Содержание сайта =>> Популярно о науке =>> Архивные материалы
Сайт «Разум или вера?», 17.01.2015, http://razumru.ru/science/archive/yuferov.htm
 

«ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ» 07 ноября 2013 г.,
http://topwar.ru/35636-kitay-prevratilsya-v-mirovoy-lokomotiv-nauchnoy-deyatelnosti.html

НАУКА, ВЛАСТЬ, ОБЩЕСТВО

Китай превратился в мировой локомотив
научной деятельности

Сергей Юферов

Китай постепенно выходит на лидирующие позиции в мире в сфере опытно-конструкторских разработок и научных исследований. По числу запатентованных изобретений, количеству публикаций и индексам цитируемости в 2013 году Китай обойдёт Японию, выйдя на чистое 2-е место в мире после США. По числу опубликованных научных работ Китай практически догнал Штаты и с высокой долей вероятности обойдёт их по этому показателю уже в ближайшем будущем. Такие выводы были сделаны членами Королевского общества Великобритании (является аналогом РАН в России), которые оценили последние успехи разных стран в осуществлении научной деятельности.

Британские исследователи проанализировали ряд показателей, в том числе и число статей, которые были опубликованы и отрецензированы в периодических научных изданиях (источник база данных научных статей Scopus). По количеству научных публикаций Китай вышел на 2-е место. На первом традиционно находятся США, но если с 1993 по 2003 годы доля американских научных статей находилась на уровне 25 %, то с 2004 по 2008 годы она упала до 21 %. За это же время аналогичный показатель КНР вырос с 4,4 % до 10,2 %, что позволило Китаю взлететь с 6 на 2 место рейтинга, обойдя попутно Великобританию (процент английских научных трудов упал с 7,1 % до 6,5 %).

Помимо числа научных публикаций, авторы исследования изучили и количество ссылок на китайские научные публикации в работах других авторов. Данный показатель сегодня даёт представление о качестве проведённых научных работ: чем большее число учёных упоминает в своих статьях конкретную работу, тем больше её научная ценность. За тот же временной отрезок число ссылок на китайские научные работы выросло, но не на тот уровень, на который выросло количество публикаций.

Стоит отметить, что Китай с самых древних времен был известен своими изобретениями. Именно Китай подарил миру четыре великих открытия: бумагу, порох, компас и книгопечатание. Несмотря на это, данные открытия не привели Поднебесную к индустриальному «взрыву» в новое и новейшее время, как это, например, произошло в Европе (XVII – XVIII веках) или в соседней Японии (в середине XIX – начале XX веков). Возможно, виной всему были коварные британцы, которые подсадили Китай на «опиумную иглу» и первыми из иностранцев навязали стране неравноправные договоры, а, возможно, дело было в учении Конфуция, которое, по мнению европейских социологов, не способствовало формированию в стране активного рационального мышления.

В любом случае даосские монахи и конфуцианские учёные остались в далёком прошлом и выступают сегодня скорее приманкой для туристов. Нынешний Китай – один из признанных мировых лидеров. Науку КНР сегодня двигают амбициозные и молодые учёные: химики, физики, математики, биологи, технологи, программисты, многие из которых получили образование за границей и имеют опыт работы в европейских и американских научных центрах и лабораториях. Сегодня эффект «хайгуй» (так называют тех учёных, которые вернулись в Китай после обучения за границей) работает на развитие китайской и мировой науки. Помимо этого, не стоит сбрасывать со счетов такой фактор, как эмиграция из Китая. В наши дни десятки тысяч научных специалистов, имеющих китайское происхождение, трудятся в элитных европейских и американских университетах.

При этом руководство КНР (стоит отметить, что все последние руководители страны относят себя к технократам) проводит активную политику по возвращению на родину этнических китайцев, а также тех, кто был отправлен за границу в 1990-е и 2000-е годы. После возвращения домой они получают ещё более комфортные условия для работы и жизни, чем имели. Китайское правительство берёт на себя все расходы на приобретение дорогого научного оборудования – даже если работа проводится в рамках иностранного гранта. При этом власти страны предоставляют и свои «внутренние» китайские гранты, которые сегодня вполне соизмеримы с западными.

Средняя заработная плата учёных в КНР с 1998 года выросла в 27 – 28 раз. К примеру, годовой доход сотрудника одного из НИИ Китайской академии наук колеблется от 25 до 65 тысяч долларов в год (средние значения), но может доходить и до 150 – 200 тысяч долларов с учётом всех грантов и гонораров. А профессор Пекинского национального института биологических наук зарабатывает за год около 50 – 60 тысяч долларов. Для Поднебесной это просто отличная заработная плата. Неудивительно, что сегодня китайцы рассматривают учёных как настоящих столпов общества. Инженеры, учёные и профессура в китайском обществе с каждым годом ценятся всё больше. Из-за престижа профессии и высокого уровня зарплат (взрывной рост) большая часть самых перспективных выпускников вузов связывает свою дальнейшую жизнь с наукой. Китайские учёные постоянно испытывают социальную поддержку проводимых ими исследований со стороны общества. Более того, начиная с 2006 года Пекин реализует особую программу: «План действий по увеличению понимания науки населением», которая проработана до 2020 года.

Есть в китайском вузовском образовании и проблемы, аналогичные российским. Главная из них – избыточность высших учебных заведений в стране, в основном за счёт появления в последние годы скороспелых «академий» и «университетов», которые не обладают высоким качеством обучения студентов. Из-за этого количество выпускников превышает имеющийся в стране спрос на 20 – 30 %, а престиж высшего образования снижается.

Несмотря на это, Китай отличается очень высоким качеством образования. Институт Дальнего Востока РАН опубликовал свои исследования о наращивании научно-технической мощи КНР. В настоящее время Китай уже занимает 1 место в мире по объёму выделяемых ресурсов (в том числе и приборной базы) на одного исследователя, а по количеству научно-технического персонала, численность которого уже достигла 51 миллиона человек, страна также не имеет себе равных. И если столь большую цифру можно увязать с самой большой в мире численностью населения, то высокий уровень образования этим не объяснишь. В 2009 году по количеству университетов, которые вошли в топ-200 университетов мира, Китай занял третье место (11 вузов), пропустив вперед только США и Великобританию. При этом 3-е место КНР делит с Голландией и Японией, хотя всего лишь десятилетие назад в топ-200 входил только один китайский университет (Фуданьский в Шанхае).

Проблемы китайской науки

Самой главной проблемой науки в КНР является обеспечение национального инновационного развития с учётом обращения к интенсивной экономической модели, которая базируется на разработке, выпуске и экспорте китайских технологий. Это очень сложная задача, так как до 2007 года, по словам отечественного учёного Якова Бергера, зависимость главных отраслей промышленности Китая от импортных высокотехнологичных компонентов была очень высокой. К примеру, при выпуске автотранспорта КНР зависела от иностранных разработок приблизительно на 70 %, при изготовлении IT продукции – на 95 %, при производстве телевизоров и мобильных телефонов – на 100 %.

До недавних пор главной проблемой было то, что китайские предприятия не «переваривали» иностранные технологии для создания своих, национальных, часто занимаясь достаточно грубым и механическим копированием, которое сопровождалось и нарушением авторских прав. Более того, китайские эксперты даже создали специальные методики тиражирования и копирования иностранных технологий. Такой путь проще и дешевле, но стратегия простого копирования полностью выработала свой ресурс.

В ближайшие 20 лет промышленность и наука КНР должны ответить на новый стратегический вызов. Согласно планам развития науки и техники в Китае, к 2020 году страна должна будет выйти на мировой уровень по 11-ти основным направлениям научной деятельности, а по 3 – 5 позициям в каждом из этих направлений обеспечить себе лидирующие позиции. К 2050 году в Китае рассчитывают создать экономику знаний. В 2006 году в Китае был принят долгосрочный план развития научной деятельности, который предполагает рост финансирования науки. К 2020 году на науку планируется выделять до 2,5 % от ВВП (сейчас на уровне 1,5 – 1,7 % от ВВП).

Проблемой является также объединение инноваций и науки. В 2007 году примерное соотношение финансирования академической и университетской науки находилось на уровне 5 к 1, данная пропорция сохраняется и теперь. При этом китайское руководство отдаёт себе отчёт в том, что главное здесь – не сумма финансирования, а эффективность его использования. В наши дни в связке «Академия наук – университет – министерство – промышленное предприятие» разрабатываются структуры, целью которых является превращение промышленных объектов в реальную базу для инновационной деятельности. Ни для кого не секрет, что ещё в 2003 году лишь 30 % всех предприятий в Китае были охвачены ОКР.

При этом в Китае, как и в России, реформировали Академию наук. Однако в Поднебесной не стали сливать различные академии в одну, сохранив их профильную специализацию и независимость. К примеру, КАН – Китайская академия наук – занимается развитием физики, математики, химии, информационных технологий, биотехнологий, медицины и т. д. КАОН – Китайская академия общественных наук – специализируется на экономике, истории, международных отношениях, социологии, праве, философии. КИА – Китайская инженерная академия – работает в сфере металлургии, машиностроения, строительства, тяжёлой и лёгкой промышленности, сельского хозяйства.

В Китае провели сокращение научных институтов. В КАН – со 123 до 92, а в КАОН – со 152 до 112, с одновременным увеличением объёмов финансирования (до 40 %). Вопросы организации каких-либо «агентств по управлению имуществом» и аренды помещений в Китае в принципе не возникают. Также государство достаточно жёстко контролирует возраст директоров НИИ, который не может превышать 55 лет. В стране происходит регулярное обновление руководящих кадров на всех уровнях.

Таким образом, в настоящее время китайская наука, которая сохранила ещё советское «классическое» академическое наследие, успешно адаптирует в стране и западный опыт, а также самые современные иностранные инновации, что позволяет ей динамично развиваться.

Источники информации:
http://rus.ruvr.ru/2013_10_23/Kitaj-i-mirovaja-nauka-Mezhdu-Konfuciem-i-visokimi-tehnologijami-2369
http://www.nkj.ru/archive/articles/19513
http://funduma.ru/2011/12/kitay
http://comments.ua/ht/243096-kitay-priznali-nauchnim-liderom.html

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика