Содержание сайта =>> Популярно о науке =>> Биология
Сайт «Разум или вера?», 06.07.2006, http://razumru.ru/science/biology/kalikinskaya.htm
 

«Наука и жизнь» № 12, 1997 г., стр. 50 – 54
http://nauka.relis.ru/cgi/nauka.pl?08+9712+08712050+HTM

УЧЁНЫЕ ОБСУЖДАЮТ, ПРЕДЛАГАЮТ, СПОРЯТ

БИОЛОГИЯ – НАУКА ДЛЯ ВСЕХ

СОБЛЮДЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРИНЦИПОВ В ОТНОШЕНИЯХ С ПРИРОДОЙ –
ОДНА ИЗ САМЫХ ВАЖНЫХ ЗАДАЧ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

В августе этого года* на биологическом факультете МГУ прошла международная конференция «Биология, гуманитарные науки и образование». В центре внимания была проблема экологического кризиса на планете, но в необычном ракурсе. Участники конференции считают, что причина надвигающейся экологической катастрофы – в несовершенстве сознания современных людей, их сосредоточенности исключительно на своих, как правило, потребительских интересах. Многих бед можно избежать, если при решении всех экономических, политических, юридических вопросов на международном уровне учитывать нужды не только человека, но и всех живых существ, населяющих планету. Каждое проявление жизни на Земле уникально, и растения, животные и даже микроорганизмы имеют свои права, которые должны защищаться не менее строго, чем права человека.

Ученые разных специальностей обменивались мнениями, искали общие пути для разработки новых систем образования в школах и высших учебных заведениях, обсуждали проблемы биологии в конце ХХ века. Публикуемый материал знакомит читателей с предложениями, гипотезами, достижениями участников этой конференции.

Кандидат биологических наук Е. Каликинская
специальный корреспондент журнала «Наука и жизнь»

Мы живем в такое время, когда человек чувствует свои сказочные
возможности, но не знает, к чему приложить свои способности.
Он покорил все явления, но так и не стал хозяином самого себя.

Х. Ортега-и-Гассет.

«ЧЕЛОВЕК» – ЭТО ЗВУЧИТ ТОЛЬКО В ХОРЕ

Эмблемой конференции стала маленькая фигурка человека, стоящего на огромном земном шаре. Этот образ выражает сущность новой философской доктрины, получившей название биоцентризма. По мнению ее приверженцев, человек – это лишь часть великого разнообразия живых существ на планете.

Эту мысль развивали лучшие умы человечества. Вот что писал французский философ ХVII века М. Монтень: «Пусть человек … докажет мне с помощью своего разума, на чем покоятся те огромные преимущества над остальными созданиями, которые он приписывает себе. Кто уверил человека, что это изумительное движение небосвода, этот вечный свет, льющийся из величественно вращающихся над его головой светил, этот грозный ропот безбрежного моря, – что все это сотворено и существует столько веков только для него, для его удобства и к его услугам? На чем основано то превосходство, которое он себе приписывает, полагая, что в этом великом мироздании только он один может воздать хвалу его Творцу и отдавать себе отчет в возникновении и распорядке Вселенной? … Пусть он покажет нам грамоты, которыми возложены на него эти сложные и великие обязанности».

Современный человек беспредельно утверждает свое главенство в мире. Он берется переделывать природу и вмешивается в ее законы – от поворотов рек до изменения генетической основы видов и расщепления атома.

В основе современной экологии лежит разделение двух понятий – «человек» и «окружающая его среда». Тем самым изначально человек противопоставлен своей среде обитания, он привык считать себя если и частью природы, то, разумеется, такой, для которой писаны особые законы.

По мнению профессора М. В. Гусева, председательствовавшего на конференции «Биология, гуманитарные науки и образование», такая точка зрения ведет к различным формам дискриминации: если ее исповедует нация – к нацизму, раса – к расизму. Нацизм и расизм осуждены человечеством и отвергнуты как тупиковые пути развития, а вот антропоцентризм – признание человеческих интересов превыше всех остальных – продолжает существовать в сознании множества людей.

Французский профессор Ф. Вора считает, что «экологический эгоизм» человека был причиной гибели многих древних цивилизаций, но человечество ничему не научилось: и сегодня этот же принцип лежит в основе развития всех стран. В самом деле, главная цель развития любого государства – непрерывный экономический рост. В сознании человека нашего времени это стало почти нормой – в «благополучных странах» условия жизни постоянно улучшаются, научно-технический прогресс непрерывен и ведет ко все большим благам для всех. Давайте отвлечемся от этой схемы и задумаемся: а возможно ли это? Английский философ Боулдинг уже дал весьма ироничный ответ на этот вопрос: «Тот, кто верит, что экспоненциальный рост может продолжаться бесконечно в небесконечном мире, тот либо ненормальный, либо экономист».

Итак, неограниченный рост – это противоестественный процесс. В природе неограниченный рост приводит к образованию опухолей и гибели всего организма. Что-то подобное и происходит сейчас на планете. Ф. Вора считает, что общество должно отказаться от стремления ко все увеличивающемуся комфорту – такой путь ведет к неустойчивому развитию, которое рано или поздно обернется гибелью цивилизации. Чтобы избежать этого, люди должны изменить в первую очередь свое мировоззрение.

ЕСТЬ ЛИ ПРАВА У РАСТЕНИЙ?

 
 
 
 
 
 
 

Животные так же, как мы, испытывают страх и страдание, заботятся друг о друге, познают окружающий мир, любят своих детенышей. Многие ученые думают, что настало время считать их полноправными участниками событий на планете, у которых тоже есть свои интересы.

Приверженцы биоцентризма мечтают о том времени, когда будет создана новая юридическая система, в которой живые существа различных уровней организации будут иметь свои собственные права. Первые положения новой конституции уже существуют. «Каждая форма жизни уникальна и требует защиты независимо от ее практической ценности» – эти слова позолоченными буквами выбиты на пяти языках на стене главного здания ЮНЕП (Международная организация по охране окружающей среды) в Кении, в городе Найроби. Они являются составной частью Всемирной хартии природы, принятой ООН в 1982 году.

По мнению профессора М. В. Гусева, должна быть несомненной «презумпция виновности человека перед всеми остальными компонентами великого разнообразия, именуемого природой».

Положение не покажется нам слишком фантастичным, если вспомнить, что существующая система юриспруденции имеет целью разумное ограничение прав каждого человека в интересах всех людей, то есть по структуре своей она не антропоцентрична, а биоцентрична. И все же – юридические права растений, животных и даже микроорганизмов? Согласитесь, понять это трудно. Но такое предложение не кажется абсурдным, если вспомнить о множестве параллелей между жизнью человека и животных. Животные так же, как мы, заботятся друг о друге, страдают от измены, борются за лидерство, спасают от гибели своих детенышей. Профессор П. Келли из Великобритании в своем докладе рассмотрел случай, где интересы ученого тесно соприкасаются с этическими проблемами.

Биологи проводили эксперименты по изучению эмоций у человекообразных обезьян. И вдруг у одной из них умер детеныш. Животное пришло в отчаяние и впало в состояние транса. Как должны были поступить ученые – продолжить эксперименты, оставить все как есть, убрать детеныша? Все эти вопросы уже не из области науки, а из области этики. Люди, которые изучают поведение обезьян, постоянно сталкиваются с этическими проблемами. Многие из них – например, известная исследовательница Джейн Вудол – считают, что, как и у человека, у обезьян должно быть право на жизнь, на сохранение индивидуальной свободы, на продолжение рода, им должна быть обеспечена защита от насилия и мучений.

Но представление о правах одних лишь человекообразных обезьян – это тоже своеобразный антропоцентризм. Почему мы должны выделять этих животных из общего великого разнообразия природы? Только потому, что они чем-то похожи на нас? Или в группу животных, имеющих свои права, мы должны включить еще и тех, которые нам просто полезны, приятны, красивы … опять-таки с нашей точки зрения? П. Келли провел такой психологический эксперимент: попросил своих студентов дать оценку трем изображениям – аллигатора, цапли и обезьяны. Аллигатор у большинства молодых людей связывался с чем-то ужасным, цаплю воспринимали как малозаметную часть пейзажа, обезьяна же у всех вызывала только положительные эмоции. Аналогичное подсознательное отношение к различным типам животных подтвердили и результаты тестирования английских школьников. Профессор Келли предложил своим студентам другое задание – попробовать представить себе жизнь с точки зрения аллигатора или цапли. Оказалось, что мир предстает совсем иным, если попытаться хотя бы изредка смотреть на него глазами разных видов живых организмов, а не только самовлюбленным и эгоцентричным взглядом человека.

ЭКОЛОГИЯ – ИЗУЧЕНИЕ РУИН ХРАМА

Какие же пути предлагают ученые для реализации нового мировоззрения? Возможно, это вызовет возражения у большинства сторонников научно-технического прогресса, но приверженцы биоцентризма считают: выход один – поставить биологическое образование во главу угла при обучении любым специальностям. То, что экологическое образование необходимо всем и каждому, сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Но ведь экология – наука, изучающая разнообразные связи живых организмов между собой и их взаимодействие со средой обитания, – это только одна из частей биологии. Без глубокого знания многих разделов биологической науки экологическое образование невозможно.

Сегодня под экологическим образованием понимают совсем другое – в основном изучение последствий хозяйственной деятельности человека. По меткому выражению М. В. Гусева, «экологическое образование аналогично той части религиозного образования, где речь могла бы идти о последствиях атеизма для всей человеческой популяции». Иными словами, это все равно что изучать историю религии по руинам храмов. Такой подход явно недостаточен и по сути порочен.

Для изучения природы в ее живой и сложной организации – не разрушенного, а целостного храма во всем его великолепии – необходимо именно биологическое образование, знание законов функционирования природных систем на всех уровнях, от молекулярного до эволюционного.

А что представляет собой сегодня преподавание биологии в школе? Это дисциплина, которой явно пренебрегают в пользу математики, химии, физики. Считается, что она интересна только будущим специалистам – биологам либо чудакам, собирателям бабочек и жуков. Не лучше обстоит дело и в высших учебных заведениях. В учебных планах физиков, экономистов, юристов, как правило, биологии вообще нет. Общепринятое мнение: для интеллигентного человека необходим некий базовый уровень знаний математики, экономики, языков, а вот биология в этот список не входит. Но именно эта наука напрямую связана с тем, с чем мы сталкиваемся в обыденной жизни – с питанием, здоровьем, с миром животных и растений, с загрязнением окружающей среды. Последствия биологической неграмотности политиков и экономистов мы постоянно наблюдаем в связи с ухудшением экологической обстановки на всем земном шаре.

Сторонники концепции биоцентризма считают, что только новая система биологического образования спасет человечество от надвигающейся катастрофы.

Но каким должно быть это новое биологическое образование? И только ли биологическое? М. В. Гусев, например, полагает, что преподавание гуманитарных дисциплин также идет неправильным путем – оно антропоцентрично по своей сути. Почему преподавание истории – это изучение военных действий и экономических реформ? «Не кажется ли, что все эти войны, обещания политиков и прочее есть не та канва, по которой надо рассказывать об истории человеческого общества? А почему бы в качестве главных действующих лиц вместо Наполеона, Гитлера и Сталина не называть Пастера и Флеминга?» Ученый убежден, что самое важное в истории – великие открытия, избавившие человечество от болезней, эпидемий, голода. Такая точка зрения непривычна для большинства, но безусловно имеет право на существование.

БИОЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ

Но как же все-таки нужно преподавать биологию, чтобы она стала «наукой для всех»? Сегодня во многих странах ученые различных специальностей озабочены этим вопросом и пытаются выработать общую стратегию. Сделать это непросто хотя бы потому, что у современной биологии множество проблем – темпы ее развития в конце ХХ века слишком стремительны, половина признанных концепций устаревает через двадцать – тридцать лет. Однако параллельно с этим постоянно расширяются и возможности преподавания любого предмета в школе и институтах – появились Интернет, компьютерные средства обучения. Профессор А. Джордан из Швейцарии предлагает создавать специальные информационные сети для обмена знаниями между учащимися и специалистами, чтобы студенты и школьники могли получить ответы даже на те вопросы, которые не входят в учебный курс. По таким сетям могли бы передаваться, например, карты зимовок птиц, схемы подводных течений, маршруты животных во время сезонных миграций и многое другое.

Но компьютеры, Интернет и информационные сети, облегчая удобство получения и переработки нужных данных, таят в себе опасность иного рода – знание биологии у молодого поколения может превратиться просто в освоение совокупности схем, теорий и научных фактов, а живое общение с природой останется в стороне. А ведь именно в процессе такого общения закладываются основы бережного и трепетного отношения ко всему живому, осознание гармонии окружающего мира и его беззащитности перед грубым вмешательством человека.

Поэтому многие считают, что сегодня самое важное – это система так называемого деятельного биологического образования. В нашей стране эта традиция существовала давно: лет двадцать и более назад почти в каждой школе устраивали приусадебные хозяйства и живые уголки, в каждом городе – кружки юных натуралистов. Ребята должны были не только прочитать в учебнике главу о строении цветковых растений, но и вырастить цветы на школьном огороде, наблюдать за разнообразием их окрасок, за насекомыми, которые их опыляют. Энтузиастами этого дела были замечательные педагоги-биологи Л. Е. Тихомирова и И. С. Тихомирова, мать и дочь. Они работали в детских домах и школах, создали уникальную мини-ферму, где дети занимались генетикой и выводили новые породы кроликов. Журнал писал и о маленьком питомнике для домашних животных, который устроен в Загорском детском доме для слепоглухонемых («Наука и жизнь» № 3, 1995 г.).

К сожалению, сейчас в нашей стране многие хорошие начинания утеряны или сохранились лишь в отдельных школах, детских центрах. Многое придется начинать заново. Но идея деятельного биологического образования получила развитие за рубежом и теперь возвращается к нам в другом обличье. Например, в США уже более 30 лет существует уникальное учебное заведение – Морской институт Харбора, которым руководит школьный учитель Ирен Хупер. Эта организация проводит практику для студентов-биологов и школьников в лагере на берегу моря. Ребята осваивают искусство обращения с аквалангом, биологию моря, навыки выживания в экстремальной ситуации, подводную фотографию. Там же они совершают свои первые погружения и делают небольшие научные исследования. Очень важно то, что во время таких сборов школьники могут общаться со студентами и специалистами по биологии моря, помогать им в научной работе, устраивать совместные дискуссии и семинары. Основной принцип такого подхода к биологии – все попробовать своими руками, получить собственный опыт.

В Японии ищут другие, не менее плодотворные пути для формирования нового отношения к биологии – не только у специалистов, но и у широкой публики. Профессор К. Накамура, например, рассматривает биологию как часть культуры человечества. Его система преподавания включает не только усвоение системы знаний, полученных биологией в процессе своего долгого развития, но и так называемый Концертный зал науки, в котором преподаватель должен быть и певцом, и композитором, и сочинителем песен. Задача не из легких и не каждому по плечу, но К. Накамура считает, что главная задача – эмоционально-эстетическая: ученый должен поделиться своим восхищением перед миром живых существ, вовлечь людей, далеких от науки, в круг своих размышлений, образов, переживаний. Такой урок должен включать и живой рассказ, и музыку, и обращение к шедеврам живописи.

Вот два взгляда, два подхода к одной и той же проблеме – один направлен на внешний мир со всем его разнообразием и удивительными тайнами, другой – внутрь человека, на его восприятие природы. И то и другое вносит свой незаменимый вклад в будущую стратегию выживания человечества.

В нашей стране также развиваются новые формы обучения биологии, которым, возможно, удастся объединить в себе два эти подхода. Это ролевые экологические игры. На биологическом факультете МГУ студенты под руководством доктора биологических наук Д. Кавтарадзе принимают участие в своеобразном спектакле, который, однако, имеет очень серьезные цели. Каждый из участников получает описание экологической обстановки в небольшом районе, на территории которого находятся, например, завод, детский сад, лесопарк, линия электропередач, озеро с уникальной растительностью, пустырь, жилые кварталы. Участники распределяют роли – директор завода, лесничий, заведующая детской больницей, начальник санэпиднадзора и другие. Все вместе они пытаются решить экологическую проблему, возникшую в районе: например, выброс диоксинов трубами завода или рост легочных заболеваний у детей. Участникам необходимо проследить все причины и следствия такого происшествия и найти верное решение, не забывая, разумеется, об интересах своего учреждения. Такие игры не только помогают лучше усвоить учебный курс экологии, но и воспитывают заинтересованное отношение к охране живой природы и понимание сложности этой задачи в современном обществе.

***

Все участники конференции были единодушны в одном – биология должна стать не просто одним из предметов школьного или университетского курса, а необходимой частью любого образования. Они надеются, что в ХХI веке биология будет уже не отраслью естествознания, а гуманитарной наукой, без которой культурный человек просто немыслим. Она станет в один ряд с родным языком, историей отечества, этикой и моралью.

