Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> Альманах «Светский союз»
Сайт «Разум или вера?», 21.12.2003 г., http://razumru.ru/humanism/svs/12.htm
 

Альманах «СВЕТСКИЙ СОЮЗ»
к содержанию альманаха

БРАТЬЯМ ПО РАЗУМУ

Н. М. КОНДРАТЕНКО*

Уважаемый председатель Российского гуманистического общества!

Из журнала «Наука и жизнь» (№ 12 за 2001 г.) узнала о существовании РГО и об участии его в симпозиуме «Наука, антинаука и паранормальные верования». К сожалению, церковь не «повела наступление», как сказано в резолюции симпозиума, а уже давно и прочно внедрилась во все области жизни общества и продолжает расширять свои завоевания.

В настоящее время внедрение религиозного мировоззрения в сознание граждан является одним из главных направлений (если не самым главным) внутригосударственной политики. Негласным, но фактическим. Правящие круги, всячески используя религию для укрепления своей власти, вряд ли захотят официально разделить эту власть с церковью, но неофициально церкви создан режим наибольшего благоприятствования, часто вопреки Конституции.

Можно ли говорить о свободе совести, если в государственном гимне есть строка «хранимая Богом родная земля», а в государственной символике фигурирует Георгий Победоносец (персонаж религиозного происхождения)?

Почему все служащие в государственном военно-морском флоте, независимо от их личного отношения к религии, обязаны почитать святого Андрея Первозванного, чьи заслуги касаются только церкви?

Почему орден Александра Невского именуется теперь не иначе, как орден святого Ал. Невского? Ведь святой он – только для церкви, а орден учреждён в честь его патриотических заслуг.

Ссылки на исторические традиции смехотворны. Символика государства клерикально-монархического, каким была Россия до 1917 года, не может представлять государство демократическое, с декларируемой свободой совести и отделенной от государства церковью.

Уверена, что и в проектируемом российско-белорусском гимне обязательно будет «хранимая Богом…».

В этом году по центральному радио сообщили, что за последние 10 лет восстановлено 1300 церквей, причем в течение этого времени не раз говорилось, что при строительстве и восстановлении церквей местная администрация разных уровней выделяла для этого некоторые суммы, – естественно, бюджетные либо общественные. В этом же году по центральному радио известили, что в Москве ФСБ выстроила собственную церковь, которую освящали, а потом использовали для молебна служители культа. Уж наверное, не за личные средства сотрудников ФСБ! Следовало бы узаконить положение, по которому всякие пожертвования на церковные нужды и оплата церковных служб осуществлялись бы только из личных средств каждого отдельного гражданина, без всяких «решений общего собрания», «результатов голосования» и прочего инструментария подавления свободы совести отдельной личности.

Центральное радио регулярно предлагает религиозные передачи. Понедельник – «Верую» (православная программа); вторник – «Русское христианское радио»; среда – «Во что верит Россия» (ведущие этой передачи заверяют, что они ничего не пропагандируют, но это отнюдь не так); четверг – «Христианское радио "Голос надежды"» (толкование библии, музыкальное сопровождение и даже миниспектакли на библейские темы); пятница – «голос Ислама»… В последнее время пробился в радиоэфир голос Российского Библейского общества, но Российского гуманистического общества не слышно…

Кроме этих передач, в программы ежедневно вклиниваются либо разовые проповеди, либо рассказы о церковных праздниках, житиях святых, о чудесах, творимых мощами, иконами и т. п. Настойчиво отмечаются общественные заслуги церкви.

Кроме центрального, есть ещё и местные радио такого же толка. Даже о посещении церковных служб видными государственными и общественными деятелями обязательно сообщается всей стране: видимо, в качестве примера для подражания. Почему бы этим деятелям не посещать богослужения в качестве частных лиц, без оповещения о том всей страны?

С умилением сообщается по радио и в печати об открытии воскресных школ или детских лагерей, организованных церковью и, естественно, религиозного направления. Но ведь это капля по сравнению с морем ликвидированных бесплатных детских спортшкол, детских технических станций, станций юннатов, Дворцов и Домов пионеров с их разнообразными кружками, небольшими библиотеками и пр. Да и крупные библиотеки значительно обеднели. Зато библию и прочую церковную литературу можно получить бесплатно или за символическую цену.

Почему не слышно и не видно наших учёных, способных противостоять религиозному «цунами»? Ведь они есть, они даже пишут просветительные статьи. Но печатается это в мизерных количествах, да и рассчитаны эти статьи на читателя в какой-то мере образованного, который и без того не очень-то подвержен религиозному фанатизму. Нужны передачи по радио и дешевые, заманчиво оформленные брошюры просветительского направления. Язык их должен быть простым и понятным неискушенному читателю. И, уж конечно, не сухим, убивающим интерес к читаемому, особенно у молодёжи. Многие люди в настоящее время, как «овцы заблудшие», ищут пастыря либо в основных конфессиях, либо во всевозможных религиозных течениях и сектах. Почему бы РГО не сотрудничать с небольшими библиотеками в провинции? Река создаётся ручейками.

Многие дети теперь с раннего возраста воспитываются в религиозном духе, тогда как в школах практически нет целенаправленного гуманистического воспитания. А ведь оно должно бы быть в наших школах, если мы действительно демократическое государство и существуем отдельно от церкви, и начинать его надо если не с детского сада, то уж с первого класса обязательно. Между прочим, церковь давно уже распространяет детскую библию. А в наших и городских, и особенно сельских школах далеко не все учителя свободны от религиозного мировоззрения.

Много теперь говорят об альтернативной службе молодёжи призывного возраста, и уважительной причиной для отказа от службы в армии называют религиозные убеждения. Это только предлог для того, чтобы «въехать в рай» на чужих плечах. Все религии Земли как будто проповедуют всеобщую любовь и всеобщий мир. Но нет на Земле религий, последователи которых не участвовали бы в захватнических, освободительных или религиозных войнах, больших или малых.

Почему наше правительство так оберегает права верующих, а неверующих принуждает почитать религиозные (фактически) государственные символы и государственный гимн с религиозной окраской? Что мог бы сказать об этом беспристрастный Конституционный суд?**

В заключение хочу вернуться к главному: взаимоотношения церкви и государства необходимо вывести из сложившегося двусмысленного положения. Понимаю, что вряд ли правительство пойдёт на реальное отделение церкви от государства. Ведь легче не дать, чем отнять то, что уже дано. И кто же станет рубить сук, на котором сидит…

Поэтому мне остаётся только извиниться за бесполезное, но многословное письмо. Примите его как «глас вопиющего в пустыне», ободренного сознанием, что где-то, хоть и далеко, хоть и в малом количестве, существуют «братья по разуму».

Желаю Российскому гуманистическому обществу обрести свой уверенный и хорошо слышимый голос.

С уважением к председателю РГО
и ко всему Российскому гуманистическому обществу в целом.

«Здравый смысл», 2002 / 2003 № 1 (26)

 


Н. М. Кондратенко – пенсионерка, беспартийная (и прежде, и теперь). Краснодар.

** Ответ секретариата Конституционного Суда РФ на открытое письмо, напечатанное в «Российской правде» по поводу вмешательства РПЦ в дела государства.

«На Ваше обращение, поступившее в Конституционный Суд РФ, сообщаем, что согласно статье 3 Федерального Конституционного закона… по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле. …ксерокопия Вашей статьи в газете без Вашей личной подписи не может быть предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ». Начальник отдела писем.

Март 1996 г.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика