейских невзгод, убежища от одиночества. Эта социально инертная группа и сегодня составляет церковную паству. Фанатизм был и остаётся уделом старообрядцев, разных православных сект, пятидесятников и других групп верующих, ведущих замкнутое существование. Но молодым людям, вступающим в самостоятельную жизнь, стоит серьёзно подумать о роли религии и церкви в прошлом и в настоящее время. Хорошую помощь в этом оказывает изучение русского фольклора, в том числе пословиц и поговорок о боге, вере и церкви.