О попытках воплотить этот подход в жизнь рассказывает следующая статья**.


Имеется в виду 1997 г. (прим. вед. сайт).

** См. К. Михайлов, Хранитель русской Амазонки, «Наука и жизнь» № 12, 1997 г. (прим. вед. сайт).

 

 

На стыке наук

СТРОИТЕЛЬСТВО ВАВИЛОНСКОЙ БАШНИ

Круг интересов современной биологии постоянно расширяется, и ей приходится взаимодействовать со множеством наук, с которыми в процессе своего развития она вошла в тесное соприкосновение. Немецкий ученый Г. Шеффер, признанный авторитет в области биологического образования, определил основную задачу биологии именно как «наведение мостиков между науками».

Например, искусственное осеменение, использование донорских яйцеклеток, а также последние данные о клонировании млекопитающих вплотную подводят биологов к необходимости решать проблемы, которые входят в круг интересов новой отрасли естествознания – биоэтики.

Осмысление накопленной информации и попытки объяснить основные законы жизни привели в образованию особой науки – биософии. Биософия занимается проблемами отличия живого от неживого, особенностями развития живых организмов и многими другими философскими проблемами биологии.

В 70-е годы на Западе в политологии выделилась отдельная область – биополитика, которая ведет борьбу за сохранение живого разнообразия на нашей планете. Биополитиков интересуют такие разные вопросы, как влияние природных явлений на социальные группы людей, разработка экологической стратегии развития больших городов, оптимальный облик крупных архитектурных ансамблей и многое другое. Не так давно биополитическая интернациональная организация предложила устраивать раз в четыре года Биос-Олимпиады – состязания в различных видах деятельности, во время которых будет заключаться перемирие во всех горячих точках планеты.

Связь разных областей знания между собою и их взаимодействие с культурой осуществляет новая междисциплинарная наука – синергетика. Познание мира с помощью различных отраслей науки и культуры сегодня подобно строительству Вавилонской башни: все строители говорят на разных языках. Синергетика должна стать общим языком для их диалога.

 

 

Подробности для любознательных

АКСИОМЫ, ПРАВИЛО ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКА И «СЕКРЕТ ЖИЗНИ»

Прежде чем стать «наукой для всех», современная биология должна определить основные достижения своего развития в ХХ веке, выработать «квинтэссенцию» биологического знания, на которой и будет основано преподавание. Первые попытки в этом направлении были сделаны более пятнадцати лет назад. В 1982 году доктор биологических наук Б. Медников, один из постоянных авторов журнала «Наука и жизнь» (см., например, «Наука и жизнь» №№ 2–7, 1980 г.), предложил организовать преподавание биологии на основе четырех важнейших аксиом:

  1. Все живые организмы представляют собой единство фенотипа – совокупности внешних признаков и генотипа – наследственной программы.
  2. В качестве основы для генов будущего поколения используется ген предыдущего поколения.
  3. При передаче из поколения в поколение наследственные программы изменяются случайно и ненаправленно.
  4. Случайные изменения наследственных программ подвергаются отбору условиями внешней среды.

Б. М. Медников считает, что эти аксиомы, описывающие биологические процессы на молекулярном уровне, могут дать ключ к пониманию многих явлений живой природы.

Однако аксиомы сами по себе достаточно сложны и не совсем понятны для неспециалистов.

Профессор Г. Шеффер предлагает другую схему для освоения базовых биологических знаний. Эта схема получила название «концепции четырехугольника» и около пятнадцати лет применяется при обучении биологии в школах и университетах Германии.

Г. Шеффер считает, что современное биологическое знание может быть усвоено при рассмотрении четырех базовых понятий – жизнь, порядок, энергия, информация. Ученым известно, что одним из свойств живого является способность уменьшать энтропию – неорганизованность неживой материи. При этом внутренняя энтропия перемещается во внешнюю среду и происходит перенос энергии. Этот процесс ведет к образованию порядка – различного рода живых структур. Направление переноса энергии задается еще одним фактором – информацией. Живые системы располагают одним особенным видом информации, который и отличает их от неживой материи, – генетической информацией. С точки зрения науки это и есть главный «секрет жизни».

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика